Найти тему

Лучио Буффалмано: Наивная Самопомощь, I Часть

Оглавление
На сайте Лучио PowerMoves.com можно ознакомиться с оригиналом статьи. Хотя "статья" это очень нейтрально выразиться - по сути имеем адаптированный для широкой аудитории, но добротнейший систематический обзор современной популярной сэлф-хелп литературы, в её менее рациональной ипостаси.
Кроме того, подобные, но более точечные аналитические синопсисы по самым разным популярным книгам и продуктам в индустрии самопомощи значительную часть ресурса и составляют. Полезно и с той стороны, чтобы не тратить время на заведомую ерунду, и чтобы заинтересоваться чем-то стоящим поглубже. При всех местами отторгающих "типично американских" продающих элементах, там и сям возникающих - по крайней мере, автор этого не скрывает и предлагает относиться к собственному "товару" столь же критически, что и он ниже в тексте ко всем исследованным классам. Что не может не подкупать (каламбур засчитан).

Наивная самопомощь (naive self-help) относится к авторам и продуктам из индустрии самопомощи, которые искажают реальность, предоставляют несуразные советы и потенциально даже несут ущерб тем, кто их потребляет.

Мы с вами знаем кое-что насчёт самопомощи. Мы знакомы с отличными произведениями и... Не особо отличными. Но как нам отличить годный товар от того, что так себе?

В этой статье вы научитесь тому, как опознать и избежать наивной самопомощи (благодаря чему ваши усилия по саморазвитию будут куда более эффективными).

Введение

Для кого-то эта новость станет шоком, однако наивная самопомощь составляет большинство продуктов в рамках данной индустрии.

Мы можем разложить наивную самопомощь по следующим широким категориям:

  1. Поллианнизм - на основании некой модели "доброго" или хотя бы "нейтрального" мира, которая не учитывает надлежащим образов и "тёмные" стороны реальности и природы человека. Такие продукты скорее вдохновляются притязаниями "как всё должно быть", нежели тем, как всё по факту есть
  2. Простецкая самопомощь - предоставляет одностороннее, чёрно-белое или в любом ином виде неполноценно частичное представление реальности. Простецкие модели имманентно искажают наш мир, которому свойственны сложность, вариативность и масса исключений из правил.
  3. "Ленивая" самопомощь - волшебные таблетки, универсальные решения и железобетонные "законы". "Законопослушные" индивиды всегда будут уступать гибким и мобильным игрокам в любой области, потому как в сложном и быстро изменчивом мире контекст и его детали всегда имеют решающее значение
  4. Мотивация-и-точка - подбадривание и побуждение к действию, но с замалчиванием рисков и отсутствием каких-либо оперативных стратегий и шагов для конечных достижений ("а как?"). Подкорм самооценки, напоминание людей об их "величии", однако при этом совершенно забываются и неизбежные недостатки, области для улучшений
  5. Попросту низкопробная, бестолковая или вредительская "помощь" - в диапазоне от "кому-то немного облегчает дело, но без особых результатов" вплоть до откровенного саботажа.

Поллианская ("пучеглазый" иррациональный оптимизм) наивность - то, что мы изначально обозначили как "наивная самопомощь", именно благодаря этой категории само понятие вошло в обиход. В этом смысле, поллианское легковерие и внушаемость - наиболее стереотипная черта наивной самопомощи.

Впрочем, было бы опрометчиво ограничивать наивную самопомощь лишь расчётом на доверчивость и отсутствие искушённости.

Так как хотя такие концепции, как циничность, сложность или мрачность, могут не иметь прямых ассоциаций с прилагательным "наивный" - идеи подобного толка в равной степени могут искажать действительность (о чём прочтёте далее). Именно поэтому мы решили взять уровнем повыше и использовать более широкое определение.

Определение наивной самопомощи

Определение наивной самопомощи высшего порядка следующее:

Наивная самопомощь - любой ресурс по самопомощи, который искажает действительность и продвигает такие мысленные представления, установки, идеи, стратегии и техники, которые неадекватны или контрпродуктивны для личностного развития и достижения целей

Типология наивной самопомощи

Среди основных категорий НСП мы можем определить:

1. Утопический мир

Утопическая самопомощь имеет массу форм и видов:

  • Желания: как автору хотелось бы, чтобы всё было устроено
  • Долженствования: как всё должно быть
  • Нереалистичные вероятности: какими вещи могли бы стать

"Утопия" обычно подразумевает невероятную манну небесную, само собой. Но любой ресурс по самопомощи, говорящий о маловероятном и исключительном так, словно бы это было чем-то заурядным, легко достижимым или само собой разумеющимся - точно такая же утопия.

Так, например, мы включаем в утопические фантазии:

  • Руководства по "свободным от политики" рабочим местам - не упоминающие о том, что подобные организации это прежде всего абстракция, к которой можно стремиться, но никак не реалистично достижимая цель
  • Сказочные руководства по отношениям, где "жили они долго и счастливо" - в которых никаких намёков на возможные несовпадения личностей, неадекватный выбор партнёров, разрывы, разводы и измены

Образец: "Лидеры Едят Последними" (Саймон Синек)

Разве не было бы классно, если бы...

  1. Лидеры бы были бескорыстными и справедливыми
  2. Бескорыстие помогало бы вам добраться до социальных вершин
  3. Бескорыстие = эффективное лидерство

Но, разумеется, ни одно из этих трёх утверждений никоим образом не касается реальной жизни.

В особенности что касается достижения высокого социального статуса или его удержания.

Быть может, лидерам следует есть в последнюю очередь, согласно идеалам Саймона Синек. И, кто знает, возможно в утопической параллельной вселенной все они именно так и делают.

Но в этом мире здесь - так поступают очень немногие. И не просто речь о том, что это не так по факту, это не имеет никакого отношения к тому, как стать лидером, и даже вовсе не обязательно так должно быть.

Подумайте сами: если великие вожди приносят великую ценность, то вполне честно, что они не едят в самую последнюю очередь. В конце концов, переживаете ли вы о "честности" или о достижении целей, вы определённо не захотите, чтобы в вашей стаье самый её полезный участник голодал.

Другая крайне успешная в продажах, но исключительно утопическая сэлф-хелп книга:

Радикальная Откровенность (Ким Скотт): Утопическая работа...

...где вы "приносите всё своё я на работу", даёте прямолинейную обратную связь, потому что у Вашего босса вовсе нет самомнения, и где исполнительные директора "лично заботятся о сотрудниках".

Радикальная откровенность - фантастическая книга в обоих смыслах слова, мы её обожаем и крайне рекомендуем, так как в ней есть немало отличных идей для развития классных организаций и команд.

Но всё же... Это лишь идеал, к которому следовало бы стремиться, практически недостижимый в реальности, и чрезвычайно малодоступный для 99,9% рабочих мест.

Такие книги следует выпускать с дисклеймером: "Авторы и издатели не несут ответственности за ваше возможное увольнение".

1.2 Наивное извращение: точные данные, наивные интерпретации

Наивное извращение начинается со вполне достоверных инсайтов или данных.

Однако, нежели развивать из этой неплохой отправной точки в аккуратный, но не слишком уж "приторный" анализ и рекомендации - автор почему-то даёт заднюю.

И, вместо того, чтобы идти смело до конца, он разворачивается на 180 градусов назад к безопасным лугам утопии, с политически корректными и "любезно звучащими" интерпретациями.

Иногда это требует изумительной ловкости, чтобы отрицать действительность в пользу "плюшевых" и более комфортных интерпретаций.

Но многие всё равно покупаются.

Образец: Эмоциональный интеллект

Социальный и эмоциональный интеллекты - фундамент жизненной эффективности, успеха и удовлетворённости. В этом отношении Дэниел Гоулмэн принёс изрядную пользу, когда популяризовал эти два понятия.

Однако Гоулмэн никогда не упоминает, что эмоциональный интеллект и эмпатию можно использовать - и их часто так и используют - для эффективного достижения корыстных целей, включая лучшее манипулирование другими ("маккивелический интеллект").

Это и есть наивное извращение.

С этим утопическим вывертом Гоулмэн, пожалуй, продал значительно больше продуктов, сделал больше денег и заработал себе более "чистую" репутацию.

Брэдберри, в своей "Эмоциональный Интеллект 2.0", вошёл в полный извращенский раж, когда в проведённом опросе генеральных и исполнительных руководителей обнаружил, что их эмоциональный интеллект был ниже, чем у менеджеров среднего звена.

И что он с этим сделал? Чтобы сохранить утопический фарс, он заявил, что гендирам и руководителям "следует стараться лучше" - ну да, конечно, чтобы они могли вернуться обратно в западню среднего звена, наверное?

2. Наивная открытость ума ("выпавшие мозги")

Наивная открытость включает в себя ряд ценностей, которые из добродетелей превращаются в свою противоположность, если доходя до экстрима:

  • Наивная толерантность
  • Наивная относительность ("культуральный плюрализм", например)
  • Разнообразие ради самого разнообразия; наивная "инклюзивность"
  • Культурная "чувствительность"
  • Политическая корректность - сакральность идей и убеждений (нежели людей)
  • Культурный детерминизм

Многие из этих ценностей часто связаны с прогрессивным направлением мысли и политикой левого крыла.

Но в различные предвзятости мы погрузимся чуть позже, вернёмся к наивной самопомощи. Открытость ума к новому и необычному - черта, которая подчинена "закону оптимального баланса".

Закон равновесия гласит, что некая черта является полезной, эффективной или выгодной в определённых дозах - интервал оптимального баланса - и становится вредной, неэффективной или разрушительной в крайних проявления; либо при почти полном отсутствии, либо при чрезмерном излишке.

График оптимального баланса (почти нормальное распределение)
График оптимального баланса (почти нормальное распределение)

Открытость ума подчиняется этому закону, в связи с чем здравый уровень такой открытость это прекрасно, но, как высказывание ниже блестяще указывает, она превращается в наивность, переходя за грань:

Не открывайте свой ум настолько широко, что уже мозги выпадают

Умные, просвещённые и... Тупые!

Удивительно, но высоко образованные люди становятся жертвами наивной открытости чаще всего. Студенты узнают об опасностях чёрно-белого мышления, чрезмерных обобщений и преждевременных заключений. Также они понимают важность терпимости и рассмотрения индивидуальных случаев и исключений.

Впрочем, часто они нарушают закон баланса, не учитывая, что когда чего-то хорошего слишком много, это резко становится плохим, доводят свою терпимость до крайности и становятся наивными, поддерживая пагубный дисбаланс.

Когда я слышу, как в остальном разумные люди поступают исходя из наивной "открытости разума", я вспоминаю ту сцену из "Крёстного Отца-2":

Сонни: Ты чё, пошёл в колледж, чтобы стать тупым?

2.2 Наивный релятивизм

Релятивизм - вера в то, что всё относительно. Это, безусловно, валидный и научный конструкт, однако наивный релятивизм, как обычно, доводит идею до крайности и становится "тормозом здравого суждения".

Во имя относительности, субъективности и "культурной сенситивности" наивный релятивист отказывается от своей способности рассуждать, осуждать и исправлять ошибки. И, как порядочный наивный лох, принимает как должное массу (не-особо-приемлемых) поступков.

Вы, пожалуй, уже замечаете, насколько это не только наивно, но и жалко.

Во-первых, существует масса основных пунктов, которые нельзя не признать общими для всех людей. И во-вторых, независимо от относительности, у вас всё ещё есть право судить и ожидать соответствия разумным стандартам справедливого и учтивого поведения.

2.3 Приветствие шарлатанам: ошибка "Omnis Learning"

Наивная открытость также применима к установкам насчёт учёбы.

Например, вера в то, что любой может научить вас чему-либо стоящему, часто отражаемая в мантре "учиться у всех и у всего" - подразумевает отказ от критического суждения в адрес разной брехни и шарлатанов. Или, проще говоря, бестолковых лиц, ничего не соображающих в предмете.

Умение учиться на любом опыте - отличная мысленная установка, но с несколькими важными нюансами, и она также повинуется "закону оптимума".

"Учение у всех" эффективно только для "рациональных учеников", которые уже заведомо сильны в навыках самообразования.

  • Критическое рассуждение (в адрес тезисов и аргументов), чтобы оценивать, что заслуживает внимания, а от чего тянет брехнёй
  • Чувствительность к влиянию (в адрес людей и их корпораций): чтобы замечать манипуляторов, шарлатанов и мошенников

И также очень полезно, если ученик обладает:

  • Экспертностью в данной области/дисциплине. Начинающие особенно рискуют, беря на вооружение стратегию "учись всегда у всех и каждого"

Образец: Том Билье рассаживает шарлатанов

Гуру самопомощи Том Билье - отличный парень, я раньше за ним и его творчеством следил.

Том придерживается экстремальной формы "установки на рост", которая легко превращается в пагубное пристрастие. Он пишет, что каждый раз, сталкиваясь с новой информацией, он "открывает себя для изменений".

И хотя у такого подхода есть некоторые преимущества, это также означает, что Том Билье открывается - и открывает для своей аудитории - толпе шарлатанов (в том числе в области питания).

Это полный провал в использовании критического рассуждения.

А скармливание этой орды шарлатанов собственной аудитории - провал в роли лидера.

Но кто-то может спросить: так что, разве нельзя ничему научиться у ушлых продажников, мошенников, идиотов и шарлатанов?

Почему нет, потенциально возможно и такое.

Но вам следует расставить приоритеты среди различных учителей, потому как выше указанные куда с большим шансом собьют вас с толку, ведь:

  1. То, что здорово продаётся - к сожалению, редко оказывается правдивым и эффективным, а условия рынка вынуждают говорить то, что будут покупать
  2. Личность имеет значение, потому как интересы учителей и учеников часто расходятся. То, что лучше всего для шарлатана - почти без исключений вовсе не то, что лучше всего для вас, а шарлатаны и мошенники не страдают избытком угрызений совести, продавая вам полнейшее барахло ради малейшей собственной выгоды

Именно поэтому в общем плане верно, что вы можете многому научиться из того, что различные барыги делают, но вряд ли из всего того недоделанного ширпотреба, что они рекламируют и продают.

3. Наивная доброта

Наивная доброта затушёвывает или же вовсе замалчивает теневые аспекты природы человека и различные уровни их нравственности.

Это включает в себя такие верования, как:

  • Присущая доброта людей
  • Генерализованная "воля к добру", свойственная всем
  • Бесконечная способность меняться к лучшему

Что неудивительно, такие люди оказываются прекрасными мишенями для хищников, воров и всех сортов мошенников.

Наивная доброта также мощно переплетается с наивной открытостью.

В своей крайности она оправдывает и защищает то, что для большинства разумных людей оправдывать. Как, например: "О, ну и что, только то, что у него ряд судимостей за насильственное поведение и что он избивал свою бывшую подружку - обязательно значит, что он не может измениться и стать прекрасным любящим парнем?"

Разумеется, этот осуждённый может вести себя и вполне порядочно, иногда. Но также он однозначно зарекомендовал себя жестоким и токсичным.

И конечно, он может хотеть - или говорить - что ему очень хочется измениться к лучшему... Но каковы шансы, что он это сделает?

Гораздо лучше для любого из нас толковать его прошлое поведение в качестве "красных флагов" и сильнейших указаний на будущее поведение.

Образец: Радикальное Принятие (Тара Брах)

"Радикальное принятие" - совсем неплохая книга, но временами наивная.

Авторский текст:

На резком контрасте с нашим культурным воспитанием в качестве наследников Адама и Евы, буддийская перспектива утверждает, что не существует такого факта, как грешный или злой человек. Когда мы причиняем вред себе или другим, это не потому, что мы порочные, но потому, что мы невежественные

А теперь доза реальности на замену:

Бьюсь об заклад, что если бы один из послушников Будды украл бы у его общины что-то или попытался дискредитировать его лично или его учение, то принц Готама быстро бы отправил его паковать вещички и валить подальше - как и полагается любому эффективному лидеру.

И, хотя вы можете приветливо следовать за духовным просветлением при помощи буддийских практиков - вам также стоит хотеть избегать наивной брехни на манер "нельзя называть мудил мудилами" (и обращаться с ними соответствующе).

3.2 Наивное принятие или "Подставь другую щеку"

Данный сорт наивной самопомощи побуждает нас принимать, прощать и давать другим шансы вновь и вновь.

Мы вообще-то приветствуем принятие, потому как многие люди и вещи в вашей и нашей жизни особенно никогда не изменятся. Однако "принятие паршивого поведения" - это совсем не то, что многие себе представляют.

Скорее, принятие разумного человека также означает способность принимать и столь неприглядные факты, как "кто-то настоящий ублюдок и никаких больше шансов не заслуживает".

3.3 Наивная "тропа хорошего человека к успеху"

"Тропа к успеху хорошего человека" - это определённая философия, которая полагает, что добро всегда побеждает: то есть, порядочные честные люди с высокой моралью и сильной этикой имеют успех в любых начинаниях.

И, хотя иногда оказывается именно так, и нам очень нравится думать, что это так - честность очевидно не гарантирует вам универсальной успешности. А также попросту не существует никаких доказательств тому, что сильная этика всегда бьёт, скажем, "среднюю" или даже "ниже среднего" этику.

Ещё у нас есть изобилие ситуативных свидетельств в пользу того, что аморальные люди иногда преуспевают, причём по крупному.

"Путь хорошего человека к успеху" - часто опирается на безосновательную "гипотезу справедливого мира" (позже об этом подробнее).

Брайан Трейси

Один из участников нашего форума верно отметил, что отличным образцом этого субжанра наивной самопомощи можно считать Брайана Трейси. Мы с ним согласны.

Нам многое нравится у Трейси, однако мы не можем безоговорочно согласится с его посланием о том, что честность и нравственная целостность являются фундаментом личного успеха или достижения целей. Во всяком случае, не в нынешних капиталистических реалиях.

4. Наивная мотивация (Вдохновение VS Стратегия)

Мотивационная самопомощь может быть решающим источником для тех, кто в ней нуждается. Для тех из нас, кто вполне мотивирован уже изнутри - такой ощутимой пользы в ней найти. Но независимо от того, где вы на этом спектре находитесь, любые мотивационные ресурсы следует сочетать с прочими компонентами, как-то:

  • Установки, убеждения, менталитет
  • Самоуважение и самопринятие
  • Процедуры, систематически производимые длительное время независимо от мотивации
  • Умения и навыки
  • Знания эффективных стратегий и техник для решения встающих задач

Мотивационная самопомощь без этих незаменимых элементов - не просто оказывается пустышкой, но и потенциально разрушительна.

Некоторые формы наивной мотивации сводятся к таким:

  • Безграничные возможности ("ты можешь всё") - на самом деле изначально отличное умонастроение, если только применять эту уверенность с умом, на основе реалистичной оценки своих преимуществ, недостатков и реальных вероятностей, нежели исходя из буквального восприятия "всё возможно"
  • Трудо-порно ("чем усерднее работаешь, тем лучше результат") - где мотивация находится в бесконечной суете и непрерывном труде (когда можно было бы поразмышлять над тем, какой подход был легче и проще с тем же результатом)
  • Бесконечная внутренняя сила ("всё, что вам нужно, уже внутри вас") - хотя правда есть в том, что многие люди способны на большее, чем сами о себе думают, иногда то, что вам нужно, всё-таки снаружи. Говнокниги на манер "Исцели свою жизнь" Луизы Хэй - потенциально опасны тем, что могут разубедить читателей искать подходящую медицинскую помощь извне
  • Неограниченная сила воли. Сила воли конечно важна, но она ограничена. Тони Роббинс как-то упоминал, что актёр Робин Уильямс "не научился тому, как управлять своими эмоциональными состояниями". На самом деле, как выяснилось, Уильямс страдал от дегенеративной болезни мозга

Мотивация для лидеров

Мотивация играет решающую роль в лидерстве, кто бы спорил.

Свободные от наивности люди также понимают, что лидерская мотивация может в том числе вести с собой обман, мнимое величие и иногда даже манипуляции с целью получить как можно больший результат от команды.

Но даже для лидеров мотивация не может быть единственным ингредиентом их эффективности.

Бывший профессор Гарварда Ричард Румелт в своей книге "Хорошая и плохая стратегия" пишет:

(...) лидер может справедливо попросить "поднапрячься ещё один последний разок", но лидерская работа куда больше этого. Работа лидера также в том, чтобы создать такие условия, которые сделают это напряжение эффективным, разработать стратегию, которая стоит требуемых усилий.

Образец из жизни: Парень с "магией мышления по крупному"

Время для историй из личного: однажды ко мне на улице подошёл какой-то парень. Жизнерадостный и энергичный, он искал "людей к себе в команду". Я показался ему "идеальным парнем для этого", как он сказал. Со свойственным мне любопытством я назначил с ним встречу в кофейне.

Он занимался, ну вы бы ни за что не угадали, сетевым маркетингом. Его цель была заработать $100 000 в месяц, продавая какие-то там кремы из змеиных масел, и он собирался достичь этого, "нанимая" (без оплаты) и мотивируя всё больше людей под своим начальством.

Он был КРЕПКО на мотивационной самопомощи. И книжка "Магия Мыслить По Крупному" (The Magic of Thinking Big) была отражена в его больших целях. Возможно, что он бы и смог замотивировать некоторых ребят.

Но вряд ли бы они были "настоящими победителями" с настоящими умениями и опытом в реализации крупных результатов - такие ребята требуют и настоящих денег, а не мотивации и дешёвого трёпа о сомнительных будущих выгодах.

Заметим, что в его "плане" также не было и никакой добавленной пользы, кроме впаривания бесполезных шарлатанских кремов. И тем более у него не было никакой реальной стратегии или плана, кроме чрезвычайно неэффективного метода "бегать по городу и знакомиться со случайными людьми".

Ради их собственного блага и во имя мировой справедливости я надеюсь, что реальность трахнет таких людей по лбу как можно раньше, нежели позже. См. далее о "токсичной самопомощи".

4.2 Поллианнизм + Наивная мотивация: Смертельное комбо Синека

Худший из видов наивной мотивации - это превосходная мотивация, построенная на лжи. К большому сожалению, именно этот вариант выглядит самым популярным и продаваемым типом мотивационной самопомощи.

В этом примере мы наблюдаем мотивацию, выстроенную на поллианническом и утопическом мировоззрении:

Некоторые из ребят, которые пробиваются, худые и тощие (...), вы можете видеть, как они дрожат от страха (...), но каждый из них, когда был эмоционально истощён, физически истощён, каким-то образом, как-либо сумел копнуть глубоко внутри себя и найти там энергию, чтобы помочь тому, кто рядом. Служить. Давать. Прикрывать тыл...

Это поэтический образ, в некотором смысле: в самый свой худший час, видимо самые слабые ребята смогли прорваться, найдя в себе последние силы... Помочь другим.

Вкратце, Синек хочет нам сказать, что главное отличие тех, кто пробивается к успеху, в том, что они бескорыстно отдают.

Тем временем один из самых "залайканных" комментариев под видео, где Синек это рассказывает:

Мой батя был бывшим морпехом. Ещё он был ёбаным социопатом, так что понимайте как хотите.

Синек, надо признать, один из лучших мотивационных ораторов, этим искусством он овладел почти в совершенстве. И это лишь позволяет ему легче и эффективнее распространять, кхм... Ахинею.

Конечно, нельзя сказать, что он говорит нечто противоположное правде. И естественно, что вполне могут быть успешные бескорыстные служители, и уж наверняка командный дух это одна из существенных черт эффективности для некоторых коллективов.

Но является ли это ключом к успеху? Можно ли называть это бескорыстное служение главным отличительным признаком между теми, кто "смог" и кто "не смог"? Каждый ли из исключительных бойцов - бескорыстный помогатель?

Ответы, в порядке очерёдности - нет, нет и нет.

Хотя некоторые из солдат спецназа могут действительно быть чрезвычайно бескорыстными и щедрыми, я сомневаюсь, что именно в этом основной ингредиент, благодаря которому они проходят отбор в войска особого назначения, и что все спецназовцы именно такие "альтруисты".

Например, бывший "морской котик" Дэвид Гоггинс делится в своей книге (Can't Hurt Me, 2018) наблюдением, что самые элитные команды - не просто отдельные персонажи - среди них были расистами (они даже не хотели принимать его, потому как Гоггинс чернокожий).

И, как мы знаем наверняка благодаря Кевину Даттону и Энди МакНэбу ("Мудрость психопатов", 2012), по крайней мере некоторые из служащих в британском спецназе действительно были психопатами.

Когда речь заходит о тех чертах, которые в реальном мире помогают вам пройти через изнурительный отбор - академический психолог Анджела Дакворт утверждает, что основным отличием между сумевшими пройти и нет выступает "хватка" (grit) или упорство, и НИКАК не "командный дух" или бескорыстие. А когда речь заходит о связи щедрости и успеха, психолог Адам Грант показал, что бескорыстные даватели, отдающие себя без какого-либо стратегического расчёта, склонны в жизни по крупному проигрывать, но не выигрывать.

Короче говоря, то, что бескорыстное служение это признак элитного воина №1 это просто ложь, и определённо это нельзя называть "первым качеством" для какого-либо личного успеха вообще.

4.3 Раздувание самооценки ("Вы великолепны")

Некоторым людям может быть полезна определённая "подкачка самооценки". К примеру, хронически сомневающиеся в себе, дети жестоких родителей или те, кто просто чересчур строг с собой.

Впрочем, очень многие вовсе НЕ выигрывают от надувания самооценки. В мире всё возрастающего нарциссизма и бушующего менталитета особых привилегий большинству требуется ровно противоположное.

Что-то вроде того:

  • Почему вам стоит переключиться с "я-мне-моё" на "какая в этом выгода для них"
  • Почему вы никакие не особенные, и что это абсолютно ОК
  • Ваша самооценка не имеет большого значения; основную роль играют действия - и, что замечательно, действовать вы можете почти всегда независимо от того, как себя ощущаете

Раздувание самооценки в самопомощи - крайне вредный тренд, так как способствует следующим недостаткам:

  • Фиксированная установка - "я должен оставаться хорош", нежели "становиться лучше", в том числе благодаря неудачам и откатам
  • Хрупкое эго - которое рушится, сталкиваясь с неудачами и теми же откатами
  • Менталитет особых заслуг: в частности, насчёт заслуживания только самого лучшего в жизни по умолчанию - без более эффективного фокуса на том, как всё-таки заработать себе настоящие улучшения

Образец: Мари Форлео сообщает, что "у вас всё хорошо"

Вот что я получил, когда подписался на рассылку оной Мари Форлео:

-2
Мари: Вы достаточно хороши.
Я: (мысленно) Спасибо за скрытое влияние. Я где-то говорил, что недостаточно хорош?

5. Безосновательная самопомощь

Безосновательная самопомощь - научно бездоказательная, нелогичная или лишённая основы в реальном жизненном опыте ("3 столпа знания")

Такая самопомощь основана ни на чём более, чем:

  • Предпочтения
  • Мнения
  • Идеологии и философские учения
  • Догадки
  • Сфабрикованные заявления

Отметим, что всё из вышеперечисленного не составляет никакой проблемы, если только автор открыто это подчёркивает. Однако, это происходит относительно редко, и многие авторы взамен этому идут в обратном направлении, придавая своему личному мнению флёр авторитетности и основательности.

Безосновательная самопомощь - одна из главных причин, почему вообще самопомощь как жанр имеет дурную репутацию среди большинства логически мыслящих и научно образованных людей.

Среди наиболее популярных нарушителей, когда речь идёт о безосновательных теориях, многие родом из течений "(псевдо)духовности / Нью-Эйдж / Альтернативное / Новое мышление":

5.2. Позитивное мышление

У позитивного мышления есть свои плюсы. Внимание к положительным сторонам жизни и тренировка в применении более позитивного, оптимистического и обнадёживающего взгляда потенциально может менять многое.

Проблема в том, что не только многие из тысяч книг о позитивном мышлении и пишущие их гуру не добавляют практически ничего ценного к трём строчкам выше, но также они:

  1. Умалчивают о значении прочих фундаментальных компонентов. Позитивное мышление никоим образом не компенсирует отсутствие стратегий, умений и способности беспристрастно рассматривать факты (это когда следует на время забыть о позитивном мышлении).
  2. Толкают позитивное мышление в качестве панацеи от всех бед, сюда включено ещё более бездоказательное дерьмо вроде "вибраций вместе с вселенной", привлечение любви, манифестация вещей, изменение материи силой мысли и т.п. и т.д.

Заклинания позитивного мышления

Позитивизированное мышление часто подразумевает разные мантры и "заклинания", вроде таких:

  • "Каждый день во всех отношениях мне всё лучше и лучше" (Эмиль Куэ)
  • "Я лучше всех, я лучше всех, я лучший", рекомендуемая Брайаном Трейси
  • "Я буду ведущим, а не ведомым" - одна из строк заклинаний Тони Роббинса

Никто из авторов, рекомендующих читать заклинания, никогда не предъявляет хоть какие-то доказательства. Возможно, доказательства эффекта так себе?

Мартин Селигман, психолог, пишет следующее ("Подлинное счастье", 2002):

Мы обнаружили, что простое повторение позитивных утверждений про себя не улучшает настроение или продуктивность в какой-то заметной степени

Селигман в основном интересовался "настроением", о реальных ощутимых результатах и говорить нечего.

Хорошие новости в том, что не-наивная и более научно насыщенная самопомощь может помочь вам научиться проверенным способам мышления, которые сделают вас эффективнее и счастливее. Но, чтобы этого достичь, сперва необходимо избежать наивной и обманчивой самопомощи.

5.3 Закон притяжения и духовность "Новой эры"

Закон притяжения - самая популярная брехня в истории индустрии самопомощи.

Ниже перечень "кто есть кто" среди передирающих эту слабоумную идею:

  • "Секрет" - книга, проданная числом свыше 20 миллионов копий, по ней сделали фильм, широко продвигалась телеведущей Опрой Уинфри (кстати, солидное указание на очередную бездоказательную чушь)
  • "Исцели свою жизнь", 50 миллионов копий
  • "Человек мыслящий" (1903) - также миллионы копий + христианский уклон
  • "Сила позитивного мышления" - 5 миллионов копий
  • "Думай и богатей" - 80 миллионов (!) копий

И конца-краю этому не видно, современные гуру-шарлатаны вроде Джо Диспензы зарабатывают себе миллионы, пережёвывая всё ту же старинную формулу под фальшивым прикрытием лженауки.

"Секрет" рассказывает читатели, что жить надо так, словно "уже владеете желаемым", и нет никакого смысла работать над достижением своих целей (иначе Вселенная поймёт, что вы не верите до конца, что получите своё).

Позвольте этому постулату минутку, чтобы проявиться во всей красе: одна из самых продающихся книг по самопомощи в истории открыто советует читателям НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, чтобы достичь того, что они хотят

Женщины, одна из притесняемых групп населения - основные покупатели такого сорта наивной продукции. И есть причина тому, что мужчины, в среднем, добиваются большего, чем женщины: им не промывают мозг верой в свою "особенность и достоинство всех благ по праву рождения", в связи с чем они с меньшей вероятностью покупаются на подобную ерунду и с большим шансом будут упорно и непреклонно трудиться ради своих целей (не говоря о ряде социальных привилегий).

Лучшая альтернатива: На бога надейся, да сам не плошай

Заметьте, что подобное убеждение, само по себе, вам не испортит жизнь. И даже вера в него ничем не плоха сам собой. Касается ли ваше верование Вселенной или Бога, само оно проблемы не составляет.

По существу дела, убеждение в предопределённости успеха или в некой высшей силе, которая может вас поддержать на пути к нему, даже может быть полезным, пока ваши действия соответствуют вашим целям. Это означает, что вы можете веровать в любой таинственный "закон", пока это не ведёт к тому, что вы сидите на диване, а настойчиво трудитесь, эффективно решая задачи на пути к желаемым результатам. Если ваше поведение с этим согласуется, то совершенно без разницы, во что вы там верите.

Проблема здесь такая, что большинство людей, верящих, что внешние силы контролируют их жизнь (внешний локус контроля), склонны меньше работать и быть менее уверенными в своих способностях, чем те, кто верят в свою возможность контролировать свою судьбу и её направление (внутренний локус контроля).

Не становитесь одним из первой категории, и можете придерживаться любых духовных или религиозных убеждений, какие вам только угодны.

6. Автобиографии (Инструменты самопродвижения)

Статья и так уже длинная, поэтому здесь будем краткими: практически любая автобиография это не более чем инструмент саморекламы. В лучшем случае, они художественно приукрашены, а в худшем... Ну вы уже понимаете.

Если вы решите следовать по стопам автора из его автобиографии, то следовать вы будете тому, что он говорит, нежели тому, что он сделал. И эти две линии очень редко совпадают в достаточной степени.

Продолжение неумолимо следует...