Найти тему

Происхождение славян - Анты

Население Черняховской культуры было пестрым в этническом и племенном отношении.

Причем, в различных регионах Черняховской территории этнические процессы протекали неодинаково.

Этнокультурная дифференциация ареала черняховскои культуры а — граница общей территории черняховскои культуры; б — общий ареал пшеворской культуры (в зоне налегания Черняховского ареала — Верхнеднестровский регион); в — территория, где в формировании Черняховского населения участвовал сарматский субстратный компонент; г — Подольско-Днепровский регион, где наблюдается концентрация пшеворских и сарматских элементов; д — регионы доминирования готов. 
Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/14
Этнокультурная дифференциация ареала черняховскои культуры а — граница общей территории черняховскои культуры; б — общий ареал пшеворской культуры (в зоне налегания Черняховского ареала — Верхнеднестровский регион); в — территория, где в формировании Черняховского населения участвовал сарматский субстратный компонент; г — Подольско-Днепровский регион, где наблюдается концентрация пшеворских и сарматских элементов; д — регионы доминирования готов. Источник: https://historylib.org/historybooks/V--V--Sedov_Slavyane--Istoriko-arkheologicheskoe-issledovanie/14

Для вопроса происхождения славян представляют интерес два региона - Верхнеднестровский и Подольско-Днепровский.

Первый регион охватывает бассейн верхнего течения Днестра со смежными землями верховьев Западного и Южного Буга, Стыри и Горыни. Здесь обитали племена волыно-подольской группы пшеворской культуры. Он характеризуется малочисленностью скифо-сарматских особенностей. Немного здесь и вельбарских (готы) элементов. В этом регионе доминировал обряд трупосожжения. Регион характеризуется распространением полуземляночных жилищ. Здесь скорее всего был ареал обитания именно протославян.

Подольско-Днепровский регион простирается от среднего течения Южного Буга до левобережья среднего Днепра. Здесь смешение пшеворской, пшеворско-зарубинецкой и пшеворско-вельбарской культур. На поселениях обычны полуземляночные жилища. Здесь значительный процент населения скорее всего составляли протославяне.

Вместе с тем Подольско-Днепровский регион в отличие от Верхнеднестровского характеризуется погребениями сармат. Возможно, политически доминирующую (но не численно) основу Черняховского населения здесь составили ираноязычные обитатели.

Постепенно протославяне ассимилировали более малочисленных сармат. При этом, отмечается преобладание могил с трупоположением головой на запад - чтобы покойник мог увидеть восходящее солнце. Типично индоевропейский обряд - общий для иранцев и славян.

https://rudalle.ru/check_kandinsky22/fb57b57e-1c22-44c8-a742-c5df2a5988d5
https://rudalle.ru/check_kandinsky22/fb57b57e-1c22-44c8-a742-c5df2a5988d5

Славяне поднепровья переняли от иранцев их богов - Хора и Симаргла. В других местах формирования славянства таких богов нет.

Племенную группировку протославян Подольско-Днепровского региона отождествляют с антами. Согласно Иордану, анты заселяли области между Днестром и Днепром. Они жили в лесостепной полосе междуречья. В конце IV в. анты отразили нападение готов. Но затем король готов Винитарий все же разгромил антов и казнил их князя Божа с 70 старейшинами.

При этом, античные авторы сообщая о Винитарии назвали его так в честь победителя венетов. Настоящее его имя не известно. Это одно и тоже, что часто встречавшееся у золотоордынцев имя Урус - то есть повелитель русов.

Сам этноним Анты типично индоевропейский:

  • древ, индийское antas ‘конец, край’, antyas ‘находящийся на краю’, осетин, att’iya ‘задний, позади’. У тюрок также Арты означает сзади.

Также из индоевропейского и другие этнонимы: хорваты, сербы, русь. Хорваты связывается с иранской лексемой хъrvatъ со значением ‘страж скота’, ‘стеречь’. Трубачёв пишет о тождестве этнонимов «хорваты» и «сарматы», возводя их к иранскому *sar-ma(n)t-/*har-va(n)t- в значении ‘женский, изобилующий женщинами’.

"Белые хорваты" - кто они?
История и культура Евразии29 июля 2020
Олег Николаевич Трубачёв (23 октября 1930, Сталинград — 9 марта 2002, Москва) — советский и российский лингвист-славист, исследователь этимологии славянских языков и славянской ономастики; специалист в области сравнительно-исторического языкознания, лексикограф. Доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР (1972), академик РАН (1992)
Олег Николаевич Трубачёв (23 октября 1930, Сталинград — 9 марта 2002, Москва) — советский и российский лингвист-славист, исследователь этимологии славянских языков и славянской ономастики; специалист в области сравнительно-исторического языкознания, лексикограф. Доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР (1972), академик РАН (1992)

Этноним сербы получен от сарматов, которые под названием «servi Sarmatorum» упоминаются в письменных источниках IV–V вв.. Весьма вероятно и индоевропейское начало этнонима русь. Его возводят к иранской лексеме со значением светлый, блестящий (осетин, свет, светлый, персид. сияние). О. Н. Трубачев связывает этот этноним с индоарийскими терминами светлый, белый.

Анты кроме иранцев взаимодействовали с готами (вельбарцы), которые заселяли нижнее Поднепровье. Причем в этническом плане эти готы были смешаны с гето-дакийцами. При короле готов Германарихе анты не надолго покорились готам. Это было при императорах Грациане и Валентиниане II. Но гунны освободили антов.

После гуннского нашествия анты заимели собственное раннегосударственное (или полугосударственное) образование со своим предводителем и знатью. В самом конце IV в. (или в начале V в.) глава остроготов Винитарий, как уже упоминалось разгромил антов.

Следует отметить, что анты представляли собой лакомый кусок для всех участников начавшегося Великого переселения народов. Археологи постоянно находят богатые клады с римскими денариями в ареале Черняховской культуры. Протославяне активно торговали с античным миром хлебным зерном, рабами, скотом, кожами, мехами. Взамен получали амфоры, краснолаковую и красноглиняную столовую посуду, изделия из стекла, сосуды из цветных металлов. Также отмечено большое количество реплик римских монет, что говорит о внутреннем денежном обороте.