Найти тему

Продвигаем принципы платформенности, надежности и экосистемности

Мы вновь беседуем с Марией Рукавишниковой, основательницей компании Getmobit, дважды победительницей премии “Топ-100 ИТ-лидеров” от Global CIO, о новых вызовах, с которыми сталкиваются производители российских продуктов, стремясь сохранить баланс между целями развития бизнеса, запросами рынка и требованиями регуляторов.

– Мария, поздравляю с премией "Топ-100 ИТ-лидеров" 2023 года от Global CIO! Вы второй раз одержали победу в этом рейтинге, что чувствуете в связи с этим событием, какое значение оно имеет для вас?

– Любую награду получить приятно, но премия "Топ-100 ИТ-лидеров" – это некий позитивный знак, особенный отклик. За меня голосовали коллеги по цеху – заказчики, технологические и бизнес-партнеры, эксперты ИТ-сообщества. Участие в таких событиях мотивирует совершенствоваться, работать над собой. Лидеры компаний должны уделять внимание подобным рейтингам, потому что это некая обратная связь с рынком.

Дважды оказаться в числе победителей – лестно. Значит, выбранные мной стратегия и тактика ведения бизнеса адекватны вызовам рынка. Думаю, и для сотрудников Getmobit моя победа является неким репутационным символом компании, повышением узнаваемости бренда, высокой оценкой продукции.

Мария Рукавишникова, основательница компании Getmobit
Мария Рукавишникова, основательница компании Getmobit

– Как прошел год в Getmobit, что изменилось за этот период?

– По причинам, которые мы не можем игнорировать, 2022 год был одновременно и сложным, и творческим. Сильно изменилась регуляторика в отношении производителей программных, аппаратных продуктов, но это преодолимые трудности. Основной задачей, которая в этих условиях передо мной стояла как перед руководителем компании, было сохранение скорости разработок и вывода продуктов на рынок. Сейчас мы живем на трех скоростях: когда нужно быстро реагировать на изменения потребностей заказчиков, оценивать конкурентную обстановку и управлять изменениями внутри компании.

Успех такой тактики зависит в том числе и от культурного кода компании, ее стрессоустойчивости.

Признание и поддержка команды на всех этапах цикла разработки, непростые, но творческие задачи в условиях неминуемых форс-мажоров, умение вовремя "взять" и "передать" обратную связь от заказчика разработчику были и остаются в основе моей стратегии управления персоналом.

Мы стали еще более системно выстраивать отношения с заказчиками для того, чтобы планировать развитие новых продуктов. В ряде проектов выступаем фасилитаторами между командами вендоров, помогая выстроить коммуникации с заказчиком и выработать простое и оптимальное решение.

Конечно, на это уходит очень много времени, а результат не всегда превосходит наши первичные ожидания. Но мы стараемся успевать везде. Несмотря на компактные размеры нашей компании, мы берем и выполняем обязательства, обеспечивая качество продуктов и процессов обслуживания, сопоставимое, а иногда много лучше, с качеством наших конкурентов. Год мы завершили ростом выручки, подписанием контракта с ПАО "Газпромнефть", созданием нового цифрового офиса для компании "Иркут Инжиниринг" и других наших заказчиков.

И конечно же, особым событием стало привлечение в качестве стратегического партнера компании F+ tech.

– Я знаю вас как человека, который постоянно развивается. Что нового произошло за этот год в сфере вашего личностного роста?

– Мое личное развитие так или иначе предопределяется задачами компании. И этот процесс невозможно прервать или закончить. У меня всегда была сильная образовательная позиция и убеждение, что в основе качественных изменений в любом деле лежат новые знания и опыт.

В конце прошлого года мы запустили процесс трансформации, который затронет управленческие процессы в области создания новых продуктов, выстраивание адаптивной системы продаж, сквозную систему мотивации. Вхождение в нашу компанию нового акционера также требует обеспечения прозрачности и эффективности бизнес-процессов, выработки новых стратегий, нацеленных на рост доходов и капитализации компании. Для меня это большая ответственность. И если я вижу разрыв между "как есть" и "как надо", то осознаю потребность в новых знаниях и новых людях.

Считаю личным достижением найм в штат сильного финансового директора с огромным опытом построения enterprise-компаний и главного системного архитектора, участвовавшего в развитии технологий Dell Wyse. Логичным шагом считаю выбор программы и поступление в Московскую школу управления СКОЛКОВО.

– Какие у вас ожидания от партнерства с F+ tech?

