Не знаю как у вас, а лично у меня березы всегда ассоциировались с Россией, хотя, понятное дело, что растут они не только в нашей стране. Сегодня я покажу вам коллекцию полотен двух русских художников, где изображены березовые рощи и леса. Любопытно то, что эти живописцы приходятся друг другу учителем и учеником - так мы сможем оценить влияние мастера на своего воспитанника на примере отдельного сюжета.
Архип Иванович Куинджи (1842-1910).
Родился в бедной семье сапожника-грека и рано осиротел. Академию художеств посещал как вольнослушатель и так ее и не закончил, что, однако, не помешает ему впоследствии преподавать в ней. В академический период Куинджи знакомится с художниками-передвижниками, которые сильно повлияют на его творчество. Его картины выставляются на выставках "передвижников", а затем и его самого принимают в товарищество.
"Березовая роща" - как раз одна из таких картин: она была представлена на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Там ее и купил Третьяков вместе с двумя другими полотнами Куинджи ("Поле дождя", "Север") за 6500 рублей - по тем временам весьма серьезная сумма.
Аркадий Александрович Рылов (1870-1939).
Будущий художник-пейзажист родился в селе в Вятской губернии, а обучался в столице Российской империи сначала в училище технического рисования, а затем в Императорской Академии художеств у Куинджи. Учеба у знаменитого пейзажиста способствовала развитию дарования Рылова, однако он не стал подражателем своего учителя и с годами сформировал свой собственный стиль.
Рылов остался жить в Петербурге, но периодически наведывался на малую родину, где писал этюды и помогал местному художественному кружку и музею. В отличие от других уроженцев Вятской губернии - братьев Васнецовых, советской властью был обласкан и продолжал активно заниматься одновременно и творческой, и педагогической работой. Те, кто застал советское обучение, наверняка помнят его работу "Ленин в разливе в 1917 году", но сегодня речь не об этом, а о березках:
Подытоживая эти замечательные работы вятского художника, приведу цитату Михаила Нестерова: "Рылов не просто пейзажист. Он как Васильев, как Левитан. Глубокий, задушевный поэт. Он родной нам, ибо Рыловых природой отпускается очень, очень мало…"
Если говорить именно о "берёзовом сюжете", то лично мне ближе оказались работы Рылова, а не прославленного Куинджи. А какие вам больше понравились пейзажи - учителя или ученика? Напишите об этом в комментариях. И снова я надеюсь, что из этой статьи вы узнали или увидели что-то новое. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь.
#живопись #картины #история #пейзаж #березы #куинджи #рылов