Параллель между идеей Ницше о сверхчеловеке и теорией Раскольникова о «право имеющих и тварях дрожащих», кажется, вполне очевидна. Но ещё есть менее очевидная связь между этими же идеями и... «Мартином Иденом» Джека Лондона. В этой статье хочу поразмыслить, чем связаны три этих литературных явления. Ницшеанская философия, безусловно, оказала крупное влияние на мировоззрение многих американских писателей XIX-XX века, и Джек Лондон - не исключение. По мнению же Ирвинга Стоуна, «Дарвин, Спенсер, Маркс и Ницше были духовными отцами Лондона». «Ницшеанский вопрос» сопровождает читателя и в «Мартине Идене» на протяжении второй части романа. «Ницше был прав <...> Мир принадлежит сильному, сильному, который при этом благороден и не валяется в свином корыте торгашества и спекуляции. Мир принадлежит людям истинного благородства, великолепным белокурым бестиям, умеющим утвердить себя и свою волю. И они поглотят вас, социалистов, которые боятся социализма и мнят себя индивидуалистами. Ваша рабская