– У нас одинаково амбициозные цели по росту и "захвату" рыночных ниш. И мы одинаково интересны друг другу как с точки зрения создания новых линеек продукции, так и бизнес-моделей. И хотя сделка с компанией F+ tech была закрыта в первом квартале этого года, мы уже запустили ряд совместных проектов, в частности создание ПАК на базе российской ОС, разработку мобильного приложения на ОС "Аврора" для смартфонов F+ tech, которые могут использоваться в качестве средства аутентификации конечного пользователя при входе с GM-Box в "рабочую сессию".

В недалеком будущем ожидаем положительный эффект от оптимизации логистических цепочек при поставке ЭКБ партнера и организацию контрактного производства на площадках F+ tech , а также видимое изменение доли продукции Getmobit на российском рынке за счет совместного маркетинга и продаж через каналы F+.

– Вы активно развиваете сотрудничество с другими участниками ИБ-рынка, это часть вашей стратегии?

– Хороший вопрос. Стратегия Getmobit многополярна и построена на объединении концепции создания продуктов, нацеленных на эксплуатационную эффективность бизнеса заказчика, технологичность и пользовательский опыт. Поэтому мы сотрудничаем с разными игроками рынка ИТ и ИБ. Такая стратегия обоснованна, когда требуется объединять разные технологии и практики и добиваться качественной интеграции в короткие сроки. Поэтому в процесс создания качества платформы GM Smart System вовлечены все участники "потребительской цепочки": конечные пользователи, корпоративные потребители – архитекторы, сервисные службы и инженеры информационной безопасности, и технологические партнеры.

Принцип создания экосистемы за счет технологических и бизнес-коллабораций вокруг платформы Getmobit мне кажется выгодным и перспективным для всех, и для партнеров, и для заказчиков.

Что касается кооперации с партнерами по информационной безопасности, то это не дань моде, а необходимость, продиктованная вызовами рынка: нам всем необходимо дружить, быть совместимыми. В прошлом интервью я подчеркивала, что один из принципов развития линейки наших продуктов – идеология Security by Design, означающая своевременность и предусмотрительность при создании продуктов для их безопасного использования в различных сценариях работы сразу, а не после того, как будут наложены специальные средства защиты или ограничения.

Например, сотрудничество с коллегами из компаний Infotecs, "КриптоПро", "Актив", "Код Безопасности" позволило нам в кратчайшие сроки обеспечить поддержку и совместимость наших продуктов в разгар пандемии.

Мария Рукавишникова, основательница компании Getmobit
Мария Рукавишникова, основательница компании Getmobit

– Мария, расскажите о совместном проекте, о гибридном АРМ 3.0 на базе отечественных технологий.

– Эта история про коллаборацию отечественных технологий и новые бизнес-модели.

В этом году на ЦИПРе мы подписали соглашение о научно-техническом партнерстве с компаниями "Мой офис", "Базис" и "Базальт". Суть соглашения сводится к созданию альтернативного решения для АРМ, проработанного с точки зрения архитектуры и совместимости технологий, которое поставляется заказчику как программно-аппаратный комплекс. Идея взаимоувязывания технологий не нова и выступает предпосылкой создания гибридных систем. Собственно, поэтому мы назвали новый АРМ гибридным. Пользователь подключается к виртуальному рабочему месту, развернутому на технологиях "Базис", "Альт Линукс" и "Мой офис" через единый интерфейс Getmobit и удобную док-станцию GM-Box.

Таких бизнес-коллабораций может быть множество. В этом преимущество принципа экосистемности в терминологии Getmobit.

– В какую сторону сейчас развиваются GM-Box и GM Smart System?

– Сегодня мы сфокусированы на двух вещах: развитии функциональных возможностей системы управления клиентскими терминалами и совершенствовании качества эксплуатационных характеристик собственной линейки оборудования, в том числе за счет перехода на новые высокопроизводительные процессоры.

Забегая вперед, буквально в ближайшие недели, мы объявим об официальном старте продаж новой системы управления GM Workspace Factory, позволяющей в несколько кликов подготавливать и разворачивать рабочие места на базе "тонких клиентов".

Если раньше речь шла об управлении только GM-Box, то сейчас из коробки можно пересобрать рабочее место под облачную инфраструктуру, используя тонкие клиенты, ноутбуки и даже существующие ПК от разных производителей.

Мы серьезно преуспели и продолжаем вкладываться в расширение совместимости с перспективными российскими платформами VDI, ВКС, IP-телефонии и системами защиты информации.

Что касается развития функций безопасности платформы. Мы продолжаем реализовывать в своих решениях концепцию нулевого доверия, обеспечивая "здоровый сон" ИБ-подразделений и повышая привлекательность удаленных и гибридных форматов работы. Эта задача имеет большую ценность для заказчиков при обосновании выбора решений для подключения к корпоративной сети удаленных пользователей.

– В прошлый раз мы говорили про менталитет российского заказчика и вызовы, связанные с этим. За этот год изменились ли настроения? Можно ли сказать, что российская продукция теперь пользуется большим доверием, чем раньше?

– Независимо от места происхождения компании все построено на доверии к продукту, компании и людям, создающим технологии. У Getmobit сейчас уникальная ситуация и возможности. Мы не перелицовываем железо и ПО, мы не клонируем наших западных конкурентов. Мы сильно впереди российских конкурентов технологически и приближаемся к качеству, к которому привыкли b2b-заказчики, использующие hp и dell. Мы вкладываем значительные ресурсы в популяризацию платформы через создание публичных стендов для тестирования и оборудования, и ПО. И безусловно, все эти аспекты играют критическое значение для формирования доверия ко всему, что делает наша компания.

– Как проходит импортозамещение ИБ-технологий для удаленных рабочих мест в российских компаниях?

– Требования к удаленным рабочим местам ужесточаются, и особенно остро стоит задача защиты рабочих мест сотрудников, отвечающих за техническую поддержку критически важных ИТ-инфраструктур или занимающихся разработкой ПО. Зачастую "удаленные" сотрудники без предупреждения меняют локации своего местонахождения, создавая высокие риски утечки информации.

Поэтому сейчас ряд крупных компаний нефтегазового сегмента, банковского, не говоря уже про государственные, уделяют огромное внимание тому, где физически находятся их сотрудники, отвечающие за поддержку, эксплуатацию и сопровождение сложных и критически важных проектов. Неудивительно, что количество проектов организации удаленных рабочих мест на базе российских технологий растет.

Из интересных тенденций я бы отметила проекты с выделением удаленных рабочих мест в самостоятельный контур с четким категорированием и наложением дополнительных требований, в том числе требования по контролю и управляемости, идентичным соответствующим требованиям для офисных рабочих мест.

– Появились ли новые отрицательные факторы, влияющие на создание, развитие и продвижение продуктов?

– Не секрет, что ограничение импорта электронной компонентной базы, особенно той части, которая не воспроизводится на территории Российской Федерации, вызвало ряд печальных последствий – удлинение логистических цепочек и соответствующее увеличение сроков поставки и стоимости комплектующих.

Другой отрицательный фактор – зарегулированность российского рынка ИТ-технологий. На мой взгляд, существенным барьером для создания инновационных продуктов являются реестры, "загоняющие" продукты под определенные требования и правила, зачастую не гармонизированные с реальностью и тем самым ограничивающие возможности реализации полезного функционала. А самое обидное – отвлекающие от продуктивной работы.

Мария Рукавишникова, основательница компании Getmobit
Мария Рукавишникова, основательница компании Getmobit

– Внедрены ли у вас процессы безопасной разработки ПО? Как построено тестирование ваших систем?

– Мы предельно серьезно относимся к обеспечению безопасности процессов разработки. Только так мы можем гарантировать безопасность наших технологий.

Наглядным примером такой работы стал проект сертификации во ФСТЭК  России программно-аппаратного комплекса GM Smart KVM, где был реализован комплекс мероприятий по проведению тестирования и безопасной разработки в соответствии с нормативными требованиями регулятора. В дополнение к этому выстроена работа по проведению обучения как старых, так и новых коллег на базе Института системного программирования РАН.

– Всего ли хватает российскому ИТ-рынку для осуществления процесса перехода на отечественную продукцию? Если нет, то чего именно не хватает, что стоило бы реализовать прямо сейчас?

– Российский рынок переживает этап юношеского максимализма, когда амбиции велики, все пути открыты, а опыт и знания для их реализации есть лишь у единиц. Если в прошлые годы поддержка отечественного ИТ-рынка была сконцентрирована на конкретных ИТ-продуктах, то сейчас время комплексных проектов. На мой взгляд, именно этого не хватает сейчас ИТ-рынку для качественного рывка: поддержка комплексных проектов должна стать приоритетом как со стороны крупного корпоративного потребителя, так и государства.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц