Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Опасные пассажиры поезда 123

(2009, США)

"Опасный поцык"... Впрочем, именно такие роли всегда удавались Джону Траволте лучше других.
"Опасный поцык"... Впрочем, именно такие роли всегда удавались Джону Траволте лучше других.

Случайное так вышло или нет, но два последних фильма ныне покойного Тони Скотта были... про поезда: этот, а также "Неуправляемый" (2010). И в обоих главную роль сыграл Дензел Вашингтон. Хотя в последнем факте как раз ничего удивительного нет, ведь Вашингтон работает актером-"паровозом" аж в четырех из шести картин, что Тони успел снять в 21 веке. Впрочем, если в "Неуправляемом" главным врагом героя был сам грузовой поезд со сломанными тормозами, то в "Опасных пассажирах" всё гораздо сложнее. Во-первых, местный поезд, это пассажирский состав метрополитена, а, во-вторых, здесь Дензел воюет уже с людьми. Или, точнее говоря, не с лучшими представителями человечества, которые захватили заложников в нью-йоркской "подземке". А потом стали требовать, чтобы им в течение часа подвезли 10 милионобаксов налички.

Представляете где-нибудь в Москве диспетчера метрополитена, бегущего с пистолетом за бесчинствовавшим в метро террористом?.. Ну и дикие же нравы в этой ихней Америке!
Представляете где-нибудь в Москве диспетчера метрополитена, бегущего с пистолетом за бесчинствовавшим в метро террористом?.. Ну и дикие же нравы в этой ихней Америке!

Фильм снят по книге Джона Гоуди, которую я, как выяснилось, читал в конце 80-х, купив её тогда на книжной барахолке, а потом где-то её посеял и начисто забыл о ней на 20 лет. То есть пока не взялся смотреть "Опасных пассажиров", хотя их сюжет вроде бы и отличается от книжного. Но как бы то ни было, само место действия и характер преступления остались в кино неизменными и вспоминаются сразу же.
Гарбер (Вашингтон) - такова фамилия диспетчера, который дежурил в тот злополучный день на этой линии метро. Вообще-то, ему положено было сидеть в кресле вышестоящего начальника, но мужик находился под следствием за то, что якобы получил взятку. Вот его и понизили в должности до выяснения всех обстоятельств дела. Хотя с нынешней своей "штрафной" работой он тоже зашибись справлялся и недругов среди коллег не имел. По крайней мере явных.
Любопытно, что захвативший заложников в одном из поездов, вымогатель Райдер (Траволта) и его банда тоже не считали Гарбера своим врагом. Как раз наоборот, главарь называл миролюбивого диспетчера своим другом. И только с ним хотел вести переговоры по поводу обмена заложников на деньги. Впрочем, болтовня в этом стоминутном фильме хоть и занимает половину хронометража, но показана отнюдь не скучно. Те из вас, кто хорошо знаком с экранными ипостасями Джона Траволты, вспомните его злодейские роли, где он излишне велеречив (вроде в
"Пароль "Рыба-меч" или условно-злодейскую роль в "Из Парижа с любовью"), и вы легко представите себе, какое фирменное разговорное шоу он устроит вам в "Опасных пассажирах". Даже неясно, зачем ему вообще нужен пистолет, если он любого в два счета может заболтать до потери пульса.

Триптих "Святой Траволта и его апостолы в кабине поезда нью-йоркской подземки".
Триптих "Святой Траволта и его апостолы в кабине поезда нью-йоркской подземки".

Но Тони Скотт не был бы самим собой, кабы в его фильме рано или поздно не стартовала крутая движуха. Есть она и тут, ведь Райдер дал властям Нью-Йорка всего час на выполнение своих требований. Поэтому все в данной картине носятся, как угорелые, а если и сидят, то исключительно как на иголках. Ну а когда наступает развязка, а с нею пора ещё более яростной беготни, тут Скотт и вовсе седлает своего любимого экшен-конька. И уже вплоть до финала не дает передышки ни своим героям, ни нам, зрителям.
Также надо отметить, что в "Опасных пассажирах" (а потом и в "Неуправляемом") Тони внезапно остепенился. И перестал выжигать зрителю глаза своим агрессивно-клиповым монтажом и цветовыми "кислотными" эффектами. Или, правильнее сказать, он перестал злоупотреблять ими, за что его справедливо критиковали в
"Гневе", "Домино" и "Дежавю" (особенно грешит этим "Домино"), и вернулся в стилистическом плане во времена "Врага государства" и "Шпионских игр". Что, разумеется, было сделано хоть с опозданием, но правильно, вот только на успехе картины это никак не отразилось. Несмотря на массу своих достоинств, "Опасные пассажиры" собрали довольно чахленькую кассу. И ныне, к сожалению, являются одной из самых малоизвестных картин Тони Скотта, что лично мне видится все же несправедливым раскладом.

Тоже ныне покойный Джеймс Гандольфини играет нью-йоркского мэра, поэтому трудно избавиться от мысли, что мы смотрим на Тони Сопрано, пробившегося в большую политику и доросшего до этой должности.
Тоже ныне покойный Джеймс Гандольфини играет нью-йоркского мэра, поэтому трудно избавиться от мысли, что мы смотрим на Тони Сопрано, пробившегося в большую политику и доросшего до этой должности.

***

В общем, если вам вдруг не повезло проморгать это кино в 2009-м - а такое запросто могло случиться, - будет нелишне сегодня наверстать упущенное. И Вашингтон, и Траволта, и примкнувшие к ним, не менее харизматичные мужики Джон Туртурро и Джеймс Гандольфини играют на традиционном для себя, высоком уровне. Да и хорошая литературная основа этой киноистории дарит её немало крепких драматических плюсов. И всё это, безусловно, исполнено в знаменитом визуальном стиле Тони Скотта - человека, чей режиссерский почерк по сей день крут и неподражаем, пусть даже гениального Тони нет с нами вот уже более шести лет.