Доля ноутбуков, продающихся без операционной системы, выросла по итогам первых 4 месяцев 2023 года выросла в России более, чем вдвое – с 9,1 до 20,7%, пишут «Известия» со ссылкой на одного из российских дистрибьюторов.
Главная причина – более низкая цена таких компьютеров, потому что наличие лицензии в большинстве случаев увеличивает стоимость ноутбука на 5-7 тысяч рублей. Кто-то, конечно, ставит на эти машины бесплатный Linux, однако большинство пользователей всё же устанавливают пиратскую версию Windows, которую либо взламывают при помощи программы-активатора, либо активируют полулегальным ключом, который можно купить за пару сотен рублей на сайтах бесплатных объявлений.
«Полулегальным», потому что никакого взлома в данном случае не происходит, операционная система активируется и работает. Однако важно не путать ключ и лицензию. Ключ – это лишь способ активации, а лицензия – это право на использование программного обеспечения. Так вот, продающиеся ключи – это или какие-то оставшиеся ненужными корпоративные ключи, или ключи активации от старых списанных ПК, но чаще всего это просто OEM-ключи, предназначенные для сборщиков ПК – их берут (особенно китайские компании) по бросовой цене у Microsoft, а потом перепродают в розницу. Все они рабочие, но пользоваться ими – это примерно как ездить в метро по льготному ученическому проездному, будучи взрослым трудоспособным мужиком в самом расцвете сил. Или идти кататься на лыжах вечером по дневному ски-пассу, купленному другим человеком с утра. Или купить у кого-то ключ от машины соседа и на ней ездить.
Только в метро и на горнолыжном курорте вас могут поймать и проездной либо ски-пасс аннулировать, а в случае с машиной ещё и за угон посадить в тюрьму. Но Microsoft использование лицензий не по назначению почти не отслеживает, потому что, во-первых, в общем масштабе бизнеса доля таких «читеров» невелика, во-вторых, Microsoft давно старается зарабатывать в первую очередь на корпоративных пользователях, и не на разовых продажах лицензий на ПО, а на SaaS-модели, то есть, подписках на те или иные сервисы, которые как раз «пиратить» уже не получится.
Однако периодически Microsoft всё-таки выявляет недобросовестных «OEM-производителей», которые в принципе регистрируются в качестве таковых для торговли ключами – де-факто не собирая никаких ПК, а собирая их только на бумаге. Тогда происходит массовая блокировка таких ключей и активация «слетает» в самый неподходящий момент. Впрочем, для частного пользователя это, как правило, не бывает проблемой, потому что он тут же покупает другой ключ или скачивает активатор.
Интересно, что на российском рынке есть и ноутбуки от производителей «третьего эшелона», которые поставляются сразу с «пиратской» Windows, которая уже настроена и активирована на заводе, причём с одним и тем же серийным номером – то есть, производитель просто развёртывает образ активированной операционки. Поскольку Microsoft из России как бы «ушла», то это не проверяется, поэтому такая техника свободно продаётся. Для пользователя тут неудобство разве что в том, что он не может полностью сбросить и переустановить ОС штатными средствами, но обычно ему это и не требуется: работает – и слава богу.
Разумеется, ПК без операционной системы готовы покупать не все пользователи. Это делают только те, кто в состоянии сам её установить или имеет друзей, родственников и знакомых с соответствующими навыками. Если докупать «коробочную» версию отдельно, то она обойдётся у официальных дистрибьюторов в 20-30 тысяч рублей, что делает её покупку экономически нецелесообразной. А если просить установить Windows у какого-нибудь выездного специалиста по компьютерной помощи, то это может обойтись в те же 5 тысяч, сэкономленные на покупке ноутбука, при этом операционная система будет или активированная полулегальным ключом, или вовсе взломанная – то есть, в этом вообще нет никакого смысла.
Однако основную сложность при самостоятельной установке Windows на ноутбуки, продающиеся без ОС, вызывает обычно не сколько процесс активации (оплатил – тебе прислали ключ в личном сообщении), сколько процесс настройки и установки драйверов устройств. На некоторые ноутбуки сложно найти драйвера определённых компонентов, в первую очередь звуковых карт и иногда сетевых адаптеров, поэтому требуется немало возни, чтобы заставить их работать. В результате по таким ноутбукам процент возвратов на маркетплейсах существенно выше, чем по тем, что продаются с операционкой. Но и доля таких ноутбуков в предложении маркетплейсов выше среднерыночной: например, на OZON их 35%.