Найти тему
Страны и люди.

Канал, соединяющий Черное и Каспийское моря- грандиозный глобальный проект.

Мысль соединить каналом Черное и Каспийское моря возникла достаточно давно. В 20-е гг. прошлого века был предложен, и даже начал реализовываться проект, который был остановлен из-за Великой Отечественной войны. Но в начале 21-го века о нем вспомнили, и заговорили вслух. Что это за проект, для чего он нужен, и как может быть реализован?

Предполагаемый канал, связывающий оба моря. Фото с сайта https://en.topcor.ru/19420-kanal-evrazija-rossii-nuzhno-soedinit-kaspij-s-azovskim-morem.html
Предполагаемый канал, связывающий оба моря. Фото с сайта https://en.topcor.ru/19420-kanal-evrazija-rossii-nuzhno-soedinit-kaspij-s-azovskim-morem.html

Коротко о Каспии.

Как известно, Каспийское море - это замкнутый водоем, самое крупное бессточное озеро, не имеющее связи с океаном. Его уровень почти на 28 метров ниже уровня Мирового океана, и продолжает понижаться. Площадь Каспийского моря – примерно 390 000 кв. км. Это почти как Зимбабве, и чуть больше Японии. Каспий омывает берега следующих государств: России, Казахстана, Ирана, Туркменистана, Азербайджана. И если Россия и Иран обладают выходам к океану, то другие страны из этой пятерки – нет. И это очень важный момент, т.к. выход к океану – один из серьезных факторов для любого государства.

Волго-Донской канал Спутниковая карта. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Волго-Донской_канал
Волго-Донской канал Спутниковая карта. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Волго-Донской_канал

Зачем и кому нужно связать Черное и Каспийское моря.

Все очень просто: для того, чтобы дать выход к океану Казахстану, Туркменистану, Азербайджану. А еще – чтобы связать Азию и Европу удобным и коротким торговым путем. Также в проекте заинтересован Китай, для которого новый канал может стать выгодным путем доставки грузов в Европу.

Проект «Евразия».

Европейский банк развития ы 2009 г. выделил деньги на изучение этого вопроса, а тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, не раз поднимал вопрос о строительстве канала, который получил название «проект Евразия». Канал должен будет связать Кспийское и Азовское (по факту- Черное) моря, тем самым дав морской путь судам из Казахстана в Средиземное море, и далее. Канал предполагается провести по дну Кумо-Манычской впадины –природной границы, по которой когда-то очень давно располагался пролив, етественным образом соединяющий Каспийское Черное моря.

Ширина канала будет достигать чуть более 60 м, глубина – около 10 м. Длина канала составит от 700 до 850 км (точные цифры будут зависеть от выбора окончательного варианта маршрута).

Для сравнения. Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны, имеет длину 81 км. Суэцкий канал в Египте – чуть больше 170 км.

Точная стоимость на сегодняшний день не подсчитана, но, очевидно, она будет весьма внушительной, и будет зависеть от выбранных вариантов реализации проекта.

Заповедные территории, которые могут пострадать от постройки канала. Фото с сайта https://foto-ram.ru/заповедник-черные-земли-фото/
Заповедные территории, которые могут пострадать от постройки канала. Фото с сайта https://foto-ram.ru/заповедник-черные-земли-фото/

Риски от постройки канала.

Помимо вышеуказанных достоинств, строительство канала будет иметь и вполне конкретные недостатки. Во-первых, есть сомнения в его целесообразности, т.к. с успехом действует другая водная артерия с аналогичными задачами – Волго-Донский канал.Кроме того, существуют проекты сухопутных маршрутов, свзяывающих Восток и Запад. Во-вторых, строительство канала может породить среьезные экологические пробелемы, т.к . его предлагают проложить по заповедным территориям. Которые, кстати, страдают от недостатка воды – а проложенный чере них канал лишь усугубит эти проблемы. Также есть риск обмеления рек, которы должны будут питать канал водой. Помимо этого, существуют риски затопления больших заселенных территориий.

Наука
7 млн интересуются