Найти тему
Сайт психологов b17.ru

О книге З. Фройда "Тотем и табу"

В рамках обучения в Институте психологии и психоанализа на Чистых прудах я прочла много интересных работ Фройда. По программе нам нужно было написать эссе по прочитанным книгам. Самой интересной для меня оказалась работа "Тотем и табу". В прошлом году я написала эссе по этой книге, а сегодня решила поделиться им с вами. Возможно мой текст вдохновит и вас на прочтение этой работы, если вы еще ее не читали.

В 1912-1913 гг. Зигмунд Фройд опубликовал в журнале Имаго четыре статьи, которые вошли в его работу под названием «Тотем и табу». Суть этой работы заключалась в попытке автора исследовать обычаи диких племен с точки зрения психоанализа.

Фройд размышляет о причинах и целях формирования тотемизма и табу, об их роли в жизни дикарей, прослеживает связь между мышлением дикаря и периодом инфантилизма, который проходит каждый из нас в детстве, а также связь с невротическими симптомами.

Анализ табу, по его мнению, проведен более полно, чем анализ тотема, в силу того, что табу существует и в наши дни, а тотемизм практически исчез, оставив лишь незначительные следы в религии и некоторых обычаях.

Исследование проводилось по большей части на примере туземцев Австралии, но также в работе Фройда много примеров из жизни полинезийцев, племен Меланезии и других народов.

Дикие племена делятся на небольшие семьи и кланы, каждый из которых имеет свой тотем. Тотемом может быть животное, растение или сила природы. Принято считать, что тотем оберегает и помогает семье, даже если для остальных он опасен. Тотем передается по наследству. Фройд предполагает, что изначально тотем передавался по материнской линии, а затем стал передаваться по отцовской линии.

Членам одного тотема запрещено убивать свой тотем, т.е. животное, название которого носит тотем, а также есть его. Также членам тотема запрещено вступать в сексуальную связь и в брак друг с другом. Нарушение запрета карается смертной казнью.

Например, в Меланезии, когда мальчик достигает половой зрелости, то ему предписывается избегать любых контактов с матерью и сестрами. Те же правила распространяются и на девочек, достигших половой зрелости в отношении отца и братьев. Такие правила защищают членов одной семьи от инцеста.

Также есть интересный обычай, касающийся отношений мужчины и его тещи – они не должны смотреть друг на друга, называть имен друг друга, разговаривать могут только на большом расстоянии и в целом, им также полагается избегать друг друга. Эти правила также направлены против инцестуозного соблазна, который может возникнуть как со стороны тещи, так и со стороны зятя. По мнению Фройда, источники этого соблазна у них разные, но основаны на амбивалентности их чувств.

У тещи такой соблазн может возникнуть из теплых чувств к молодому мужу своей дочери. И очень часто, дабы подавить этот соблазн, теща может направлять на зятя агрессию.

А у зятя этот соблазн имеет свои корни в его первичном выборе объекта. Т.е. теща может олицетворять фигуру матери, к которой он, в раннем детстве, испытывал нежные чувства.

Зигмунд Фройд указывает на схожесть между сильным страхом инцеста у дикарей и душевной жизнью невротика. Первый сексуальный выбор мальчика, направленный на мать – инцестуозен. При благоприятном сценарии, взрослеющий мальчик впоследствии смещает свое внимание на более подходящий сексуальный объект и инцестуозные чувства вытесняются. У невротика, напротив, процесс вытеснения оказался неудачным, что привело к тому, что инцестуозные чувства пытаются прорваться в сознание, но вступают в конфликт с нормами морали, образуя невротические симптомы. Т.е. инцестуозные чувства составляют ядро невроза.

Таким образом, Фройд находит подтверждение своей теории на примере, кажущихся странными, на первый взгляд, обычаев дикарей, демонстрирующих сильный страх перед своими инцестуозными желаниями, которые становятся бессознательными при переходе на следующую ступень развития человека.

Далее Фройд переходит к исследованию темы табу. Слово табу имеет двойное значение – это и священный, но также и жуткий, опасный, запретный. По сути табу – это ограничение, запрещение.

