Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Последнее лето детства» - почему этот фильм многим не понравился?

Этот фильм обычно ругают, хотя бы потому, что он не похож на первые части кинотрилогии – «Кортик» (1973) и «Бронзовую птицу» (1974). Те были динамичны, круты, наполнены тайнами да авантюрами. А тут – какая-то вялая тема ворованной мануфактуры. Итак, «Последнее лето детства» (1974) – это не романтико-приключенческий сюжет, но ретро-детектив, где самое важное – не действие, а …ностальгия по прошлому. В 1970-х цвела тема «дивного ретро» с его канотье, бутоньерками и чарльстонами, и в «Последнем лете детства» даже нэпманские привычки, вкусы показаны, как нечто миленькое, хотя и дурацкое. Такое чувство, что режиссёр Валерий Рубинчик просто хотел сделать нечто в антураже 1920-х. Впрочем, Анатолий Рыбаков - автор сценария - остался не доволен итогом. Он тоже хотел детектив, а не картинку 1920-х. Этот фильм своим настроем гораздо ближе к гайдаевскому «Не может быть!» (1975) или к «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975) Виктора Титова, нежели к предыдущим лентам о Мише Полякове и его друзьях. Та

Этот фильм обычно ругают, хотя бы потому, что он не похож на первые части кинотрилогии – «Кортик» (1973) и «Бронзовую птицу» (1974). Те были динамичны, круты, наполнены тайнами да авантюрами.

А тут – какая-то вялая тема ворованной мануфактуры. Итак, «Последнее лето детства» (1974) – это не романтико-приключенческий сюжет, но ретро-детектив, где самое важное – не действие, а …ностальгия по прошлому.

Карикатуры эпохи НЭПа. https://ru.pinterest.com/
Карикатуры эпохи НЭПа. https://ru.pinterest.com/

В 1970-х цвела тема «дивного ретро» с его канотье, бутоньерками и чарльстонами, и в «Последнем лете детства» даже нэпманские привычки, вкусы показаны, как нечто миленькое, хотя и дурацкое.

Такое чувство, что режиссёр Валерий Рубинчик просто хотел сделать нечто в антураже 1920-х. Впрочем, Анатолий Рыбаков - автор сценария - остался не доволен итогом. Он тоже хотел детектив, а не картинку 1920-х.

Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.

Этот фильм своим настроем гораздо ближе к гайдаевскому «Не может быть!» (1975) или к «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975) Виктора Титова, нежели к предыдущим лентам о Мише Полякове и его друзьях.

Там есть даже общий приём с Тётей – когда персонажей как бы помещают «внутрь» хроники, чередуя современные кадры со «старинными» и получается, будто герои общаются и перемигиваются с людьми из хроникальных кадров.

Виды и типы эпохи НЭПа. https://ru.pinterest.com/
Виды и типы эпохи НЭПа. https://ru.pinterest.com/

Мне «Последнее лето…» попалось, когда мне было лет 5, и мне очень нравились эти ретро-канотье-films. Я всё это и смотрела, как феерию шляпок фасона «клош» на фоне становления могучей сверхдержавы.

Меня даже в детстве почему-то привлекали 1920-1930-е годы. Итак, герои трилогии уже взрослые, точнее, старшеклассники. Он оканчивают школу и проходят практику на ткацкой фабрике, как тогда было принято.

Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.

В этом фильме – очень много деталей, нюансов постреволюционного десятилетия. Например, сочетание учебного и производственного процессов с обязательным получением специальности в рамках школы.

...В моё время тоже был УПК – учебно-производственный комбинат, который мы посещали в старших классах, но в 1920-х к этому подходили намного серьёзнее, ибо ковались кадры для индустрии.

Детей в обязательном порядке водили на производство, знакомиться с будущей работой. https://infovzor.ru/sovetskie-fotografii-nastoyashhie-shedevry/
Детей в обязательном порядке водили на производство, знакомиться с будущей работой. https://infovzor.ru/sovetskie-fotografii-nastoyashhie-shedevry/

На той фабрике происходит нечто странное – Миша Поляков (Владимир Антоник) замечает, что списывается как-то слишком много брака. А это верный признак того, что где-то всё это продаётся левым частникам.

Подобный мотив - один из ведущий в милицейских детективах позднего СССР. Да, за этим стоит целая банда, где управляет обаятельный жулик – агент-снабженец Валентин Валентинович Навроцкий (Евгений Евстигнеев).

Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.

У Евстигнеева вообще одно из ведущих амплуа – умный, ловкий и обаятельный ретро-преступник. Здесь и Саша Корейко с его подпольными капиталами, и Ручечник в обнимку гражданкой Волокушиной, и главарь шайки - любитель музыки в комедии «Мы из джаза» (1983).

«Последнее лето детства» — это бенефис Евстигнеева, так как всё остальное выглядит смазанным – и расследования Миши Полякова, и судьбы дворовой банды во главе с Витькой Буровым, и даже убийство главного инженера Зимина.

Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.

Кстати, по книге персонаж Евстигнеева – кавалер лет тридцати, а здесь его сделали господином средних лет. Так вот, Навроцкий – эстет, бывший дворянин, любитель красивых женщин и – красивых жестов.

С таким набором вкусов и с роскошной фамилией, оканчивающейся на -цкий просто невозможно быть положительным героем, и мы сразу понимаем – перед нами прожжённый тип.

Нэпманы в ресторане. Карикатура. https://ru.pinterest.com/
Нэпманы в ресторане. Карикатура. https://ru.pinterest.com/

По отношению к Мише Полякову он выступает, как змей-искуситель, но ему – этому «обломку старого мира» ничего не удаётся. Чем изящнее витийствует Навроцкий, тем суше становится правильный мальчик Поляков.

При этом жулику удаётся зацепить «индивидуалиста» Юру (Владимир Герасимов), которому скучно строить социализм, и он собирается посвятить себя кинематографу. Юра общается с Людочкой Зиминой, дочерью глав-инженера, кокеткой и модницей.

Кадры из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншоты.
Кадры из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншоты.

Как обычно бывает в таких фильмах, отрицательные «маски» намного интереснее положительных, и линии Навроцкого, Юры, дворового хулигана Витьки, девчонки Белки, вора Кости Карлика прописаны лучше.

Хорошо показано, как за нейтральными вывесками, типа фотостудии или приёма бутылок в 1920-х скрывались инфернальные личности, типа фотографа из лавочки «Русская светопись».

Кадры из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншоты.
Кадры из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншоты.

Всё подано через юмор. Так, забавны рестораны, где сидят жирные «рожи» со скучающими девицами. Смешон куплетист, поющий о важности больших денег: «Я люблю красотку Мариэтту, но у меня мильёна нету!».

С не меньшей насмешкой показан прямолинейный комсомолец Антон с рассуждениями а-ля Троцкий и с желанием превратить общество в дом-коммуну и военный плац.

Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.

Эти лозунговые рассуждения о вреде танцев и пагубном влиянии шляпок, стихов о любви, прогулок при луне - тоже веяние 1920-х. Тогда шли яростные, наивные диспуты насчёт любовной лирики, дамских журналов, ухаживаний за девушками.

В целом, «Последнее лето детства» — это попытка сделать ностальжи-фильм на детективном материале, причём сама интрига смазана в угоду фоновым деталям, вроде отлова беспризорников или выступления театра «Синяя блуза»...

Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.
Кадр из фильма «Последнее лето детства» (1974). Скриншот.

Фильм, произведение всегда не нравится, если от него ждут чего-то другого. Если вместо комедии начинается концептуальная притча (как это любили делать в позднем СССР), а вместо «пионерского» детектива – ретро-виды со слабой детективной частью, зритель испытывает дискомфорт.

Хотя, повторюсь, если эту вещь смотреть отдельно, без отсылки к расследованиям юного Полякова, очень даже неплохо смотрится. Также великолепна музыка Евгения Глебова, которую даже рассматривают отдельно от не вполне удачной кинокартины...

Павел Соколов-Скаля. Нэпманы. 1927 год. Здесь показана карикатурная длина тогдашних модных юбок. Таких, разумеется, не было - чуть выше колена. Это - гротеск.
Павел Соколов-Скаля. Нэпманы. 1927 год. Здесь показана карикатурная длина тогдашних модных юбок. Таких, разумеется, не было - чуть выше колена. Это - гротеск.

Ещё пара детских фильмов об эпохе НЭПа:

1. «Красные пчёлы» - классовая борьба и злые скауты.

2. «Наше призвание» и безумные школьные эксперименты 1920-х.