Найти тему
История живописи

Русские березки на полотнах Куинджи и его ученика

Не знаю как у вас, а лично у меня березы всегда ассоциировались с Россией, хотя, понятное дело, что растут они не только в нашей стране. Сегодня я покажу вам коллекцию полотен двух русских художников, где изображены березовые рощи и леса. Любопытно то, что эти живописцы приходятся друг другу учителем и учеником - так мы сможем оценить влияние мастера на своего воспитанника на примере отдельного сюжета.

Архип Иванович Куинджи (1842-1910).

Родился в бедной семье сапожника-грека и рано осиротел. Академию художеств посещал как вольнослушатель и так ее и не закончил, что, однако, не помешает ему впоследствии преподавать в ней. В академический период Куинджи знакомится с художниками-передвижниками, которые сильно повлияют на его творчество. Его картины выставляются на выставках "передвижников", а затем и его самого принимают в товарищество.

"Березовая роща" - как раз одна из таких картин: она была представлена на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Там ее и купил Третьяков вместе с двумя другими полотнами Куинджи ("Поле дождя", "Север") за 6500 рублей - по тем временам весьма серьезная сумма.

"Стволы берез", 1879. Пермская государственная художественная галерея, Пермь.
"Стволы берез", 1879. Пермская государственная художественная галерея, Пермь.
"Березовая роща", 1901. Художественный музей республики Беларусь, Минск.
"Березовая роща", 1901. Художественный музей республики Беларусь, Минск.
"Солнечный свет в парке", 1908. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Солнечный свет в парке", 1908. Русский музей, Санкт-Петербург.

Аркадий Александрович Рылов (1870-1939).

Будущий художник-пейзажист родился в селе в Вятской губернии, а обучался в столице Российской империи сначала в училище технического рисования, а затем в Императорской Академии художеств у Куинджи. Учеба у знаменитого пейзажиста способствовала развитию дарования Рылова, однако он не стал подражателем своего учителя и с годами сформировал свой собственный стиль.

Рылов остался жить в Петербурге, но периодически наведывался на малую родину, где писал этюды и помогал местному художественному кружку и музею. В отличие от других уроженцев Вятской губернии - братьев Васнецовых, советской властью был обласкан и продолжал активно заниматься одновременно и творческой, и педагогической работой. Те, кто застал советское обучение, наверняка помнят его работу "Ленин в разливе в 1917 году", но сегодня речь не об этом, а о березках:

"В лесу", А.А. Рылов, 1905. Вятский художественный музей, Киров. С этой картины, подаренной самим художником в 1910 году к открытию музея, и началась коллекция работ Рылова в нём, которая сейчас достаточно обширная.
"В лесу", А.А. Рылов, 1905. Вятский художественный музей, Киров. С этой картины, подаренной самим художником в 1910 году к открытию музея, и началась коллекция работ Рылова в нём, которая сейчас достаточно обширная.
"Пейзаж с рекой", 1913. Частная коллекция.
"Пейзаж с рекой", 1913. Частная коллекция.
"Буйный ветер", 1916. Ярославский художественный музей, Ярославль.
"Буйный ветер", 1916. Ярославский художественный музей, Ярославль.
"Осень на реке Тосно", 1920. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Осень на реке Тосно", 1920. Русский музей, Санкт-Петербург.

Подытоживая эти замечательные работы вятского художника, приведу цитату Михаила Нестерова: "Рылов не просто пейзажист. Он как Васильев, как Левитан. Глубокий, задушевный поэт. Он родной нам, ибо Рыловых природой отпускается очень, очень мало"

Если говорить именно о "берёзовом сюжете", то лично мне ближе оказались работы Рылова, а не прославленного Куинджи. А какие вам больше понравились пейзажи - учителя или ученика? Напишите об этом в комментариях. И снова я надеюсь, что из этой статьи вы узнали или увидели что-то новое. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь.

#живопись #картины #история #пейзаж #березы #куинджи #рылов