В 1940 году на испытания в НИИ ВВС поступил новый перспективный самолет - дальний бомбардировщик схемы «летающее крыло» под обозначением ДБ-ЛК. Эта машина по замыслу ее конструктора В. Н. Беляева и по прикидкам военных чинов должна была весьма значительно превысить характеристики тогдашнего массового бомбардировщика ВВС Красной Армии – СБ, а также его более современных аналогов – ДБ-3 и Пе-2. Мало того, было также предусмотрено превратить этот самолет в пикирующий бомбардировщик, но обстоятельства распорядились иначе – началась война, и для длительной и затратной доводки новых самолетов уже не было возможностей.
Немецкие и американские проекты самолётов, выполненных по схеме «летающее крыло», очень хорошо известны всему миру. Однако мало кто знает, что военные машины подобной конструкции разрабатывались для ВВС Красной Армии и даже испытывались и демонстрировались на парадах и авиашоу ещё в довоенное время.
Например, советским авиаконструктором К. А. Калининым еще за четыре года до войны был построен бесхвостый бомбардировщик «летающее крыло» К-12, который прошел государственные испытания и даже был показан иностранным гостям на параде в Тушине 18 августа 1937 года. Самолет был раскрашен яркими красками, и из-за своей невиданной ранее схемы вкупе с необычным «камуфляжем» получил неофициальное название «Жар-птица».
Планировалась постройка нескольких самолетов К-12, их испытания и подготовка к серийному производству, но весной 1938 года сам Калинин был арестован и расстрелян как иностранный шпион, а через некоторое время была свернута и программа по его бомбардировщику. Очевидных причин такого финала не было, все материалы дела не обнародованы до сих пор, но большинство специалистов склоняются к мысли, что самолет тут был не причем. Возможно, это просто была «внутривидовая» борьба между советскими конструкторами, потому что, например, против «новаторских затей» Калинина всегда очень активно выступал лично тот же С. В. Ильюшин.
Однако в историю авиации К-12 «Жар-птица» вошёл как первый в мире реальный бомбардировщик бесхвостой схемы типа «летающее крыло», отвечавший всем требованиям военной тактики своего времени, и это признали даже англичане, которые вообще-то о советской авиации всегда были невысокого мнения. Интересно, что после войны материалами по К-12 интересовался американский авиаконструктор Джон Нортроп, разработавший свои бомбардировщики схемы «летающее крыло» - XB-35 и B-49, а годы спустя – F-117 и B-2.
Впрочем, старания Калинина после его гибели не пропали втуне, и уже в 1940 году в СССР под руководством авиаконструктора Виктора Николаевича Беляева был разработан, построен и направлен на государственные испытания бомбардировщик, получивший название ДБ-ЛК (дальний бомбардировщик - летающее крыло), выполненный по бесхвостой схеме с крылом обратной стреловидности. Самолёт имел два фюзеляжа, которые с виду собой представляли удлиненные гондолы двигателей и заканчивались прозрачными поворотными кольцами. Заднее вертикальное оперение бомбардировщика обладало довольно большой площадью в 7 метров, а заднее горизонтальное располагалось за кромкой центроплана на солидной высоте.
В двух фюзеляжах ДБ-ЛК размещались экипаж, двигатели и бортовое вооружение. С левого борта самолёта находился лётчик и бортстрелок, с правого - штурман и стрелок-радист. На каждого из стрелков приходилось по два 7,62-мм авиационных пулемета ШКАС в кольцах-звеньях своего фюзеляжа – они прикрывали заднюю полусферу. Ещё два таких же пулемёта располагались в самом центроплане и отвечали за полусферу переднюю.
Бомбовое вооружение могло быть доведено до 2 тонн, оно располагалось на внешней подвеске и в своем составе имело авиабомбы ФАБ-250, или же менее объёмные боеприпасы в зависимости от боевых задач.
Двигатели на первый прототип самолёта ДБ-ЛК были установлены мощностью в 950 л.с. каждый. Шасси же бомбардировщика складывались в полёте в специальные отсеки фюзеляжей-гондол.
Главная особенность ДБ-ЛК - схема «летающего крыла», в теории должна была дать новому самолёту весьма солидные лётные характеристики. Так, к примеру, при относительно равной площади крыла с основным бомбардировщиком того времени - СБ, максимальная бомбовая нагрузка самолёта В. Беляева была больше на 500 килограмм. По потолку в 8500 метров, максимальной перегоночной дальности и скорости - 2900 километров и 488 км./ч. соответственно, ДБ-ЛК также должен был превосходить аналог. Напомню, что даже основной фронтовой бомбардировщик Пе-2 мог брать не более 1000 кг бомб, а реально – всего 600, да и дальность полета у него была не такой уж и замечательной.
