Органическая архитектура — это направление в архитектуре, сформировавшееся в XX веке. Основополагающие идеи стиля были высказаны Луисом Салливаном в 1890-е годы. А шире всего его идеи реализовал на практике его последователь Фрэнк Ллойд Райт. Но давайте по порядку.
Луис Салливан
Луис Салливан (1856 — 1924) — это американский архитектор конца XIX — начала XX веков, выдающийся представитель Чикагской архитектурной школы.
Салливан стал первым, кто обозначил такое направление, как органическая архитектура, на основе положений эволюционной биологии. Согласно его концепции, архитектура должна следовать природной, «органической» целесообразности, а форма сооружений — определяться их назначением и условиями среды, подобно форме естественных организмов.
Фрэнк Ллойд Райт
Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959) — центральная фигура органической архитектуры, уникальный, ярчайший архитектор XX века. Он не только строил дома в органическом стиле, но и выступил теоретиком, выразив свои идеи в очерке «Органическая архитектура» (1910).
Райт строил свои дома с большой оглядкой на природу, его творения как бы вырастают из окружающей среды, интегрируются в ландшафт. И если здания Баухауза (школа, существующая в эти же годы) можно тиражировать и построить где угодно, то Райт отталкивается от места, где строится здание. Райт предлагал положить конец нарочитому выделению строений из окружающего мира, а также использовать материалы соответственно их природным свойствам. В его понимании идеал органической архитектуры состоит в целостности и единении с природой.
Кроме того, Райт был сторонником идеи непрерывности архитектурного пространства. В том числе на это повлияли его поездки в Японию, где он увидел совершенно новую архитектуру с иным пониманием и организацией площадей: «Реальность здания – это не стены и крыша, а внутреннее пространство, в котором живут».
Райт объединил идею пространственной решетки с идеей свободной планировки внутри: если здание стоит на каких-то опорах с определенным шагом, внутренние стены ему практически не нужны. Архитектор активно исследовал этот феномен.
В своих проектах он играл с высотностью пола и потолка, внутренние помещения перетекали друг в друга, зонирование выполнялось не с помощью стен, а другими инструментами. А материалы, использующиеся в интерьере — фактурный бетон, природный камень и т.п. — связывали внутреннее пространство с окружающей природой.
Дом над водопадом
Дом над водопадом стал своеобразным эталоном органической архитектуры. Хотя успешным на сто процентов этот проект назвать нельзя. Хозяева дома, для которых изначально строилось здание, довольно скоро решили, что жить тут они не смогут: такое единство с природой оказалось не совсем пригодным для повседневности: постоянно льющаяся так близко вода доставляла неудобства.
Но менее чем через 30 лет после создания Дом над водопадом приобрёл статус Национального исторического памятника США. А в 1991 году члены Американского института архитекторов назвали его «лучшим и непревзойдённым произведением национальной архитектуры».
Дом над водопадом, в котором Райт реализовал немало новаторских идей, стал музеем. Уникальный архитектурный объект можно посетить и сегодня. Кстати, он даже вошёл в список «28 мест, которые необходимо посетить перед смертью». И я бы, безусловно, очень хотела бы там побывать. А вы?