Простите за "многобукв", но, как говорится, наболело. Буквально неделю назад "у меня зазвонил телефон". Звонившего волновал один вопрос - как стать сенсэем и открыть собственную даже не школу, а уж сразу федерацию.
Конечно, я не вправе кому-то запрещать создавать что угодно - от секретного стиля до энергетического каратэ, от студии дим-мак до академии шотокан. Понимаю мотивацию тех, кто встаёт на этот путь. Но всё-таки хотел бы предостеречь - путь долгий, трудный, дорогой и абсолютно коммерчески бессмысленный.
Расскажу о том, как я начал преподавать каратэ аж в 1975 году.
Итак, начну с того, что я глубоко убеждён, что для того, чтобы максимально глубоко освоить какой-либо материал, в том числе и каратэ, надо уметь объяснить этот материал кому-то. Проще говоря, материал может быть освоен только тогда, когда мы сможем доступно формулировать этот материал тем, кто с ним не знаком. Естественно, с учётом разной подготовки учеников, с учётом разного уровня сложности материала и тому подобное.
То есть, применительно к каратэ, сэмпай (先輩 - сэмпай - товарищ, стоящий впереди) всегда должен уметь объяснить кохаю (後輩 - кохай - товарищ, стоящий позади) то, что он сам уже освоил. Обычно такая "педагогическая практика" сводится к тому, что учитель поручает кому-то из старших учеников последить за кем-то из младших, поправить ему какие-то конкретные ошибки. На начальном этапе это чисто "механическое" обучение - посчитать количество повторов, показать правильную технику, посмотреть за правильностью движения, приёма и т.п. С ростом квалификации сэмпая задание может усложняться - проведение разминки, шлифовка техники, ката. Часто сэмпай на какое-то время становится спарринг-партнёром для новичка, естественно, если позволяет его уровень знаний и навыков.
И вот так понемногу и постепенно сэмпай становится (или нет) помощником, ассистентом учителя. Конечно, это не должно делаться в ущерб занятий самого сэмпая, но я абсолютно уверен, что это правильный надёжный путь, по которому должен пройти каждый, кто хочет продвинуться в своём понимании каратэ.
В 1975 году я начал вести занятия по каратэ. Готовился я к этому весьма серьёзно, но разрешение преподавать в группе для начинающих было всё-таки неожиданным. Более того, это было такое разрешение, от которого я попросту не мог отказаться. Речь шла и о помощи школе, и о том, что мне просто не разрешат сдавать следующий экзамен без такого рода "педагогической практики".
Поскольку в нашей группе все ученики были одного уровня (пояса), мы периодически по очереди проводили какие-то части тренировки, а иногда и подменяли нашего учителя В.Смелкова, который постоянно был в разъездах. Кроме того, все мы учились в одной школе, что облегчало нам самостоятельные занятия, а тут уже у каждого была своя "специализация" - кто-то лучше двигался, кто-то лучше спарринговал и т.п. У меня на тот момент был 4 кю по Шотокан, а 4 кю в нашей школе в те давние времена, на мой взгляд, соответствовал минимум 2, а то и 1 кю. Как человек ответственный, я решил, что мне абсолютно необходимо «вспомнить всё» от самых-самых азов, чтобы оправдать оказанное мне доверие.
Честно скажу, было стыдно спросить у моих учителей, как обучать начинающих. Хотелось показать свою компетентность, мечтал через пол года привести своих учеников на экзамен, поразив всех моими педагогическими навыками! Но, к сожалению, оказалось, что чего-то не знал, что-то забыл, а о чем-то даже не догадывался.
Для того, чтобы устранить эти пробелы в своём каратистском образовании, я пришёл на тренировки к Славе Дмитриеву, который преподавал на улице Войтовича. Дмитриев был известен как отличный мастер и очень грамотный методист. Он как раз набирал новичков. Посещал я его занятия месяца два-три. Преподавал Дмитриев так называемое "советское каратэ" (позже получившее своё нынешнее название "Сан'Э"), методики которого как раз в то время создавались. Дмитриев был прекрасным самбистом, это ему очень помогало в работе с учениками. Большое внимание уделялось ОФП, растяжке. Дмитриев был очень требователен к качеству выполнения базовых приёмов, использовал разные способы объяснения техник. Минус (для меня) - это не был Шотокан.
Потом состоялось моё знакомство со Славой Петровым, который очень понравился мне тем, что в его каратэ гармонично были включены эффективные техники Кодокан дзюдо. В разминке Петрова было много упражнений из дзюдо, которые я позже включил в свою разминку. Но это тоже не было классическим Шотоканом.
В общем, я не только занимался у этих двух мастеров, но и подробнейшим образом конспектировал в большую «общую» тетрадь каждое занятие, описывал и даже зарисовывал каждое упражнение, анализировал каждый педагогический приём.
