Найти тему
История живописи

И снова русские березки на картинах художников

Сегодня продолжим тематику, заложенную в названии статьи, уже была одна публикация (а вернее даже две, но в давнишней статье скорее было сравнение учитель - ученик) на данный сюжет, если вы ее пропустили или хотите освежить в памяти, то предлагаю ссылку на нее:

Начнем, как и в прошлый раз, с работ Ивана Ивановича Шишкина, в этот раз будут исключительно светлые, летние картины, глядя на которые глаз не может не радоваться, на мой взгляд. Любопытно, что первая из представленных работ оказалась в Казани не в силу советских "пертурбаций", когда картины из столиц отправлялись в областные и региональные музеи, а по воле самого автора.

Дело в том, что в 1898 году в Казани проходила выставка русского искусства, где в числе прочих была представлена данная картина. Публика была впечатлена и городские власти просили оставить эту картину в Казани. Мистический момент (или просто совпадение) в этой истории заключается в том, что телеграмма, в которой Шишкин соглашался оставить картину, была отправлена 8 марта 1898 года, в тот самый день, когда художника не стало.

"На даче (Около дачи)", И.И. Шишкин, 1894. Музей изобразительных искусств Татарстана.
"На даче (Около дачи)", И.И. Шишкин, 1894. Музей изобразительных искусств Татарстана.
"Березовая роща", И.И. Шишкин, 1880-1890-е. Ульяновский художественный музей.
"Березовая роща", И.И. Шишкин, 1880-1890-е. Ульяновский художественный музей.
"Березовая роща", И.И. Шишкин, 1896. Ярославский художественный музей.
"Березовая роща", И.И. Шишкин, 1896. Ярославский художественный музей.

Следующими у нас будут картины Николая Никаноровича Дубовского, известного при жизни специалиста по пейзажам, но основательно подзабытого ныне и, как мне кажется, абсолютно незаслуженно. Любопытное письмо Дубовского своей жене приводит в своей книге о передвижниках Яков Минченков:

Вижу я мир, и в частности человека, настолько, насколько позволяют мне мои моральные и умственные средства. Все стараюсь высмотреть и выглядеть, чтобы понимать мир, а также и людей. Присматриваюсь к березе, закату солнца, волне, как и к тебе, Сереже [сыну – Я.М.] и ко всему, что встречаю в жизни, это работает интеллект художника.
Присматриваясь к жизни своими моральными и умственными глазами, а не только физическими, я имею обо всем свое понимание, ни для кого не обязательное. Свое понимание я своими картинами выношу в мир. Никому это не обидно, а многим как будто бывает даже интересно.
"Пейзаж с березами", Н.Н. Дубовской, 1898. Музей-усадьба Н.А. Ярошенко, Кисловодск.
"Пейзаж с березами", Н.Н. Дубовской, 1898. Музей-усадьба Н.А. Ярошенко, Кисловодск.
"Восход солнца над березовыми рощами в великолепный весенний день", Н.Н. Дубовской. Частное собрание. Весьма длинное название, данное картине, скорее всего, на аукционе.
"Восход солнца над березовыми рощами в великолепный весенний день", Н.Н. Дубовской. Частное собрание. Весьма длинное название, данное картине, скорее всего, на аукционе.

Продолжим работами Станислава Юлиановича Жуковского, которого давненько не было у нас на канале, так что пора бы и вспомнить. Данные полотна относятся к периоду, когда "искусство Жуковского развивается под влиянием импрессионизма", как напишет советский исследователь М.И. Горелов и приведет слова другого советского искусствоведа:

В лучших своих произведениях, сохраняя традиции передвижнического пейзажа, Жуковский смело и решительно пользовался всеми красочными, световоздушными и пространственными открытиями новой европейской живописи.
"Лес", С.Ю. Жуковский. Костромской музей-заповедник.
"Лес", С.Ю. Жуковский. Костромской музей-заповедник.
"Лес", С.Ю. Жуковский, 1910-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств.
"Лес", С.Ю. Жуковский, 1910-е. Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Далее Горелов подытоживает эти мысли о творчестве художника:

Импрессионистическая манера письма никогда не рассматривалась Жуковским как самоцель и всегда подчинялась задаче создания образа реальной природы. Манера менялась в зависимости от избранного мотива.

А закончим мы сегодня с вами двумя яркими и позитивными работами Николая Петровича Богданова-Бельского, выполненными уже когда художник навсегда покинул родину в 1921 году, обосновавшись в независимой на тот момент Латвии.

"На работу", Н.П. Богданов-Бельский, 1921. Латвийский художественный музей, Рига.
"На работу", Н.П. Богданов-Бельский, 1921. Латвийский художественный музей, Рига.
"Мечтание среди берез", Н.П. Богданов-Бельский, 1930. Частное собрание.
"Мечтание среди берез", Н.П. Богданов-Бельский, 1930. Частное собрание.

Конечно, на этих картинах природа и березы - это не главное, а скорее антураж, обстановка для жанровых сцен, но согласитесь, какой замечательный антураж, не так ли?

Спасибо за прочтение, как всегда призываю вас подписываться на канал "История живописи" (и на ТГ-канал тоже), дабы не пропустить новые публикации. И конечно, поставить лайк, если статья понравилась.