Найти в Дзене
Around Art

«Собрание незначительностей» или разговор с собой

Постфактум к выставке «Reverse 2023» Татьяны Ян в Открытом клубе

Текст: Галина Мумрикова

Давно не была в интеллектуальном небольшом пространстве Открытого клуба, в котором не бывает проходных незапоминающихся выставок. Здесь где-то еще в первой половине июля предложили окунуться в мир натюрморта. К сожалению, из-за спешки дожить до вернисажа мне не удалось: сначала просто посмотрела, сфотографировала, что особенно понравилось, потом…

Татьяна Ян. Предметы - II. 2023. Бумага, графит, акварельный карандаш.
Татьяна Ян. Предметы - II. 2023. Бумага, графит, акварельный карандаш.
Фрагмент выставки
Фрагмент выставки

Про «потом» давайте потом. А сначала – первое впечатление и первые ассоциации.

Название выставки – Reverse – приглашает как бы окинуть взглядом самые разнообразные предметы, которые Татьяна Ян называет «персонажами, значительными персонами», считая, что «время обнимает каждый предмет одинаково – и пустую незначительную склянку, и драгоценный тысячелетний обломок».

Татьяна Ян. Амфора и чубушник. 2023. Бумага, графит
Татьяна Ян. Амфора и чубушник. 2023. Бумага, графит
Татьяна Ян. Ветки и ненужности. 1992. Холст, масло
Татьяна Ян. Ветки и ненужности. 1992. Холст, масло
Фрагмент выставки
Фрагмент выставки
Татьяна Ян. Фрагмент фрески. 2023. Бумага, графит
Татьяна Ян. Фрагмент фрески. 2023. Бумага, графит
Татьяна Ян. Цветы Дон Кихоту - I. 1992. Холст, масло
Татьяна Ян. Цветы Дон Кихоту - I. 1992. Холст, масло
Татьяна Ян. Цветы Дон Кихоту - II. 1992. Холст, масло.
Татьяна Ян. Цветы Дон Кихоту - II. 1992. Холст, масло.
Валерий Кошляков. Проект Элизии. Фрагмент инсталляции. 2016  фото Влада Красильникова
Валерий Кошляков. Проект Элизии. Фрагмент инсталляции. 2016 фото Влада Красильникова

И это действительно так. На полотнах художницы мы то и дело видим какие-то осколки, остатки далекого прошлого, а современные ненужности в виде, например, трепетного засохшего листика. Этакие безделки, которые на бумаге или холсте приобретают вторую, почти музейную жизнь. И в этом все дело. Я ходила от холста к холсту и меня одолевали мучительные сомнения, как будто меня завлекали в далекое-недалекое прошлое. Что напоминал осколок чего-то рядом с красной драпировкой? Не знаю. Почему всем понятные штучки, мимо которых мы пройдем и не заметим, на холсте вдруг стали такими важными, такими странно-романтичными, такими волнующими воображение? Другие вызывали абсолютно прямые ассоциации с виденным раньше в другое время и при других обстоятельствах. Третьи заставили задуматься – почему цветы Дон Кихоту именно такого цвета и в столь странноватых, на первых взгляд, сосудах? Живопись непременно должна задавать вопросы и совсем необязательно сразу же давать на них ответы. И тут осенило. Это ж руины! В философском понимании. Я видела их на выставке «Элизии» Валерия Кошлякова. Там, правда, они выглядели как величественные утраченные коллизии прошлого, а здесь маленькие, поющие, выпуклые. И тихие, как четыре пианиссимо в «Октябре» у Чайковского. Свои личные ассоциации возникли у меня перед «Амфорой и чубушником». Этот цветок требует так много воды, вокруг него так много легенд, и неизвестно, какие из них спрятаны на дне древнего сосуда.

Татьяна Ян. Красная драпировка. 1991. Холст, масло.
Татьяна Ян. Красная драпировка. 1991. Холст, масло.
Татьяна Ян. Предметы-I. 2023. Бумага, графит, акварельный карандаш.
Татьяна Ян. Предметы-I. 2023. Бумага, графит, акварельный карандаш.
Одилон Редон. Раковина. 1912. Музей Орсе. Париж
Одилон Редон. Раковина. 1912. Музей Орсе. Париж
Татьяна Ян. Большая раковина. 2023. Холст, масло
Татьяна Ян. Большая раковина. 2023. Холст, масло

Раковины? Тоже своего рода руины, всегда привлекавшие художников. Поразило другое: почти одинаковый цветовой фон у «Раковины» французского живописца, графика-символиста Одилона Редона (полотно написано в 1912 году и находится в музее Орсэ). А «Большая раковина» Татьяны Ян написана через сто с лишним лет. У Врубеля вообще раковинам посвящен целый цикл, созданный в начале XX века.

Фрагмент выставки
Фрагмент выставки
Фрагмент выставки
Фрагмент выставки
Татьяна Ян. В мастерской. 1993. Холст, масло.
Татьяна Ян. В мастерской. 1993. Холст, масло.

Так вот насчет «потом». Посмотрела я на мудрые работы Татьяны Ян и, решив, так сказать, просветиться, сделала еще одно открытие. Чисто филологическое. Сначала прочитала небольшое эссе, превосходно написанное самой художницей. Некоторое пояснение или предисловие к выставке и представление своих «героев» - веточек, колотушки, черепков, кусков штукатурки, мозаики и т.д. А потом пыталась прочесть тоже эссе (типа пресс-релиза), написанное искусствоведом. И застряла сразу же, на третьем абзаце. От стилистических погрешностей, от неуместных здесь иностранных слов-терминов, которые вполне можно было заменить, от всего непонятного. Зачем перегружать текст такими прилагательными как «профанный, сакральный, надмирный», если можно сказать «светский, священный, потусторонний», например. А как вам такая метафорическая фраза: «…Автор не боится остаться наедине с многомерностью своего Предмета. Затвориться в клаузуре, в живописном свете его микрокосма». Однако! Споткнулась и на таком предложении: «Татьяна Ян размышляет о духе и материи методом всегда новой художественной выставки». Второй раз однако! Размышлять можно с предлогами «на», «над» и «о». Но не «размышлять методом выставки». И еще одна фраза-шедевр: «И мы застыли, немотствуя». Вот и я застыла. Кстати, клаузура – это всего лишь упражнение, которое помогает развитию нестандартного мышления. Нестандартно – не значит сложно, витиевато и не по-русски.

У Бориса Пастернака есть такие строки:

Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Далеко нам, друзья, до «неслыханной простоты», ох как далеко!...

А Татьяне Ян огромных успехов в творчестве! Вдохновения в ее реально «неслыханной простоте».

#выставки#изобразительное искусство#живопись#графика#Татьяна Ян#Открытый клуб# Reserve#