Цели табу могут быть разными, начиная от охраны значимых лиц, например, вождей или священников, заканчивая защитой от опасности связанной с прикосновением к трупам.

Человек, нарушивший табу сам становится табу. Искуплением может стать покаяние и ряд религиозных церемоний.

Исследуя табу и рассматривая примеры различных ритуалов и обычаев, связанных с табу, Фройд находит, что нечто похожее происходит при обсессивном неврозе, т.е. неврозе навязчивости. Например, когда невротик налагает на себя навязчивые запреты, которые не поддаются объяснению.

И в случае с невротиками и в случае с дикарями обнаруживается амбивалентность чувств в отношении того, что подлежит табу. С одной стороны, есть сильное желание нарушить табу, а с другой – сильный страх получить наказание за нарушение.

Например, в отношениях между дикарями и их королем можно заметить ряд противоречий, которые с точки зрения психоанализа объясняются амбивалентностью. С одной стороны, королю предоставляются различные права и привилегии, недоступные обычным людям, на него возлагаются большие ожидания, что он будет защищать и оберегать свой народ, а с другой стороны, жизнь короля подчинена жесткой церемониальной системе. Т.е. на короля направляются одновременно и забота и враждебность.

Что касается табу в отношении мертвецов, то чувство вины у выжившего также является признаком амбивалентности его чувств к покойнику при жизни – с одной стороны любовь, а с другой стороны агрессия, которая получила свое удовлетворение в результате смерти этого человека. А у дикаря эта агрессия проецируется на покойника и выражается в сильнейшем страхе перед покойным и в его фантазиях о том, что мертвец может ему как-то навредить.

Т.е. вытесненная враждебность проецируется и проявляется в виде страха, либо проявляется через образование церемониала. Таким образом, можно заключить что запрет табу – это результат амбивалентности чувств.

За время своего существования, человечество создало поочередно три системы мировоззрения: анимистическую, религиозную и научную.

Анимизм – это самая примитивная и самая первая философская система, объясняющая устройство мира, при которой человек воспринимает себя как всемогущего, способного оказывать влияние на разные процессы, а помогают ему в этом магические действия.

Например, супружеская пара земледельцев отправляется ночью на цветущее рисовое поле и совокупляется с целью побудить рис к плодородию.

Анимистическое мышление можно проследить не только у примитивных народов, но и у младенца, проживающего нарциссическую стадию развития, сопровождающуюся переживанием собственного всемогущества.

Затем, анимистическое мышление сменилось религиозным. Часть собственного всемогущества была передана духам и божествам. И если при анимистической философской системе люди считали, что для того, чтобы исполнилось их желание, нужно совершить магическое действие, то при религиозной системе, для того чтобы исполнилось желание, нужно было помолиться какому-либо божеству. Здесь можно проследить параллель с формированием привязанности у ребенка к родителю, когда ребенок воспринимает родителя, как всемогущее божество.

Переход к научной философской системе произошел, вероятно, в результате разочарования в религии, которое подвигло человека на исследование реальности. Эта фаза похожа на то, как человек входит в период зрелости, признает свои ограничения, ограничения своих родителей, направляет свое внимание на исследование мира.

В завершающей части Фройд подводит итоги своего исследования, обозначает выводы и связи с психоаналитическим взглядом, которые он обнаружил в теме тотемизма и табу.

Например, связь тотемизма с эдиповым комплексом. Если предположить, что тотемное животное является олицетворением отцовской фигуры, то два запрета, предписанных тотемизмом – нельзя убивать тотемное животное (т.е. отца) и нельзя заключать брак с членами своего тотема (т.е. жениться на матери) как раз характеризуют эдипову проблематику.

Рассматривая невротические фобии, когда враждебность ребенка к отцу при попытке вытеснения, преобразуется в фобию животного, можно также заметить черты тотемизма.

Список использованной литературы:

  • Кинодо Ж.-М. Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе – М.: «Когито-центр», 2012. – 416 с.
  • Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. – 752 с.
  • Фрейд, Зигмунд. Тотем и табу: психология первобытной культуры и религии / Зигмунд Фрейд. – М.: Эксмо, 2020. – 224 с.

Автор: Смольянинова Ксения Николаевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru