Дочитала “Тайгу”. Безрадостнее этой повести ещё поискать.
Здесь про сибирскую деревню Кедровку, самое начало ХХ века. Жизнь в Кедровке тяжёлая, и сами кедровчане не отличаются лёгкостью характера. В редкое сытое время гуляют, в худые годы, а таких много, от озлобленности и безвыходности - пьют. И ненавидят друг друга.
Популярное развлечение местной молодёжи:
На всю деревню ни одного счастливого человека не найдётся, и никому не приходит в голову, что может быть по-другому.
Разве что вот Анна - дочь кедровского старосты. Она видит, что жизнь в Кедровке не жизнь, но с такими настроениями Анны надолго не хватит, она ещё в начале повести сойдёт с ума.
Больше всего у Шишкова торкает не то, как ужасно жили вымышленные люди тогда, а то, что многие реальные люди живут точно так же и сегодня.
Но возвращаясь к “Тайге”. Это всё были цитаты из начала, где автор представляет читателям главное действующее лицо повести - население Кедровки. Оно здесь единая сущность, толпа, куда более злая и жестокая, чем каждый кедровчанин в отдельности.
Второй персонаж тоже коллективный - четверо бродяг, странствующих по тайге. Они странствовали каждый за своим делом, но в одну сторону, встретились случайно и объединились за компанию.
Бродяги зашли в Кедровку попроситься в баню, а в Кедровке как раз шла очередная вседеревенская пьянка. Пока все нажирались, у одного местного жителя кто-то втихаря всех коров порезал, а у другого деньги украли. А тут четверо оборванцев из тайги, значит, это они всё сделали. Кто-то крикнул "бей их!", и толпа кинулась бить четырёх человек.
Сначала вроде как выпустили пар и одумались. А потом ещё поддали самогона, и кто-то крикнул “убей их!”. Ну и…
С убийством всё выйдет не так просто, найдутся всё-таки люди, которые попытаются толпу образумить, объяснить, что бродяги ни коров, ни деньги не трогали, и вообще странники божьи люди.
Закончится повесть трагично, но с каплей надежды. Автор спалит деревню дотла, подарит героям точку бифуркации, повод не продолжать чесать убогим путём, а начать всё заново и постараться быть лучше. Немножко в библейском духе финал, только там за грехи потоп, а у Шишкова пожар.
А если сравнивать “Тайгу” со светской литературой, это как если бы "Повелитель мух" происходил в декорациях “Трудно быть богом”. Вместо испуганных мальчишек “убей!” кричат пьяные крестьяне, а грязная, злая атмосфЭра - чистой воды Арканар.
Сюжет в “Тайге” сильный, а как написано, мне не понравилось. Шишков, чтобы передать дух деревни, не только в диалогах использовал нарочито неотретушированную крестьянскую речь, но для пущей русскости оформил повесть в псевдобылинном стиле "ой вы гой еси добры молодцы". Местами совсем лубок, мужики парятся не в бане, а в баенке, по улицам бегают не мальчишки, а мальчишенки. Раздражает и читать мешает.
И много ненужного мистицизма. Персонажам постоянно что-то снится или мерещится, иногда сложно разобрать, что привиделось, а что реальность, от этого читать тяжело. А сами видения - просто скучно.
Резюме: 6,5/10. По силе воздействия, по тому, как заставляет задуматься о себе и жизни вокруг - выше среднего. Но финал слишком киношный, и со стилем автор перестарался. Рекомендовать могу только разве что хардкорным фанатам сибирского жанра.