Интересно, что программа разработки этого самолета на начало 1940 года была в таком приоритете, что 1 мая ДБ-ЛК даже удостоился чести пролететь над Красной площадью во время парада. Правда, из-за технической неполадки, вызванной глупостью отвечающего за мероприятие особиста, заставившего снять патрубок с фильтром из-под капота, самолет пролетел над Москвой слишком поздно, чтобы его мог увидеть Сталин. Тем не менее, будущее такого перспективного самолета было весьма радужным.
Впрочем, лётные испытания бомбардировщика хоть и подтвердили заявленные цифры, и даже обещали стать еще лучше, но выявили и немалое количество других недостатков, некоторые из которых были довольно существенными.
Во-первых, ДБ-ЛК был не очень нестабилен в полете и капризен в управлении, что не позволяло разместить на нём полную бомбовую и топливную нагрузку: на взлёте его разворачивало вправо, в конце же разбега самолёт имел тенденцию к прыжкам. Хотя, с другой стороны, ДБ-ЛК вполне мог набирать высоту и маневрировать даже на одном из двигателей.
Во-вторых, сектор обзора самолёта вперед и вниз оказался неудовлетворительным, что затрудняло прицеливание при бомбометании. Вдобавок, обе передних кабины бомбардировщика очень быстро заполнялись газами от работающих двигателей, поэтому, находиться в них можно было только в противогазах.
Ну а в-третьих, с оборонительным вооружением ДБ-ЛК также появились проблемы: ввиду крайней стеснённости в расположении и чрезмерной загруженности стрелков обязанностями, защищённость бомбардировщика, в частности, его передней полусферы была весьма посредственной.
Поэтому по причине выявленных недостатков новый самолёт все же был снят с испытаний, однако сам проект закрыт не был, а направился на доработку. Руководство ВВС прекрасно понимало, что недостатки хоть и были значительными, тем не менее, совсем не фатальными – советские авиаконструкторы того времени справлялись и не с такими проблемами. Тем более что ДБ-ЛК обладал достоинствами, которых не имел ни один другой бомбардировщик в мире. Так, довольно тонкое крыло самолета обратной стреловидности обладало хорошим запасом прочности, а максимальную скорость машины планировалось довести до 500 км/ч. Также благодаря своим особенностям, освобожденный от бомбовой нагрузки, ДБ-ЛК мог выписывать некоторые фигуры высшего пилотажа, недоступные машинам аналогичного класса.
Исходя из всего этого, военные потребовали продолжить работу над самолетом и превратить его в пикирующий бомбардировщик. К 1941 году на вооружении ВВС Красной Армии уже были две машины подобного типа – Пе-2 и Ар-2, но ДБ-ЛК обещал характеристики более высокие.
Прошло время, необходимые изменения в конструкцию ДБ-ЛК были внесены, активно готовилась постройка второго прототипа, но грянула Великая Отечественная война, и проект перспективно самолёта был закрыт. Наступило время, когда предстояло улучшать то, что было, а не тратить время и деньги на что-то совершенно новое.
В целом же, новый бомбардировщик показал преимущества примененной инновационной на то время схемы «летающего крыла», но уровень технологий тех лет не позволил полноценно реализовать заложенный в ней потенциал. Доводки самолета заняли бы не один месяц, а в создавшихся условиях и не один год. Этого времени не было.
В истории авиации бомбардировщик ДБ-ЛК остался под довольно обидным прозвищем – «летающая курица». Но не летно-технические недостатки были тому причиной, а необычный внешний вид, как и в случае с «жар-птицей» К-12. Из-за своих необычных крыльев этот самолет и на самом деле походил на поднявшуюся в воздух курицу.
Послевоенное развитие авиации показало, что время бесхвостых схем все же еще не наступило. Американцы разрабатывали бомбардировщики типа «летающее крыло» B-35 и B-49, но, доведя их до серийного производства, очень быстро это производство прекращали. Однако тема «бесхвосток» была настолько притягательна, что в 80-х данная схема снова была использована американцами в известном истребителе F-117, а затем и в бомбардировщике B-2.
Впрочем, и эти самолеты давно уже перестали производиться и постепенно снимаются с вооружения. Причины сложностей с эксплуатацией «бесхвосток» уже давно известны, но это совсем другая история…
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МОИ МАТЕРИАЛЫ:
Дальний бомбардировщик Ер-2 - странный «неудачник», провоевавший всю войну навылет
Во время войны СССР переплюнул США и Японию в деле создания сложных авиационных моторов