"О смехе разумею, что он бывает истерический и неукоризненный. Постарайтесь, однако, не смешить ради шуток и не стремитесь к ним. Воистину многажды от характера и от привычки вызывается смех. Смех бывает заслуживающий порицания тогда, когда он вызывается чем-либо. Я не верю, что вы вызываете смех, как смехотворники, но что вы смеетесь автоматически (самопроизвольно). Посему хочу, дабы вы были внимательны при смехе и не прерывайте его резко, ибо это вредно. Смех женщин часто истерический и результат или явление патологическое, поэтому пагубно высказываться против него, прежде изучения этого явления.
Посему советую вам, уберегайтесь, сколько от вас зависит, ибо он и невольно вылетает, не вызывайте его.
Автоматический смех – неукоризненный, дары Божии безупречны, и не скорбите, и не старайтесь резко прерывать смех, но с мягкостью и скромностью. Глава же о смехе важна и возводит к изучению Гигиены и Патологии. Нравственный характер смеху придается нравственностью вызывающего или желающего смеха. Естественный смех, проявляющийся автоматически, – непорочный. Смех блудников – негодный, таковой Святое Писание осуждает.
Причиной, вызывающей смех, думаю, является некое истерическое состояние, усиливаемое недостатком сна. Полагаю, что не хватает сна Ангелики, поэтому желаю, чтобы вы ходили с рассуждением, не изнуряйте тело чрезмерным трудом. Упражняйте прежде душу через познание себя, чтобы безопасно ходить в нравственном совершенстве, и оно научит вас, как укреплять тело ко услужению душевных потребностей. Нравственное совершенство – это взыскуемое через житие благо, житие же, прежде всего, есть изучение самого себя и затем – телесная аскеза.
Изучение сих упражняет душу к нравственному воспитанию и совершенству, телесная же аскеза упражняет тело к терпению болей ради добродетели; но и к добродетелям сначала стремится душа, а потом и тело побуждением души терпит утомления ради добродетели. Часто телесные боли способствуют охранению и ограждению добродетелей, данных душе Божественной Благодатью: так что подвизайтесь с рассуждением и помните, что телесная аскеза помогает душе прийти к нравственному совершенству, нравственное же совершенство через душевное упражнение достигается.
О помыслах на молитве, говорю вам, когда приходят – читайте громко и не обращайте на них никакого внимания, ибо, сколько кто внимает им, столько они внедряются: переменяйте помыслы чтением вслух".
Письмо в Афинах от 28 января 1905 года