Акустические системы можно выбирать по внешности, это абсолютно нормально, что бы вам ни говорили ортодоксальные аудиофилы. Они же вам с удовольствием объяснят, что на самом деле колонки нужно выбирать исключительно по качеству звучания и тоже будут абсолютно правы. Но поскольку мы с вами трезвомыслящие люди, зачастую с техническим образованием в анамнезе, то попробуем на этапе выбора оперировать объективными данными, а что может быть объективнее цифр? Итак, какие же именно технические характеристики АС представляют для нас первостепенное значение, а какими можно и вовсе пренебречь?
Начнем с банального, то есть с массо-габаритных характеристик. Казалось бы, уж они точно носят исключительно справочный характер и никоим образом не могут коррелировать с качеством звуковоспроизведения. Да, но нет. Прежде всего, стоит обратить внимание на высоту колонок. Дело в том, что при прочих равных оптимальным считается расположение слушателя и АС так, чтобы ВЧ-излучатели находились на уровне ушей. Безусловно, из этого правила есть исключения, взять те же ленточные или электростатические модели с огромными и/или протяженными по высоте излучателями, а то и какую-нибудь экзотику вроде Dynaudio Consequence с твитером чуть ли не у самого пола, но тем не менее — общий принцип понятен. У напольных моделей он чаще всего соблюдается по умолчанию (хотя бывают и очень уж миниатюрные образцы, которым не повредит своего рода подиум, например из каменной плиты), а вот для полочных потребуются стойки и тут уже нужно будет учитывать и остальные габариты (относительно верхней панели) и массу колонок. Кстати сказать, достаточно важный параметр — это глубина АС. Если она невелика — ею можно пренебречь, но если корпус имеет достаточную протяженность вглубь и вдобавок оснащен фазоинвертором с тыловым расположением порта — нужно будет заранее продумать возможность их корректного расположения в комнате прослушивания относительно задней стены.
Следующий и чуть ли не самый главный, можно сказать — хрестоматийный параметр АС, это ее частотный диапазон. При этом нужно понимать, что его верхняя граница определяется в основном конструктивом ВЧ-излучателя. Скажем для ионофона, чей коронный разряд имеет площадь в разы, а массу на порядки меньшую по сравнению с типичным куполом твитера, это значение может быть существенно выше сотни кГц. Впрочем, очевидно, что стандартных 20 кГц в абсолютном большинстве случае вполне достаточно. А вот что касается нижней границы, то есть баса, то уж тут энтузиастам нет покоя. Безусловно, например экзотический роторный сабвуфер — это явление в домашней аудиотехнике прямо скажем редкое, но вот стандартные «лопухи» всех мастей встречаются сплошь и рядом. Порой создается впечатление, что пресловутые «20 Гц» в 90% случаев указываются в спецификациях даже без потуг на реальные измерения. Так на что же тогда смотреть, чтобы хоть в теории оценить бас? Ну для начала хотя бы на размер НЧ-динамика. Крошечный излучатель (а с точки зрения баса, например 4 дюйма — это действительно мало) физически не в состоянии воспроизвести полноценный низкочастотный регистр. Причем от количества таких излучателей нижняя граница АЧХ не изменится от слова совсем, только возрастет звуковое давление. Что же касается частоты, то ее если и можно уменьшить, то во-первых не так значительно, как для аналогичного динамика большего калибра, во-вторых — за счет существенного ухудшения других его параметров и в-третьих — по цене хорошо если не самолета. А такой хоккей нам не нужен. Едем дальше.
Если перед вами типичные колонки, то скорей всего они с фазоинверторным оформлением низкочастотного звена, это фактически стандарт в современной индустрии. А если это так и для них например какой-нибудь из журналов удосужился измерить модуль полного электрического сопротивления (подробнее о котором ниже), то по характерному «седлу» на графике этого модуля можно с большой долей достоверности определить и фактическую нижнюю границу АЧХ. Это не значит, что колонки замолчат сразу после ее прохождения, просто отдача сигнала после него будет уменьшаться стремительно и неотвратимо. Собственно говоря, в этом и заключен основной фокус «измерения» и последующего декларирования частотного диапазона в ТТХ колонок, когда приводятся по сути границы теоретической работоспособности, а отнюдь не полноценного функционирования. Что же касается фактической неравномерности АЧХ на рабочем диапазоне, то например в СССР был ГОСТ, в Европе — DIN, а сейчас — совесть производителя, по крайней мере в ее существование искренне хочется верить. А еще есть такой фактор влияния на АЧХ, как помещение прослушивания, но это уже совсем другая история.
Следующий по важности для обывателя параметр акустических систем — это их «мощность». Так вот, прежде всего, мощности у колонок, если только они не активные — нет. В лучшем случае есть минимальная, рекомендуемая и максимальная подводимые мощности от усилителя. При этом о фактической громкости они говорят примерно ничего, потому что даже гипотетически рекомендуемый киловатт может свидетельствовать разве что о крайне низкой чувствительности. Чувствительность — это логарифмическая величина, наглядно демонстрирующая, насколько громкой будет та или иная колонка при подведении к ним идентичного сигнала. Чтобы было понятней — например изменение мощности сигнала от усилителя вдвое меняет уровень звукового давления на 3 дБ, а вот изменение вдвое дистанции до колонок — уже на 6 дБ. Кстати сказать, по 3 дБ добавляет к уровню каждая поверхность помещения прослушивания. То есть при прочих равных колонка у стены будет громче колонки в середине комнаты на 3 дБ, а колонка в углу (то есть с двумя дополнительными плоскостями) на 6 дБ. Поэтому у вас всегда есть выбор — взять усилитель в 4 раза мощней, сесть к колонкам в 2 раза ближе или поставить их в углы. Это безусловно была шутка, но в каждой шутке... Ну и не забываем, что субъективное удвоение именно громкости (а не уровня звукового давления) — это разница в 10 дБ.
В ТТХ АС практически всегда можно встретить такой параметр, как импеданс, а поскольку указывается он в Омах, то многие ошибочно называют его сопротивлением. На самом деле, импеданс — это комплексная величина, которая представляет собой совокупность графиков модуля и фазового угла полного электрического сопротивления колонок. Эти графики (по факту их наличия) наглядно демонстрируют нам сложность или наоборот простоту работы усилителя с колонками. На его правую часть (скажем от килогерца) без особой нужды можно не обращать внимания, спектральная плотность музыкального сигнала в этой области относительно невелика и не окажет сколь либо заметного влияния на звукоусилительный тракт. А вот в нижнем регистре все гораздо интересней. Формально ваши колонки могут считаться четырех- или восьмиомными, но по факту их импеданс в области НЧ может падать до одного Ома или даже ниже. Это вовсе не означает, что усилитель, нормируемый для работы с 8-омными колонками, уйдет в защиту или загорится, но скорей всего, вы так и не услышите всё, на что способны ваши АС при должном окружении. Проявится это скорей всего в анемичном или искаженном басе, но для этого — он должен быть в исходном сигнале и воспроизведен на достаточном уровне.
Это далеко не единственные, но очевидно базовые величины ТТХ колонок, благодаря которым вы можете составить представление о некоторых аспектах их функционирования еще до подключения к усилителю.