Найти тему
История живописи

Прекрасные березовые рощи на картинах русских художников

Почти год назад я уже поднимал схожую тему в своих статьях, причем это было настолько давно, что когда сейчас читаешь ту статью, то и не сразу признаешь свое авторство:

С тех пор много уж воды утекло и много статей появилось на канале, однако же к теме берез я как-то не обращался более. Сейчас думаю настал тот момент, когда пора, тем более, что летом (и еще золотой осенью, пожалуй) они особенно хороши.

После этого небольшого вступления, которым, надеюсь, я не слишком утомил вас, приступим уже к рассмотрению непосредственно картин. Начнем мы с вами сегодня с барона фон Юргенсбурга, Михаила Константиновича Клодта. Изначально он обучался в "институте горных инженеров, где его учителем рисования был И.А. Хруцкий". Учеба там не шла и только его учитель рисования, был доволен своим учеником. Именно по совету своего учителя Клодт решает податься в Академию художеств, с которой его в итоге надолго свяжет судьба.

"Лесной пейзаж (Аллея в березовой роще)", М.К. Клодт, 1867. Пермская художественная галерея.березовой роще)", М.К, Клодт, 1867. Пермская художественная галерея.
"Лесной пейзаж (Аллея в березовой роще)", М.К. Клодт, 1867. Пермская художественная галерея.березовой роще)", М.К, Клодт, 1867. Пермская художественная галерея.
"Березовая аллея", М.К. Клодт, 1890-е. Новгородский музей-заповедник.
"Березовая аллея", М.К. Клодт, 1890-е. Новгородский музей-заповедник.

Иногда живописца упрекали в сухости и холодности красок, на что художественный критик Стасов, оценивая работы художника на выставке в Академии художеств 1867 года, отвечал: "Зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины".

Конечно же, мы с вами не сможем сегодня обойтись без работ "лесного царя" Ивана Ивановича Шишкина. В его творчестве можно обнаружить великое разнообразие изображений березовых лесов: и светлых, чистых, ясных, и дебрей где-то в глубинах леса, и водоемов (водотоков) в обрамлении берез. Да и просто одинокую березу можно увидеть тоже, причем судя по подписи сделанной латиницей и плохо читаемому году (1862?) эта картина сделана в зарубежной поездке пейзажиста, в которую он отправился в 1861 году, закончив Академию художеств с отличием.

"Летний пейзаж с березой", И.И. Шишкин, 1862(?). Частное собрание.
"Летний пейзаж с березой", И.И. Шишкин, 1862(?). Частное собрание.
"Березовая роща", И.И. Шишкин, 1875. Полтавский художественный музей.
"Березовая роща", И.И. Шишкин, 1875. Полтавский художественный музей.
"Ручей в березовом лесу", И.И. Шишкин, 1883. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Ручей в березовом лесу", И.И. Шишкин, 1883. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Березовая роща", И.И. Шишкин, 1896. Ярославский художественный музей.
"Березовая роща", И.И. Шишкин, 1896. Ярославский художественный музей.

После просмотра этих замечательных полотен, хотелось бы привести несколько высказываний самого Ивана Шишкина, с которыми трудно не согласиться, на мой взгляд:

Пейзажист - истинный художник, он чувствует глубже, чище...
Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!

Продолжим картиной, на которой мы видим погожий летний денек и крестьян собирающих что-то (грибы или ягоды) в небольшой светлой березовой рощице. Повод для фантазии в данном случае заключается в том, что картина не подписана, поэтому ее автор остался не известен.

"Березовая  роща в солнечный день", неизвестный художник, вторая половина XIX в. Пермская художественная галерея.
"Березовая роща в солнечный день", неизвестный художник, вторая половина XIX в. Пермская художественная галерея.

Но у меня, при взгляде на эту картину, сразу же возникла стойкая ассоциация с творчеством Андрея Николаевича Шильдера. Кстати говоря, уместно и его картину привести в данной подборке и, быть может, вы согласитесь с моим ощущением насчет картины неизвестного художника. А если нет, то вы всегда можете высказать свои соображения в комментариях.

"Березовый лес", А.Н. Шильдер, 1908. Ставропольский музей изобразительных искусств.
"Березовый лес", А.Н. Шильдер, 1908. Ставропольский музей изобразительных искусств.

И закончим мы с вами несколькими работами Ефима Ефимовича Волкова, который умудрился закончить за один год (вместо положенных четырех) Рисовальную школу Общества поощрения художеств, причем пришел он туда уже в достаточно зрелом возрасте - 22 года.

А вот с Академией художеств у живописца не заладилось - он бросил ее спустя пару лет обучения, горя желанием оттачивать свое мастерство в практической работе. И этот выбор был правильным - много лет спустя он станет академиком именно благодаря своему упорному труду.

"Старые березы", Е.Е. Волков, 1880-е. Частное собрание.
"Старые березы", Е.Е. Волков, 1880-е. Частное собрание.
"В березовой роще", Е.Е. Волков. Частное собрание.
"В березовой роще", Е.Е. Волков. Частное собрание.
"Летний пейзаж с девочкой", Е.Е. Волков, 1910-е. Частное собрание.
"Летний пейзаж с девочкой", Е.Е. Волков, 1910-е. Частное собрание.

Надеюсь, вам было приятно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.