Найти тему
Учительская

Частичка души

Мы в этой жизни все, как ветки,
А корни наши в глубине.
И я горжусь, что мои предки,
Свой след оставили во мне.Вячеслав Алимов

Педагогическая династия Турлыковых насчитывает четыре поколения. Среди представителей династии есть один заслуженный учитель школы РСФСР, два почетных работника общего образования Российской Федерации. Общий педагогический стаж составляет более 380 лет.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Начало династии положил мой двоюродный прадедушка Григорий Васильевич Турлыков. С 1931 по 1939 год он был учителем, а в последствии и директором в сельских школах Мещовского района Калужской области. В 1939 году был призван в армию. С первого дня Великой Отечественной войны находился на фронте, получил несколько ранений. В 1943 году погиб в бою под Зайцевой горой.

В период работы в школе Григорий Васильевич активно участвовал в общественной жизни района, выступал с лекциями перед населением. Педагогический стаж составляет 8 лет.

Продолжили дело Григория Васильевича моя бабушка Мария Сергеевна Кузьмина, а также ее братья и сестра – Иван Сергеевич Турлыков, Павел Сергеевич Турлыков, Александра Сергеевна Журавлева.

Мария Сергеевна Кузьмина в 1943 году окончила Мещовское педагогическое училище и всю свою жизнь посвятила обучению и воспитанию подрастающего поколения, она 49 лет работала учителем начальных классов в школе г. Мещовска. В каждого своего ученика бабушка вкладывала частичку себя, своих знаний. Она часто задерживалась в школе после уроков, подтягивая отстающих учеников. Коллеги моей бабушки – учителя средней школы – всегда отмечали высокий уровень знаний ее учеников, а ее уроки с благодарностью, теплотой и с огромной любовью вспоминали выпускники разных лет. Для многих учеников, уже окончивших школу, и коллег бабушка оставалась наставником вплоть до завершения своей педагогической деятельности.

Мария Сергеевна внесла большой вклад в совершенствование начального образования в Мещовской средней школе, в подготовку студентов Мещовского педагогического училища, проходивших педагогическую практику в этой школе.

Мой двоюродный дедушка Иван Сергеевич Турлыков в 1932 году окончил Мещовское педагогическое училище, а в 1938 году – Смоленский педагогический институт.

С 1943 года участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками, в 1944 году был тяжело ранен.

Свою педагогическую деятельность Иван Сергеевич начинал учителем истории. Позже был заведующим Мещовским роно, директором Мещовской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. После выхода на пенсию продолжил работать учителем истории в школе и педагогическом училище г. Мещовска.

Иван Сергеевич беззаветно посвятил себя любимой профессии, детям. Для него педагог – это больше, чем профессия, это образ жизни! Он действительно жил проблемами и бедами школы, повседневно проявлял поистине отеческую заботу о детях, радовался малейшим успехам и достижениям, переживал от потерь.

Иван Сергеевич много сделал для становления и улучшения народного образования в Мещовском районе после войны. Он занимался строительством и расширением учебных площадей, уделял большое внимание материально-техническому оснащению школы.

В коллективе педагогов и у самих учащихся мой двоюродный дедушка оставил о себе добрую память.

Педагогический стаж составляет 50 лет.

Иван Сергеевич награжден знаком «Отличник народного просвещения», почетной грамотой Министерства просвещения и УК Профсоюза работников просвещения РСФСР.

За активную творческую и плодотворную педагогическую деятельность Ивану Сергеевичу в 1964 году было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Еще один мой двоюродный дедушка, Павел Серге­евич Турлыков, в 1947 году окончил Мещовское педагогическое училище, а в 1955 году – Тульский педагогический институт. Свой путь в педагогическую деятельность начинал учителем начальных классов, затем был учителем истории в Мещовской школе, а впоследствии стал завучем этой же школы. Позже был директором Мещовского педагогического училища и Мещовской школы-интерната для слабовидящих детей, а после выхода на пенсию там же продолжил работать учителем истории и обществознания.

В течение 20 лет возглавлял районную организацию общества «Знание», выступал с лекциями и докладами перед населением.

Ученики любили и уважали Павла Сергеевича. Когда он вел урок, в классе всегда царила тишина. Новый материал дети слушали затаив дыхание, так интересно он его преподносил.

В данный момент Павел Сергеевич находится на заслуженном отдыхе, но ученики и коллеги не забывают о нем – приглашают на творческие вечера и встречи, праздничные мероприятия. А ведь это самая большая награда для учителя, если тебя не забывают даже спустя много лет!

Педагогический стаж составляет 65 лет.

