Продолжается история, связанная с рассмотрением Законопроекта, которым помимо прочего предложено лишить призывников конституционной гарантии в пока еще правовом государстве – права получать квалифицированную юридическую помощь.
Несмотря на высказанную критику этот законопроект успешно получил голоса в Государственной Думе и отправился в Совет Федерации.
Напомним, что существо данных изменений заключалось в маленькой замене слов, относительно того, кто может быть представителем призывника:
слово "полномочным" заменить словом "законным";"
После этих поправок жалобу в призывную комиссию в рамках досудебного порядка обжалования её решения, кроме гражданина, может подать только «законный» представитель, но не «полномочный».
С учетом того, что «законный» представитель есть только у несовершеннолетних, недееспособных и т.п., получается, что они и так не могут быть призваны на военную службу.
В результате гарантия пользоваться услугами представителя формально есть, но в реальности воспользоваться ей ты не сможешь.
На это обратил внимание и сенатор, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас, указав, что эти не соответствует ч. 1 ст. 48 Конституции РФ:
"Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи..."
Клишас задал во время обсуждений законопроекта вопрос представителю от Министерства обороны (целому замминистра между прочим) «как так получилось?».
Поддержали Клишаса и председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности сенатор Бондарев, который тем не менее настаивал на том, что хотя ошибка и допущена, но на закон всё равно надо принять, а осенью ее исправим.
В завершении обсуждения Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко тоже решила «отчитать» замминистра обороны спросила о том, как такая антиконституционная норма проникла в законопроект.
Замминистра обороны Панков фактически уклонился от ответа, пояснив, что не знает, «нужно разбираться», но на принятии неконституционного закона настаивает, да и вообще у призывников сейчас столько гарантий, что хуже не будет.
В итоге Совет Федерации без единого голоса «против» тоже поддержал неконституционный закон.
Самое страшное в этой ситуации, что под предлогом некой «целесообразности» Совет Федерации готов покрывать действия депутатов и принимать законы, содержание которых по утверждению самих же сенаторов «явно антиконституционно».
И хотя сейчас обещают до вступления в силу эту оплошность исправить, в любом случае создан опасный прецедент для принятия безответственно в последующем и новых антиконституционных законов, с последующими обещаниями что-то там исправить.
В данном случае предлагается некий компромисс между конституционностью и удобством для власти.
Суть в том, что принятый Государственной Думой законопроект не может быть отредактирован при рассмотрении в Совете Федерации, его единственная функция одобрить или отклонить проект закона.
В результате любая ошибка в законопроекте, его неконституционность должны быть безусловным основанием для отклонения предложенного закона и его возврат в Государственную Думу для доработки.
Но в данном случае сенаторы явно осознавая и даже публично оглашая наличие нарушений в законопроекте решили в добавок нарушить еще и свой собственный регламент.
В итоге последним препятствием на пути вступления в силу «антиконституционного» закона является гарант Конституции – Президент РФ, который может наложить вето на этот закон либо воспользоваться нововведениями в Конституции РФ.
Следует напомнить, что во время голосования за поправки в Конституцию России в 2020 году специально предусматривалось новое полномочие у Конституционного Суда РФ:
«5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:
а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;».
Воспользуется ли Президент своим правом обратиться в Конституционный Суд РФ? Остановит ли Президент победоносное шествие антиконституционного закона?
Ведь обещания все исправить осенью это хорошо, но вдруг не исправят и что тогда?
Кроме того, в этом контексте интересен вопрос об анонсированной председателем Государственной Думы Вячеславом Володиным «политической ответственности».
Найдут ли по итогам разбирательств того депутата, который предложил лишить призывников права на юриста?
Привлекут ли его к политической ответственности?
Привлекут ли к политической ответственности депутатов, входящих в комитет Госдумы по обороне, и настаивавших на необходимости принятия этой поправки?
Ознакомиться с текстом Законопроекта и этапами его рассмотрения можно ознакомиться по ссылке (Законопроект № 193682-8 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам исполнения гражданами воинской обязанности)).