Найти тему

Создаём персонажа. Мотивация злодея

Оглавление

Любую хорошую книгу сложно представить без антагониста. Причем, это может быть как антигерой, так и самый настоящий Злодей.

В чём разница? Антигерой – это «не совсем злодей». То есть человек, который совершает какие-то плохие поступки (например, предаёт кого-то), под гнётом обстоятельств и готов исправиться. Его "суть зла" не сформировалась и он точно не главный антагонист положительному персонажу.

А вот злодей – это уже по-взрослому. Он отдаёт себе отчет в том, что делает, он сознательно выбрал этот путь и готов убить любого на пути к своей цели.

Вы ведь хотите создать такого злодея, чтобы имя его боялись произнести вслух все волшебники Хогвартса?

Вообще, придумать злодея не сложно. Гораздо сложнее сделать его правдоподобным и ярким. Я читаю много рассказов начинающих авторов, и часто сталкиваюсь именно с этой проблемой. Злодеи либо совершенно серые, клишированные (соответственно, неинтересные) личности, либо мотивация их настолько не продумана, что и весь конфликт разрушается на глазах.

Причем, когда я задаю вопрос автору – почему так вышло? ­‒ автор не может дать точного ответа. Ну, вот есть злодей. Он совершает нечто плохое, мешает герою добиться своих целей, и его надо наказать. Ну и мораль в конце. Всё.

Почему-то совершенно забывается или игнорируется, что злодей, вообще-то, один из ключевых двигателей сюжета и конфликта. Герои обычно не становятся героями, если им некому противостоять. Принцесс спасают из замков не просто так, шрамы на лбу появляются не от хорошей жизни, а наливные яблочки наполняют ядом с вполне конкретной целью.

Вообще, про злодеев можно говорить много, но в этой заметке я хочу донести мысль, что хороший злодей – это часть хорошей истории, а потому нужно всё же потратить немного времени и сил, чтобы сделать его интересным. Ну или хотя бы читабельным.

Начнём с мотивов. Что движет нашим злодеем?

  • Месть. Самый распространенный мотив. Тут всё просто, злодей мстит кому-либо. Не обязательно главному герою. Может быть, целому миру.
  • Алчность. Увы, но большинство людей в мире совершают преступления с целью получения наживы (простите за канцеляризм). Присвоить себе что-то уникальное, награбить горы денег и так далее. На какие только ухищрения и оправдания не идут злодеи, чтобы банально загрести бабло
  • Безвыходность. Часто люди творят зло от безвыходности. Ага, «Преступление и наказание». Возможно, ваш злодей тоже оказался в такой ситуации, из которой нельзя выбраться, не совершив злодеяние. Возможно, выбравшись из своей ситуации, злодей решил для себя, что его поведение правильное, и стал развивать его в таком вот направлении. Это отделило его от обычных антигероев и сделало настоящим злодеем. Интересно?
  • Исполнение приказов. Помните персонажа Дольфа Лундгрена из фильма «Универсальный солдат»? (да, я настолько стар, что это первое, что пришло в голову). Простое и бездумное исполнение приказов вашего босса тоже делает злодея злодеем. Возможно, ему пришлось преодолеть себя. Возможно, были какие-то еще предпосылки. Возможно, исполнять приказы ему нравится. Подумайте, как бы можно было это провернуть.
  • Психическое заболевание – контролируемое или нет. Это про маньяков, серийных убийц и им подобных. Этими злодеями движет болезнь. Причём, злодей может отдавать себе отчёт, что болен, и от этого становится ещё более ярким антагонистом.
  • Желание добиться некоей собственной справедливости. Это тоже популярный штамп из разряда «как становятся тиранами». Мотивация многих злодеев в книгах – справедливость. Но только такая, какой они её видят. И не важно, на какие жертвы они готовы пойти, чтобы этой справедливости добиться.
  • Конкуренция. Герои и злодеи конкурируют. За женщину, за земли, за светлые идеи. Но идут они к цели по-разному. Герой – законными и справедливыми методами, а злодей – по головам. Возможно, ваш злодей такой же?
  • Любовь/ревность. Как часто человек становится злодеем, если ему разбивают сердце? Да, очень часто. Это ещё один штамп. Самый простой, на мой взгляд, мотив. Но от этого не менее действенный.
  • Страх. Иногда злодей становится таковым от страха. Его мотивация – победить этот страх. Он боится, например, стареть, и от этого убивает девственниц, потому что купание в крови девственниц, поговаривают, даёт бессмертие. Хорошая мотивация, особенно если вы придумали для персонажа хороший страх.
  • Просто зло в вакууме. Так тоже бывает. В конце концов, есть оборотни, вампиры, мутанты и много кого ещё, кто представляет собой чистое зло, мотивы которого и так понятны.
  • Понятная мотивация. Тут я бы хотел выделить группу зла, которая всем понятна и не требует объяснений. То есть, когда появляется персонаж, и сразу ясно, что он – злой человек. Наркоман, например. Или у него асоциальное поведение. Преступник. Алкаш. То есть читателю не нужно объяснять мотивы его поведения, и так ясно.

Конечно, список не полный. Вы можете добавлять ещё, или удалять ненужные. Можно объединять, раскидывать на разных злодеев или антигероев, а то и вообще создать мутанта-злодея со всеми этими мотивами одновременно. Чётких правил, конечно, не существует. Это просто инструмент.

-2
Чтобы раскрыть мотив интереснее, а злодея сделать более ярким, рекомендую продумать возникновение мотивации, задать самому себе определенные вопросы: про прошлое персонажа, как он пришёл к своему поведению и т.д.

Причём, далеко не факт, что эти наработки вы будете использовать в тексте. Я называю это работой с невидимой частью айсберга – заметки нужны в первую очередь вам, чтобы персонаж вышел живым, интересным, да и прописывать его будет легче. Хочу так же отметить, что ответы должны быть тесно связаны именно с мотивацией.

Обычно я задаю себе такие вопросы:

  1. Какая семья была или есть у персонажа?
  2. Каково его окружение? (Сейчас и в прошлом)
  3. Можно ли добавить несколько интересных деталей из его детства или юности, которые могли повлиять на его характер?
  4. Какова особенность мышления или образа поведения персонажа
  5. Ключевой эпизод, повлиявший на его мотивацию в данный момент
  6. Поворотная точка в судьбе злодея, сделавшая его таким

Ну и под конец ещё вот такой неочевидный приём. Попробуйте понять, какую роль злодей играет в вашей книге, сколько времени вы вообще готовы ему уделить в конфликте с героем. Иными словами - его путь внутри книги, а не за её пределами.

  • Злодей формируется на протяжении истории. Становление злодея (все же помнят Дарта Вейдера или фильм «Ганнибал: Начало»)
  • Абсолютное зло («Оно», вампиры, оборотни и прочие твари)
  • Злодей поневоле (ревность, обстоятельства и так далее)
  • Классический антагонист (харизматичный исторический персонаж, или злодей, которого читатель и так ждал, обладающий стандартными чертами злодея в вашей книге)
  • Нам вообще всё равно, почему он злодей (не лучший вариант, но имеет право на жизнь)
-3

Конечно, есть и плохая мотивация.

Примеры:

  • Злодей такой, просто потому что. То есть даже вы, как автор, не в курсе, зачем злодей совершает злодеяния. В него сложно поверить. Если только это не приём, например, вы делаете гипертрофированного антогониста, который своими поступками разбавляет слишком пресный «добрый» мир.
  • Клише. Ну вот появился злодей, он хочет денег, поэтому убил всех. Вроде бы имеет право на жизнь, но… чувствуете, что как-то не особо интересно, да?
  • Неправдоподобные мотивации. Возможно, вам иногда кажется, что с мотивацией всё в порядке, но для читателей она неправдоподобная, сломанная, непонятная. Особенно часто это бывает в фантастических рассказах, когда злодей декларирует, что он хочет, например, освободить плумеков от тирании хаджоков. То есть слова «освободить» и «тираны» вроде бы дают нам понимание, что происходит, но почему тогда это декларирует отрицательный персонаж? Тут без погружения не разберешься, а не всякий читатель захочет погружаться.

Повторюсь, все мои пункты далеко не полные, вы можете добавлять свои или убирать ненужные. Играть, как вам захочется. Творчество штука пластичная.

Я всего лишь делюсь наработками и, надеюсь, даю толчок для развития вашего творчества.

P.S. Все изображения создала нейросетка Кандинского по запросу "классический литературный злодей"