В ходе переписи населения в 1897 году была проведена специальная выборка, включающая людей, достигших возраста 100 лет и старше.
Каким образом удавалось определить их возраст? Вопрос оказался необычайно интересным.
Отнюдь, данные не собирались просто на словах – переписчики действовали по строгим правилам, изложенным в соответствующих наставлениях. Главное внимание уделялось подтверждению информации о возрасте:
"Перед тем как заносить в список количество лет данного человека, желательно тщательно проверить его возраст.
Это легче всего сделать, просмотрев метрические записи.
В случае отсутствия такой возможности, следует провести беседу, определить наиболее ранние события, связанные с государственными или локальными событиями, а также установить возраст на момент их происшествия".
На интернет-ресурсе Генеалога Николая Курпана доступно несколько анкет, заполненных столетними респондентами.
Они делились информацией о своих средствах к существованию: финансовой поддержке и условиях жизни.
Проводились допросы о том, кто обеспечивает их жизнь и на какие источники они могли полагаться.
Следует заметить, что далеко не все опрашиваемые достигали ста лет, часто реальный возраст был меньше – в некоторых случаях 95 или 85.
В основном, однако, люди достигали возраста не меньше 80 лет.
И вот, что рассказывают сами респонденты:
Екатерина Кириллова Вершинина, проживающая в деревне Каменный Наволок (Медведец) Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии,
жила за счет невестки, занимавшейся земледелием. Ее жизнь была скромной. На данный момент она обеспечивается подаяниями от соседей.
Терезия Петровна Пискорская, проживающая в деревне Смоловка Житомирского уезда Волынской губернии, была связана с земледелием через своего сына. Она средствами к существованию была обеспечена.
Гликерия Никитина Власова из деревни Корби Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в молодости жила достаточно посредственно.
После замужества и вдовства средства к существованию оставались скромными.
В настоящее время она живет при сыне, который испрашивает милостыню для нее уже 25 лет.
Иван Павлович Чудовский, из деревни Смоловка Житомирского уезда Волынской губернии, являлся достаточно обеспеченным земледельцем и держателем дома. Его жизнь была безбедной и не подвергалась лишениям.
Анастасия Андреевна Кечакова, проживавшая в селе Салут Ардаганского округа Карсской области, жила за счет своего сына и пребывала в бедности.
Иван Даниилов Вышенский, из села Черняхово Киевского уезда Киевской губернии, обеспечивал свою жизнь через земледелие, но данные о его бедности или обеспеченности отсутствуют.
Филипп Власов, житель деревни Ракитно Докатовской волости Псковского уезда Псковской губернии, также обеспечивал себя через земледелие и не подвергался лишениям.
Прасковья Андреева из деревни Порфеева Сидоровской волости Псковского уезда Псковской губернии жила за счет своего зятя-земледельца. В молодости она обладала достаточными средствами, но со временем столкнулась с лишениями.
Марфа Степанова, проживающая в поселке Крутики Порховского уезда Псковской губернии, была свояченицей хозяина дома и жила за его счет. Она имела достаточные средства к существованию.
Еремей Логинов Косолапов, проживавший в селе Христофоровка Козловского уезда Тамбовской губернии, завершив жизнь бедно до 35 лет, позднее не нуждался в помощи.
Обобщая данные, можно отметить, что существование давних крестьян без пенсий было чрезвычайно разнообразным.
Действительно, анкет недостаточно для полных выводов, однако намечаются некоторые общие тенденции.
Среди мужчин вопрос выживания в старости зависел от их физического состояния и здоровья.
Некоторые могли сохранять статус хозяев дома даже в глубокой старости.
В других случаях дом переходил к сыну или наследнику, и старец-крестьянин "жил при сыне/внуке и за его счет".
Что касается женщин?
большинство из опрошенных были вдовами (подобная ситуация наблюдалась и среди мужчин).
В сущности, женщина без мужа не могла оставаться хозяйкой дома, в то время как муж без жены сохранял статус хозяина.
Таким образом, женщины старших возрастов чаще всего жили за счет мужчин – сыновей, внуков, свояков и т.д.
Хотя не все нуждались в помощи, и далеко не все были лишены средств, для тех, кто оказался в нужде, подаяние становилось единственным способом выживания. Многие женщины, оставшиеся без мужей или детей, просили помощи у соседей, а также применяли милостыню, дабы обеспечить свое существование.
ТОЛЬКО МОЕ МНЕНИЕ:
Хоть анализ анкет и не приносит каких-то революционных новостей, он все подтверждает существующие факты и обогащает нашу картину о жизни крестьян в прошлом.