(2009, США)
Случайное так вышло или нет, но два последних фильма ныне покойного Тони Скотта были... про поезда: этот, а также "Неуправляемый" (2010). И в обоих главную роль сыграл Дензел Вашингтон. Хотя в последнем факте как раз ничего удивительного нет, ведь Вашингтон работает актером-"паровозом" аж в четырех из шести картин, что Тони успел снять в 21 веке. Впрочем, если в "Неуправляемом" главным врагом героя был сам грузовой поезд со сломанными тормозами, то в "Опасных пассажирах" всё гораздо сложнее. Во-первых, местный поезд, это пассажирский состав метрополитена, а, во-вторых, здесь Дензел воюет уже с людьми. Или, точнее говоря, не с лучшими представителями человечества, которые захватили заложников в нью-йоркской "подземке". А потом стали требовать, чтобы им в течение часа подвезли 10 милионобаксов налички.
Фильм снят по книге Джона Гоуди, которую я, как выяснилось, читал в конце 80-х, купив её тогда на книжной барахолке, а потом где-то её посеял и начисто забыл о ней на 20 лет. То есть пока не взялся смотреть "Опасных пассажиров", хотя их сюжет вроде бы и отличается от книжного. Но как бы то ни было, само место действия и характер преступления остались в кино неизменными и вспоминаются сразу же.
Гарбер (Вашингтон) - такова фамилия диспетчера, который дежурил в тот злополучный день на этой линии метро. Вообще-то, ему положено было сидеть в кресле вышестоящего начальника, но мужик находился под следствием за то, что якобы получил взятку. Вот его и понизили в должности до выяснения всех обстоятельств дела. Хотя с нынешней своей "штрафной" работой он тоже зашибись справлялся и недругов среди коллег не имел. По крайней мере явных.
Любопытно, что захвативший заложников в одном из поездов, вымогатель Райдер (Траволта) и его банда тоже не считали Гарбера своим врагом. Как раз наоборот, главарь называл миролюбивого диспетчера своим другом. И только с ним хотел вести переговоры по поводу обмена заложников на деньги. Впрочем, болтовня в этом стоминутном фильме хоть и занимает половину хронометража, но показана отнюдь не скучно. Те из вас, кто хорошо знаком с экранными ипостасями Джона Траволты, вспомните его злодейские роли, где он излишне велеречив (вроде в "Пароль "Рыба-меч" или условно-злодейскую роль в "Из Парижа с любовью"), и вы легко представите себе, какое фирменное разговорное шоу он устроит вам в "Опасных пассажирах". Даже неясно, зачем ему вообще нужен пистолет, если он любого в два счета может заболтать до потери пульса.
Но Тони Скотт не был бы самим собой, кабы в его фильме рано или поздно не стартовала крутая движуха. Есть она и тут, ведь Райдер дал властям Нью-Йорка всего час на выполнение своих требований. Поэтому все в данной картине носятся, как угорелые, а если и сидят, то исключительно как на иголках. Ну а когда наступает развязка, а с нею пора ещё более яростной беготни, тут Скотт и вовсе седлает своего любимого экшен-конька. И уже вплоть до финала не дает передышки ни своим героям, ни нам, зрителям.
Также надо отметить, что в "Опасных пассажирах" (а потом и в "Неуправляемом") Тони внезапно остепенился. И перестал выжигать зрителю глаза своим агрессивно-клиповым монтажом и цветовыми "кислотными" эффектами. Или, правильнее сказать, он перестал злоупотреблять ими, за что его справедливо критиковали в "Гневе", "Домино" и "Дежавю" (особенно грешит этим "Домино"), и вернулся в стилистическом плане во времена "Врага государства" и "Шпионских игр". Что, разумеется, было сделано хоть с опозданием, но правильно, вот только на успехе картины это никак не отразилось. Несмотря на массу своих достоинств, "Опасные пассажиры" собрали довольно чахленькую кассу. И ныне, к сожалению, являются одной из самых малоизвестных картин Тони Скотта, что лично мне видится все же несправедливым раскладом.
***
В общем, если вам вдруг не повезло проморгать это кино в 2009-м - а такое запросто могло случиться, - будет нелишне сегодня наверстать упущенное. И Вашингтон, и Траволта, и примкнувшие к ним, не менее харизматичные мужики Джон Туртурро и Джеймс Гандольфини играют на традиционном для себя, высоком уровне. Да и хорошая литературная основа этой киноистории дарит её немало крепких драматических плюсов. И всё это, безусловно, исполнено в знаменитом визуальном стиле Тони Скотта - человека, чей режиссерский почерк по сей день крут и неподражаем, пусть даже гениального Тони нет с нами вот уже более шести лет.