Из Таниной тетради.
– …Мам, они задачу мне не решают.
Ну, кому я еще пожалуюсь, как не маме? Она тут же просит старшего брата:
– Володь, да реши ты ей задачу.
Мои старшие братья учатся на сплошные пятерки. Ну, что стоит им мне, младшей, решить легкую для них задачу? Однако Володя упрямо отвечает:
– Не буду. Сколько можно за нее решать? Пора самой начинать учиться.
Мама – к Мише:
– Миш, ну а ты?
– И я не буду. Володя прав.
– Сергей, ну хоть ты тогда…
В ответ – короткое «нет». Полная солидарность со старшими братьями… Но разве я могу обижаться на Сережку, который мне жизнь спас?..
Вы читаете продолжение документальной повести. Начало здесь
Пока мы дебатируем – в коридоре уже слышны шаги отца. Сейчас переоденется, управит скотину и начнется проверка уроков – по старшинству. У Володи и Миши, как всегда, все в порядке, им разрешено смотреть телевизор. Сережа… «Да что ты дневник мне суешь? И так знаю, что у тебя там одни пятерки». «Нет, пап, ты посмотри. Там запись для тебя от учительницы по математике».
Отец читает с недоумением.
– Да, брат, дела… Зачем ты задачу в пяти вариантах решил?
– Но ведь ты сам говорил, что решать задачи можно по-разному.
Тут вмешивается мама (она это делает в самые критические моменты, когда надо срочно найти выход из сложной ситуации).
– Отец, разве не ты притащил домой целую библиотеку? Девчонки романы да стихи читают, а он разыскал учебники по высшей математике, и задачи решает так, как никто из учителей и не сообразит. И в школу тебя вызывают, чтобы ты сына приструнил.
Отец в замешательстве. Да, он забрал домой библиотеку из «Парижской коммуны», когда ее решили «сократить», но ведь он не думал, что дело обернется таким вот неожиданным образом… Ладно, с этим разберемся потом, сейчас – уроки. К телевизору разрешается идти и Тоне, доходит очередь до меня.
– Тань, а ты чего приуныла?
– Да они мне задачу сегодня не решают.
– А что – всегда решали?
– Да. А сегодня бастуют.
– А что же ты сама?
– Не умею.
– А как же было до сих пор?
– Да всегда они решали. А в школе я у Тони списывала.
Отец в ступоре. На помощь, как всегда, приходит мама:
– Ну и что тут такого? Мне вот тоже задачи никогда не давались. Ты же помнишь: ты своей ручкой конспекты по математике писал, а я – по литературе. А если ты умеешь решать, так и научи ее.
Все кончается тем, что нас с братом Николаем (у него тоже в этот день что-то не ладилось) отправляют в заднюю комнату на «доучку». Николая отец тоже вскоре отпускают к телеку, а потом целых три часа бьется со мной. Толку – ноль. Спать охота…
Тут в комнату опять заглядывает мама:
– Отец, ну не дано нам решать эти задачи – ни ей, ни мне. Что же теперь – не спать? Иди, дочка, на печку.
На печку я взлетаю турманом, и слышу, как отец говорит:
– Вот если бы Сергей научил ее играть в шашки и шахматы – она бы и математику поняла.
Я – с печи:
– Не может такого быть!
– А ты проверь!
***
Эх, знал бы дядя Миша, что будет дальше…
Уже на другой день Татьяна не могла дождаться, когда кончатся уроки и брат начнет учить играть ее в шашки. Поначалу дело шло туго, но вскоре Таня уже обыгрывала не только братьев, но и всех одноклассников. Дошло до того, что стала играть на равных с Сергеем – покорителем высшей математики. А однажды вечером…
Однажды вечером заявила:
– Ну, что – садимся на большую игру? Володя, прошу к барьеру!
Все хохочут, а она – бац, выиграла партию у старшего брата. А потом и у Миши – тоже. Мало того – самому учителю по шашкам – Сергею – пришлось признать свое поражение. Сестру и двух младших братьев – Николая и Женю – обыграла «одной левой». Тут и пришел с работы отец.
– Пап, Танька тут всех нас мочит. Теперь вся надежда на тебя.
И если до сей поры в доме звучал гогот и смех, то когда Татьяна села играть с отцом – стало слышно, как муха где-то под потолком летает.
– Ага, притихли! – ликует покорительница шашек. Все опять загомонили: что-то небывалое творится – дочь вот-вот обыграет отца… В замешательстве и сам глава семьи: оказаться в проигрыше – это же удар по родительскому авторитету! Тихонько просит дочку: «Тань, поддайся, а то как-то не так получается…» «Нет» – решительно рубит дочь. И смотрит на маму – что та подскажет? «Дочь, поддержи отцову репутацию» – ловит ее тихий шепот… И только после этого Таня сдает шашку отцу. Сергей недоумевает: как же так – буквально два хода назад у сестры практически уже была победа?!.
Закончив игру, Таня встала. Пошла в сени. Следом вышел отец. Вытирая брызнувшие из глаз слезы, дочь попросила: «Пап, не садись больше играть со мной. Ладно? Я проигрывать не хочу и не умею»…
Как видим, шашками, а затем и шахматами, Татьяна овладела в совершенстве. Но… математика подружкой ей так и не стала. Пожалуй, в первый раз отцова придумка не дала нужного результата (да и репутация при этом едва не пострадала…) Но есть у многодетной семьи большое преимущество перед семьей малочисленной: дети здесь воспитывают сами себя и – друг друга тоже. Вы уже знаете, как братья учили Таню мыть пол. Вот и теперь: старший брат, Володя, не давал сестре покоя, постоянно попрекая ее: неуч, семью позоришь…
Сами братья – и Володя, и Миша, и Сергей – уже учились в университете, Тоня – в Казанском институте на ветврача, а Таня…
Автор: Наталья Моловцева Продолжение здесь
Другие истории этого автора здесь, и здесь, и здесь, и здесь
Книга Натальи Моловцевой "Меня окликни" здесь