Предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребёнка и помочь ему развить их. Благодаря этому ребёнок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться и быть гармоничной личностью в целом.
Один из важнейших вопросов ‒ как определить способности ребёнка?
Среди педагогов и психологов также актуален вопрос, какие способы помогут выявить способности дошкольников. Что такое способности?
Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребёнка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и лёгкость её освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребёнка.
Все способности подразделяются на природные и специфические. Природные основываются на биологических особенностях ребёнка (задатках). Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребёнка и его взаимодействие с социальной средой. Специфические способности детей можно разделить на два вида: общие и специальные. Общие определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом. К ним относятся:
- сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств (такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трёх до четырёх лет);
- интеллектуальные способности, в основе которых ‒ принцип моделирования объектов;
- творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают находить нестандартные решения задач, придумывать истории, рисовать.
Специальные способности определяют успехи детей в определённых видах деятельности и основываются на задатках и их развитии. Они подразделяются на несколько категорий, которые мы рассмотрим дальше.
Логико-математические –склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Ребёнок в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.
Музыкальные –склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.
Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слов для выражения эмоций.
Актёрские –склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.
Художественные –склонность к рисованию, лепке, черчению, созданию поделок.
Технические –проявление интереса к различным механизмам и машинам.
Спортивные, хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.
Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру, способность договариваться, влиять на других детей.
Успех развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети. Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе и опыт, который будет важен для развития той или иной способности.
Существуют следующие методы для определения способностей детей:
1. Наблюдение – позволяет сделать выводы о склонностях ребёнка, сформировать представление о его возможностях, выявить его основные интересы. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чём больше всего спрашивают дети, что изучают. Наблюдение является одним из наиболее живых и простых методов.
2. Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются следующие факторы: какую игру выбрал ребёнок, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.
3. Совместная деятельность ‒ помогает развить талант в разных областях.
Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей.
Помимо ответа на вопрос об определении способностей ребёнка, очень важно знать, как их затем развивать и работать с ними. Для развития определённых склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.
Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие родителей. Прежде всего потому, что сам процесс в основном идёт рывками. В процессе развития любой способности есть периоды значительного улучшения, но также и временного ухудшения. В такие моменты важно поддерживать в детях интерес и помогать выработать терпеливость.
Также очень важны эмоциональная поддержка и стиль воспитания. Сложно переоценить роль семьи в выявлении и развитии способностей детей. Чуткое отношение родителей позволит ребёнку быстрее понять, что ему действительно нравится. Одним из основных факторов для успешного развития определённой склонности является упорство самого ребёнка, готовности к обучению. Эта особенность формируется у дошкольников непосредственно в их окружении (воспитание в семье, в детском саду, общение со сверстниками).
Раннее выявление способностей ребёнка является сложной задачей, и важную роль в этом играет семья, с которой начинается жизненный путь человека. Понимание того, какие способности присущи ребёнку, помогает ему достичь успеха как в профессиональной сфере, так и в жизни. Поэтому родителям важно осознать, что чем раньше они обнаружат интересы и склонности своего ребёнка, тем больше шансов у него на успешное развитие и самореализацию.
#Школа1158 #ДОНМ #Эксперты1158 #ДетскаяПсихология #ДошкольноеРазвитие