За заслуги в области образования Павлу Сергеевичу присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Антонина Ильинична Турлыкова – жена Павла Серге­евича. В 1954 году окончила Калужский педагогический институт. 46 лет проработала учителем истории в Мещовской средней школе.

Во время работы активно участвовала в общественной жизни школы и района. На протяжении многих лет избиралась руководителем методического объединения учителей истории школы.

Антонина Ильинична награждена почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР.

Моя двоюродная бабушка Александра Сергеевна Журавлева начинала работать учителем русского языка и литературы в Слаутинской школе Мещовского района, а затем – воспитателем детского сада в г. Мещовске. Она от природы была наделена удивительным чувством такта и деликатностью, умела внимательно выслушать. В каждого ребенка она вкладывала частичку своего душевного тепла, разделяла с детьми их радости, тревоги, переживания, и дети видели в ней не просто воспитателя, а друга, который их понимает и к которому можно обратиться в любую минуту.

Стаж работы Александры Сергеевны – 36 лет, из них 28 лет – воспитателем.

Продолжил семейную традицию и мой дядя Виктор Федорович Турлыков. В 1969 году он окончил Калужское музыкальное училище по классу фортепиано, а в 1977 году – Московский государственный музыкально-педагогический институт. Трудовую деятельность начал в Мещовской детской музыкальной школе. Позже работал на должности преподавателя музыки, концертмейстера в Мещовском педагогическом колледже, одновременно продолжая работу и в музыкальной школе.

Виктор Федорович посвятил преподаванию музыки 52 года. Живая музыка в его исполнении на занятиях и различных творческих мероприятиях способствовала духовному становлению учащихся, воспитанию будущих педагогов на лучших образцах мировой музыкальной классики.

Виктор Федорович Турлыков награжден почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации.

Моя бабушка передала любовь к педагогике своим дочерям – Людмиле Федоровне Ульяновой и Нине Федоровне Кулешовой.

Моя тетя Людмила Федоровна Ульянова в 1970 году окончила Калужский государственный педагогический институт. Свой педагогический путь начинала учителем физики в школах №12 и №4 Калуги. Людмила Федоровна получила второе высшее образование по специальности учителя-дефектолога, сурдопедагога и работала воспитателем, заведующей консультационным пунктом специальной коррекционной общеобразовательной средней школы-интерната №5 Калуги. Позже работала главным специалистом Департамента образования и науки Калужской области по вопросам деятельности общеобразовательных учреждений. После выхода на пенсию продолжила работать в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогический стаж – 50 лет.

За вклад в развитие системы среднего специального образования, специальных коррекционных школ Калужской области Людмиле Федоровне присвоены звания «Почетный работник общего образования Российской Федерации» и «Заслуженный работник образования Калужской области». Она не раз награждалась почетными грамотами Управления образования города Калуги и Министерства образования Российской Федерации.

Моя мама Нина Федоровна Кулешова в 1977 году окончила Калужский государственный педагогический институт. Работала учителем математики сначала в сельской школе, а затем преподавала в техникуме. Мама старалась привить ученикам любовь к своему предмету, мотивировать их на изучение алгебры и геометрии, постижение премудростей логики мышления, нахождение рациональных путей решения задач, развитие навыков самостоятельности, понимая, что действительно прочными знаниями будут те, которые ученик добыл сам. За годы работы она зарекомендовала себя как настоящий профессионал, ищущий, увлеченный своим делом педагог.

Педагогический стаж – 17 лет.

Сейчас педагогическую династию продолжаю я, дочка Нины Федоровны Кулешовой. Вспоминая свое детство, понимаю, насколько близка мне была профессия педагога. Будучи на каникулах у бабушки, я видела, как она ходила в школу, я ее встречала, смотрела, как вечерами она проверяла тетради дома, как к ней приходили коллеги-учителя. А дома видела, как мама готовилась к урокам. Когда мы с подружками играли в школу, мне нравилось быть учителем – давать уроки, ставить оценки, проверять тетради. Так, с самого детства пришло понимание, что педагог – это призвание.

В 2003 году я окончила Московский городской психолого-педагогический университет, в 2013-2014 годах прошла профессиональную переподготовку по программе «Дошкольное образование». 12 лет работаю в сфере образования, из которых 10 лет – воспитателем детского сада. Для меня быть воспитателем значит снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, искать что-то новое. Быть воспитателем – это огромная ответственность, но в то же время и большая радость, ведь всегда интересно и удивительно наблюдать, как на моих глазах подрастают дети, как они взрослеют.

Елена ЗОЛОТОВА, воспитатель школы №2005

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».