После школы я учился 7 лет. За это время посетил бесчисленное количество лекций. Где-то было интересно, а где-то было архискучно.
Как оказалось, лишь единицы преподавателей на лекции могли сделать так, чтобы студент выходил со знаниями, а не с километрами исписанной бумаги.
А еще ... я не понимал суть многих лекций. Зачем диктовать то, что есть в учебнике? Конечно, кто-то из преподавателей мог снабжать лекцию своими примерами, историями, фактами, а кто-то просто приходил и начинал диктовать "методичку".
Сегодня я в коробке в сарайке нашел свои записи лекций, которым уже более 20 лет.
Будто бы всё это было вчера. Я помню голос преподавателей, их интонации, их нюансы.
Предмет - "Правовые основы предпринимательства":
Предмет вела молодая девушка с серьезным лицом.
Она приходила, открывала литературу, и начинала диктовать. И ничего больше. Она диктовала - мы писали. Она диктовала - мы писали.
Можно было даже на время не смотреть. Один разворот - ровно 10 минут.
За пару - 8 разворотов.
Сидишь, пишешь. И больше ничего.
В голову приходила мысль - "А может быть просто сделать ксерокопии текста, который нам диктуют?".
Я не понимал, зачем так бессмысленно можно тратить время на писанину.
Но в это же время у нас был предмет "Менеджмент". Предмет мне нравился. Он реально был интересен, так как преподаватель рассказывала много фактов (которые мы сегодня читаем в Интернете). Мы читали Корнеги и разбирали прошлое и настоящее. Именно там я узнал про особенности эффективного менеджмента на примерах американских предприятий начала 20-го века.
Я удивлялся, как при помощи элементарных способов можно было не только увеличить производительность труда, но и сделать жизнь рабочих более проще. Но самое главное - как повысить мотивацию больше работать, чтобы больше зарабатывать.
А потом мы шли на технологию предпринимательства и усиленно переписывали то, что занимало нас почти на полтора часа.
Конечно, мы понимали, что можно сэкономить время и потратить его на обсуждение реальных случаев, особенностей и нюансов законодательства, но у преподавателя были свои принципы.
***
Потом всё это пригодилось в школе. Я старался убрать со своих уроков бессмысленность, даже если это было "заведено веками". Те, кто работает в школе, наверняка понимает, о чем речь.
Мне всегда было жалко времени. Всегда были мысли, как повысить производительность, имея всего 40 минут урока.
А еще помните ту птичку, которая говорила: "Лучше день потерять, но затем за пять минут долететь". Просто отличный совет.