Постфактум к выставке «Reverse 2023» Татьяны Ян в Открытом клубе
Текст: Галина Мумрикова
Давно не была в интеллектуальном небольшом пространстве Открытого клуба, в котором не бывает проходных незапоминающихся выставок. Здесь где-то еще в первой половине июля предложили окунуться в мир натюрморта. К сожалению, из-за спешки дожить до вернисажа мне не удалось: сначала просто посмотрела, сфотографировала, что особенно понравилось, потом…
Про «потом» давайте потом. А сначала – первое впечатление и первые ассоциации.
Название выставки – Reverse – приглашает как бы окинуть взглядом самые разнообразные предметы, которые Татьяна Ян называет «персонажами, значительными персонами», считая, что «время обнимает каждый предмет одинаково – и пустую незначительную склянку, и драгоценный тысячелетний обломок».
И это действительно так. На полотнах художницы мы то и дело видим какие-то осколки, остатки далекого прошлого, а современные ненужности в виде, например, трепетного засохшего листика. Этакие безделки, которые на бумаге или холсте приобретают вторую, почти музейную жизнь. И в этом все дело. Я ходила от холста к холсту и меня одолевали мучительные сомнения, как будто меня завлекали в далекое-недалекое прошлое. Что напоминал осколок чего-то рядом с красной драпировкой? Не знаю. Почему всем понятные штучки, мимо которых мы пройдем и не заметим, на холсте вдруг стали такими важными, такими странно-романтичными, такими волнующими воображение? Другие вызывали абсолютно прямые ассоциации с виденным раньше в другое время и при других обстоятельствах. Третьи заставили задуматься – почему цветы Дон Кихоту именно такого цвета и в столь странноватых, на первых взгляд, сосудах? Живопись непременно должна задавать вопросы и совсем необязательно сразу же давать на них ответы. И тут осенило. Это ж руины! В философском понимании. Я видела их на выставке «Элизии» Валерия Кошлякова. Там, правда, они выглядели как величественные утраченные коллизии прошлого, а здесь маленькие, поющие, выпуклые. И тихие, как четыре пианиссимо в «Октябре» у Чайковского. Свои личные ассоциации возникли у меня перед «Амфорой и чубушником». Этот цветок требует так много воды, вокруг него так много легенд, и неизвестно, какие из них спрятаны на дне древнего сосуда.
Раковины? Тоже своего рода руины, всегда привлекавшие художников. Поразило другое: почти одинаковый цветовой фон у «Раковины» французского живописца, графика-символиста Одилона Редона (полотно написано в 1912 году и находится в музее Орсэ). А «Большая раковина» Татьяны Ян написана через сто с лишним лет. У Врубеля вообще раковинам посвящен целый цикл, созданный в начале XX века.
Так вот насчет «потом». Посмотрела я на мудрые работы Татьяны Ян и, решив, так сказать, просветиться, сделала еще одно открытие. Чисто филологическое. Сначала прочитала небольшое эссе, превосходно написанное самой художницей. Некоторое пояснение или предисловие к выставке и представление своих «героев» - веточек, колотушки, черепков, кусков штукатурки, мозаики и т.д. А потом пыталась прочесть тоже эссе (типа пресс-релиза), написанное искусствоведом. И застряла сразу же, на третьем абзаце. От стилистических погрешностей, от неуместных здесь иностранных слов-терминов, которые вполне можно было заменить, от всего непонятного. Зачем перегружать текст такими прилагательными как «профанный, сакральный, надмирный», если можно сказать «светский, священный, потусторонний», например. А как вам такая метафорическая фраза: «…Автор не боится остаться наедине с многомерностью своего Предмета. Затвориться в клаузуре, в живописном свете его микрокосма». Однако! Споткнулась и на таком предложении: «Татьяна Ян размышляет о духе и материи методом всегда новой художественной выставки». Второй раз однако! Размышлять можно с предлогами «на», «над» и «о». Но не «размышлять методом выставки». И еще одна фраза-шедевр: «И мы застыли, немотствуя». Вот и я застыла. Кстати, клаузура – это всего лишь упражнение, которое помогает развитию нестандартного мышления. Нестандартно – не значит сложно, витиевато и не по-русски.
У Бориса Пастернака есть такие строки:
Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.
В родстве со всем, что есть, уверясь
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.
Далеко нам, друзья, до «неслыханной простоты», ох как далеко!...
А Татьяне Ян огромных успехов в творчестве! Вдохновения в ее реально «неслыханной простоте».
#выставки#изобразительное искусство#живопись#графика#Татьяна Ян#Открытый клуб# Reserve#