Сегодня продолжим тематику, заложенную в названии статьи, уже была одна публикация (а вернее даже две, но в давнишней статье скорее было сравнение учитель - ученик) на данный сюжет, если вы ее пропустили или хотите освежить в памяти, то предлагаю ссылку на нее:
Начнем, как и в прошлый раз, с работ Ивана Ивановича Шишкина, в этот раз будут исключительно светлые, летние картины, глядя на которые глаз не может не радоваться, на мой взгляд. Любопытно, что первая из представленных работ оказалась в Казани не в силу советских "пертурбаций", когда картины из столиц отправлялись в областные и региональные музеи, а по воле самого автора.
Дело в том, что в 1898 году в Казани проходила выставка русского искусства, где в числе прочих была представлена данная картина. Публика была впечатлена и городские власти просили оставить эту картину в Казани. Мистический момент (или просто совпадение) в этой истории заключается в том, что телеграмма, в которой Шишкин соглашался оставить картину, была отправлена 8 марта 1898 года, в тот самый день, когда художника не стало.
Следующими у нас будут картины Николая Никаноровича Дубовского, известного при жизни специалиста по пейзажам, но основательно подзабытого ныне и, как мне кажется, абсолютно незаслуженно. Любопытное письмо Дубовского своей жене приводит в своей книге о передвижниках Яков Минченков:
Вижу я мир, и в частности человека, настолько, насколько позволяют мне мои моральные и умственные средства. Все стараюсь высмотреть и выглядеть, чтобы понимать мир, а также и людей. Присматриваюсь к березе, закату солнца, волне, как и к тебе, Сереже [сыну – Я.М.] и ко всему, что встречаю в жизни, это работает интеллект художника.
Присматриваясь к жизни своими моральными и умственными глазами, а не только физическими, я имею обо всем свое понимание, ни для кого не обязательное. Свое понимание я своими картинами выношу в мир. Никому это не обидно, а многим как будто бывает даже интересно.
Продолжим работами Станислава Юлиановича Жуковского, которого давненько не было у нас на канале, так что пора бы и вспомнить. Данные полотна относятся к периоду, когда "искусство Жуковского развивается под влиянием импрессионизма", как напишет советский исследователь М.И. Горелов и приведет слова другого советского искусствоведа:
В лучших своих произведениях, сохраняя традиции передвижнического пейзажа, Жуковский смело и решительно пользовался всеми красочными, световоздушными и пространственными открытиями новой европейской живописи.
Далее Горелов подытоживает эти мысли о творчестве художника:
Импрессионистическая манера письма никогда не рассматривалась Жуковским как самоцель и всегда подчинялась задаче создания образа реальной природы. Манера менялась в зависимости от избранного мотива.
А закончим мы сегодня с вами двумя яркими и позитивными работами Николая Петровича Богданова-Бельского, выполненными уже когда художник навсегда покинул родину в 1921 году, обосновавшись в независимой на тот момент Латвии.
Конечно, на этих картинах природа и березы - это не главное, а скорее антураж, обстановка для жанровых сцен, но согласитесь, какой замечательный антураж, не так ли?
Спасибо за прочтение, как всегда призываю вас подписываться на канал "История живописи" (и на ТГ-канал тоже), дабы не пропустить новые публикации. И конечно, поставить лайк, если статья понравилась.