Найти тему

Лазаревское кладбище в Санкт – Петербурге. Выдающиеся мемориальные памятники выдающимся россиянам прошлого

Оглавление

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Приглашаю вас на продолжение виртуальной экскурсии по «Некрополю XVIII века», находящемуся на территории Александра – Невской лавры.

Бем Надежда Степановна (1799-1856)

На могиле этой женщины о которой, практически ничего неизвестно, кроме того что она была женой статского советника П.М. Бёма воздвигнут один из самых необычных и внешне привлекающих внимание памятников на этом старинном кладбище.

-2

Такой вид надгробия называется сенью и в большей степени характерен для мемориальных сооружений более позднего периода, конца 19 начала 20 века.

Поскольку кроме надписи на гранитной колонне, установленной на постаменте:

«Супруга Статского Советника Надежда Степановна Бемъ. Родилась 2 го января 1799 года скончалась 31 го мая 1856 года ».

имеются так же надписи:

«Варвара Петровна Оппенгеймъ сконч. 9 Iюня 1886 г.»
и
«Эдуардъ Михайловичъ Оппенгеймъ сконч. 27 мая 1909 года».

можно предположить, что сень в виде грота, сложенная из туфа, была возведена лет через 50 после кончины Надежды Степановны Бём. Кем были похороненные вместе с ней Опенгеймы и в какой степени родства они находились неизвестно, но вот памятник на их общей могиле весьма необычен и интересен сочетанием двух стилей – классики и модерна.

Берилова Анастасия Парфентьевна (1778-1804)

Русская балерина, по происхождению крепостная крестьянка графов Шереметьевых. Как известно граф Николай Петрович Шереметьев, будучи покровителем искусств, постоянно искал среди крепостных детей таланты и давал им возможность развиваться. Самая знаменитая вошедшая в русскую историю крепостная актриса Прасковья Жемчугова, но были и другие.
К таковым относится и Анастасия Гладышева, прославившаяся под сценическим псевдонимом Берилова. Училась в Императорском театральном училище Ивана Ивановича Вальберха. В 1794 году была принята на службу в качестве актрисы балета Императорских театров Российской империи.
Выступала на сцене Эрмитажного театра и пользовалась особым расположением императора Павла I. После того как император Павел, счел балет неуместным занятием для мужчин Берилова главным образом специализировалась на партиях представителей сильной половины человечества. Скончалась прима Императорского балета в 1804 году в возрасте 28 лет от скоротечной чахотки.

Была похоронена на Лазаревском кладбище

-3

Надгробие представляет собой ступенчатый профилированный постамент из облицованного мрамором известняка. На постаменте установлена подставка, украшенная рельефными изображениями гирлянд которую венчает ваза светильник с символическим пламенем. Памятник является классическим образцом мемориальной скульптуры начала 19 века, но, к сожалению давно уже требует реставрации.

Бетанкур Августин Августинович (1758 – 1824)

-4

Сегодня имя этого человека практически забыто, а между тем он был личностью весьма неординарной и являет собой яркий пример иностранца верой и правдой служившего России.
Архитектор, инженер строитель, специалист в области транспортных систем он внес огромный вклад в облик Петербурга, Москвы и других российских городов.

Испанец по национальности Августи́н де Бетанкур-и-Молина родился в городе Пуэрто-де-ла-Крус на Канарских островах, которые в 1417 году открыл и присоединил к Испании его предок Жан де Бетанкур.
Августин Бетанкур получил блестящее образование в Париже и был принят на государственную службу в Испании. К 1803 году он занимал пост генерал – инспектора корпуса инженеров министерства путей сообщения, и главным директором почт. В связи с осложнившейся ситуацией в государственном устройстве Испании Бетанкур эмигрирует в Париж, а в 1808 году поступает на Российскую государственную службу. Будучи талантливым инженером, руководил перестройкой и модернизацией старейшего в России Императорского оружейного завода в Туле, заложил и построил Пушечный литейный дом в Казани. Стал автором проектов и непосредственным руководителем строительства Московского манежа

-5

и комплекса Нижегородской ярмарки

-6

В Петербурге Августин Августинович Бетанкур построил комплекс зданий «Экспедиции заготовления государственных бумаг», которая действует и сегодня под названием «Бумажная фабрика ГОЗНАК»

-7

Кроме того он стал автором проектов Каменноостровского

-8

и Исаакиевского мостов.

-9

Можно ещё долго перечислять достижения этого человека, но для этого потребовалось бы написать целый цикл статей. Скажу только, что он несколько лет занимал пост директора Главного управления путей сообщения и входил в состав Комитета министров Российской империи.

В 1816 году к Августину Августиновичу обратился молодой французский архитектор Огюст Монферран, прибывший в Петербург из не оправившейся после войны Франции. Бетанкур по достоинству оценил талант молодого зодчего и на свой страх, и риск рекомендовал его Императору Александру I, как архитектора, которому можно доверить перестройку Исаакиевского собора. Как мы с вами знаем Монферран, полностью оправдал оказанное ему доверие.

Между прочим участие Бетанкура в судьбе Монферрана, не ограничилось рекомендациями. Он как инженер принимал активное участие в поиске технических решений для устройства фундамента Исаакиевского собора и разработал систему подъёма и установки колонн. В дальнейшем идеи Бетанкура, Монферран применил для установки Александровской колонны.

Видный российский государственный деятель, талантливейший инженер и архитектор, генерал – лейтенант Августин Августинович Бетанкур скончался 14 (26) июля 1824 года.
Первоначально был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге.

Проект памятника над могилой в виде колонны увенчанной урной разработал Огюст Монферран. Его соавтором стал архитектор Ю. А. Никитин, который создал проект кованной железной ограды.
Изготовление, доставку и установку монумента оплатили нижегородские купцы. В 1979 году останки испанца так много сделавшего для России были перенесены вместе с памятником в «Некрополь XVIII века».

-10

В заключение хотелось бы сказать, что в наше время происходит некое возвращение к истокам отечественной истории и пусть не стремительное, но постепенное восстановление исторической справедливости. 24 июня 2003 года в сквере на Обуховской площади, рядом с Петербургским государственным университетом путей сообщения был открыт памятник А. Бетанкуру. Авторы памятника — скульптор В. Э. Горевой, архитекторы В. В. Попов и Ю. А. Никитин. Материал — бронза.

-11

На этом мои уважаемые читатели и подписчики позвольте сегодня прерваться. Прежде чем пожелать вам всего доброго хочу напомнить что

Творческая мастерская скульптора Игоря Селиверстова предлагает изготовление надгробий и памятников в лучших традициях мемориальной скульптуры Санкт – Петербурга. Мы выполняем камнерезные бронзолитейные работы любой сложности и сумеем полностью выразить всю глубину ваших чувств, к близкому человеку.

А вот теперь мои уважаемые читатели всего вам доброго и до скорой встречи.