Заодно ходил на тренировки в клуб "Фрунзенец", где у А.Штурмина и Т.Касьянова занимался мой брат Роман. Потом что-то повторяли, отрабатывали с Романом, стараясь лучше разобраться в каких-то моментах. Тоже наблюдал, анализировал, записывал, что-то даже фотографировали с ним вместе.
Ну и, конечно, как губка впитывал всё, что видел на тренировках у своих учителей Ма Си Вэна (а он имел спортивное образование, которым успешно пользовался в своем изучении и преподавании ушу) и Виктора Смелкова, обучавшегося Шотокан каратэ непосредственно у Томосабуро Окано и Анри Плее - учеников Гичина Фунакоши. Много интересного удалось увидеть и у представителей Годзю-рю - Эйичи Хашимото и Александра Подщеколдина, которые часто бывали на наших тренировках в зале школы-интерната №11 на Пехотной улице.
Учился и у Владимира Ковалёва - одного из первых представителей дзю-дзюцу в СССР, и у Юры Вдовина, который преподавал каратэ, айкидо, иайдо.
Были японские, корейские, китайские мастера, у которых я учился. Были замечательные американские, французские, болгарские мастера, встречи с которыми однозначно помогли мне на моём Пути.
Мне вообще всегда везло на учителей! Сейчас, когда мне уже далеко за.... с благодарностью их вспоминаю. Помню и уроки, которые мне преподавали мои родители. Понимаю, что те знания, которые я тогда получил, и получаю до сих пор, делают моё каратэ лучше.
Понятно, что видеть и понимать - это не всегда одно и то же. Недавно просматривал эти записи. Удивился тому, как я умудрился описать достаточно простые вещи неимоверно сложными фразами. К примеру, описание zenkutsu-dachi у меня заняло 4 страницы убористого текста с двумя десятками «иллюстраций». Там и «пропорции», и «углы», и «ощущения», и чего там только нет!
Именно так я объяснял стойки и блоки на первых занятиях своим ученикам – сотрудникам московской милиции из ОБХСС Советского района. Удивляюсь, как они смогли понять чего я от них хочу! Но я всегда считал сотрудников ОБХСС людьми умными. Хотя и ленивыми – мало кто из них прозанимался больше месяца.
Прошло несколько лет. Сдал на коричневый, потом и на чёрный пояс. Заметил такую штуку – тему, которую когда-то объяснял два-три занятия, теперь вполне могу объяснить за одно. И «усваиваемость» материала не ухудшилась, даже наоборот. Причём, если раньше методика была одна, то теперь таких методик стало несколько. Для разных учеников – разные варианты обучения. Так начинались создаваться какие-то мои индивидуальные методики обучения.
В 1979 году впервые открыл книги серии «Best Karate», которые написал Масатоши Накаяма.
Я тогда был совершенно поражён тем,, как просто и чётко Мастер объясняет довольно сложные вещи. Пять строчек – вместо моих двух часов занудных объяснений с линейкой, транспортиром, отвесом и весами (шутка, конечно). А когда впервые прочитал «Dynamic Karate», понял, что каратэ – это очень просто! И очень важно в каратэ не изобретать велосипед, не придумывать некий «новый стиль», а просто следовать по Пути тех, кто был рождён раньше. И тогда мы обязательно пройдём по этому Пути дальше, заглянем за новые горизонты.
Главное - не пояс. Слышал где-то фразу: "Не думай о том, что ЧЕРНЫЙ ПОЯС дал тебе. Думай о том, что ТЫ дал чёрному поясу". Если пояс только для "красоты" - лучше сразу закажи себе золотой. Со стразиками. И не парься!
А если решил идти по Пути каратэ....... ИДИ! И может раньше, может позже получишь всё, что заслужил. Если, конечно, заслужил.
И ещё несколько слов о важном. Конечно, каратэ меняется. Я сейчас даже не о том, что многие почему-то считают настоящим каратэ те попрыгушки и салочки, которые мы видим на соревнованиях по "спортивному карате". Меняется и настоящее каратэ - изменяется техника, добавляются новые ката, исчезают старые. Со временем появляются новые научные исследования, которые, как правило, подтверждают и укрепляют то, что передавали нам старые мастера. Конечно, можно организовать свою школу, академию, федерацию и т.п., можно придумать свои ката, можно объявить себя двенадцатым даном (я не опечатался, бывает и такое). И даже можно найти оправдание этому - ведь все школы когда-то были самодельными новоделами.
Но мне нравится старое классическое каратэ. Я его изучаю уже много лет. И преподаю я именно его, и мне это нравится!
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал. Заходите на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан" и форум сайта. Осенью в школе будет проводиться набор новых учеников. Ждём вас! Будьте здоровы!