Найти в Дзене
Крымская газета

Плюсы и минусы домашнего обучения

Фото: Наталья Сомова
Фото: Наталья Сомова

Сегодня родители старшеклассников всё чаще слышат о желании детей перейти на домашнюю форму обучения, чтобы освободить время для подготовки к ЕГЭ. Стоит ли на это соглашаться, разбиралась «Крымская газета».

ОБУЧЕНИЕ НА ВЫБОР

Для российских школьников предусмотрено множество разных форм обучения, лишь бы они получили общее среднее образование. В самих школах дети могут учиться очно, очно-заочно или заочно. Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1-го по 9-й класс) и самообразования (10–11-й классы). При этом есть ещё домашняя форма обучения, которая предусмотрена для детей, имеющих проблемы со здоровьем.

Многие из перечисленных форм обучения понятны и знакомы, но среди них выделяются семейное образование и самообразование. Они вызывают у родителей и их детей вопросы и споры.

– Сын переходит в 11-й класс и уговаривает меня перевести его на самообразование, – рассказывает сакчанка Наталья. – Говорит, что наймём репетиторов и он сможет лучше готовиться к ЕГЭ. Хочет поступать в Севастопольский политехнический институт. Но, если честно, для меня странно, что сын перестанет посещать школу.

ИЗ МАМЫ – В УЧИТЕЛЯ

Некоторые педагоги считают, что самообразование даёт свободу выбора. Ребёнок может самостоятельно читать учебники и заниматься с репетиторами по выбранным для поступления в вуз предметам. Если ребёнок плохо организован, он может подключить онлайн-школу.

– Нельзя сказать, что самообразование – это однозначно хорошо или плохо. Всё сугубо индивидуально, – делится мнением Айше Османова, чей сын уже несколько лет на домашнем обучении.

Она рассказывает, что к такой форме образования пришлось прибегнуть после многочисленных конфликтов между ребёнком и учителем.

– К тому же не сложилось с одноклассниками, – говорит мама школьника. – В итоге у ребёнка появились определённые страхи и комплексы. Мы посещали психолога. Поэтому ушли на семейное образование, это оптимальный вариант для нашей семьи. Мы не сидим каждый день до полуночи с уроками и нервами, нет принудительной побудки по утрам. Нет необходимости сидеть с ненавистными одноклассниками восемь часов в день в диком напряжении. Школа выдаёт учебники, а в конце года проходит аттестация по всем предметам...

Мама школьницы Ольга Фесенко также перевела дочь на домашнее образование, но после отказалась от него.

– Старшая дочь училась полгода на семейном образовании в третьем классе. Аттестацию сдавала в школе. Из плюсов: обучение шло качественно, интересно, хватало времени на музыку, спорт, здоровье и отдых. Из минусов: я превратилась из мамы в круглосуточного наставника, учителя. Нашей семье такой вид обучения не подошёл, – рассказывает о своём опыте Ольга.

Впрочем, большинство психологов также считают, что в домашнем образовании (особенно учеников младших классов) есть два огромных минуса: трудности с социализацией и постоянное напряжение родителей. Помните, как в период коронавирусной инфекции все дети ушли на удалёнку? Сколько родителей тогда поняло, что учительский труд бесценен?.. Спокойно и доходчиво объяснить ребёнку новую тему, помочь справиться с выполнением задания – на такой подвиг готовы немногие.

– Когда человек решает обучаться какому-то предмету самостоятельно, он начинает обращаться к Интернету. А там статьи говорят одно, а блогеры – другое. И это может представлять сложность при обучении. Ещё многим людям не хватает самодисциплины, а это важный шаг на пути к самообразованию. Также степень усидчивости зависит от темперамента человека и его психофизиологических данных, – говорит педагог-психолог Алёна Панкратова.

РОДИТЕЛИ В ОТВЕТЕ

О том, что не всем детям даже в семнадцатилетнем возрасте хватает самодисциплины, говорит и заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Лесновская средняя школа» Юлия Антощук.

– Считаю, что такие формы обу­чения, как семейное образование и самообразование, подходят только тем детям, которые либо часто и серьёзно болеют, либо вынуждены работать по семейным обстоятельствам, либо сильно мотивированы и хотят посвятить время подготовке к ЕГЭ, – отмечает заместитель директора.

По её словам, в настоящее время в Лесновской школе несколько детей учатся дома. Одни по состоянию здоровья не могут посещать учебное заведение, другим пришлось начать работать. Но есть и ребята, которым просто не хочется вставать рано утром и идти в школу.

– У них свой график сдачи всех контрольных работ, текущих и итоговых. Они также выходят на сдачу ЕГЭ, как и другие ученики. То есть для них послаблений нет никаких. Единственное отличие – это то, что они не ходят в школу. А так всё то же самое, и программа у них такая же. Они учатся дома по учебникам, некоторые нанимают репетиторов или занимаются онлайн. Когда дело доходит до экзаменов, до сдачи ЕГЭ, они сдают очень плохо, потому что школа – это чётко выстроенная система. В школе так или иначе они погружаются в подготовку к ЕГЭ, хотят того или нет, – отмечает Юлия Антощук.

По её словам, ответственность за качественное обучение на дому полностью ложится на плечи родителей. Поэтому если они готовы уделять много времени и внимания образованию своего ребёнка и отвечать за его да­льнейшую судьбу, то могут выбрать путь домашнего образования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Чаще всего дети уходят на обучение дома по следующим причинам: состояние здоровья, необходимость работать, подготовка к итоговой аттестации и поступлению в вуз, особые способности, одарённость в спорте или иной области.

Экстерны наравне с другими обучающимися имеют право участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных, спортивных и массовых мероприятиях.

Вместе с тем ребёнок, получающий образование в семейной форме, по решению родителей или законных представителей на любом этапе может продолжить его в школе.

Ирина ГУЛИВАТАЯ