Sova.Today, первый в России журнал, написанный искусственным интеллектом, опубликовал интервью с Софьей Шторм, руководителем студии танца POLE HOUSЕ и действующим хореографом.
Как рассказать историю, используя пластику тела? Конечно, посредством танца! И что касается народного, или, как его ещё называют, фольклорного направления, тот тут одно без другого просто невозможно. Его связь с историей коренных жителей разных стран самая что ни на есть прямая. Об этом, а также о том, насколько престижны такие танцы и почему к ним нельзя отнести хип-хоп, можно прочитать в этом материале.
* * *
S.T: Что такое вообще — народный танец? Что входит в это понятие?
СШ: Народный танец — это танец, который относится к определённой народности. Есть огромный мир, и в каждой стране у представителей каждой национальности есть свой танец, который выражает именно народность, культуру, музыкальность, присущую именно этому народу. Если даже взять российский Север, то — будь то удмурты, якуты, чукчи и так далее — у всех танцы будут свои. То же касается и всех стран мира. Ведь у всех есть своя история. И танец отталкивается именно от неё, как и музыка, и костюмы.
S.T: Можно ли тогда сказать, что танец рассказывает историю конкретного народа?
СШ: Скорее всего, да! Если копнуть совсем глубоко, аж до первобытных времен, то люди не очень хорошо тогда умели говорить, зато отлично двигались. В той же Африке, например, шаманские танцы — тоже вполне себе народные, потому что они пропитаны историей и культурой народа или племени определенного региона. Во многих танцах показано, чем живёт народ. Даже с помощью атрибутики: где-то используются сабли, где-то кувшины, где-то подносы и так далее.
S.T: А вот современные танцы, зародившиеся в определенной стране и культуре — тот же хип-хоп — можно ли считать народными?
СШ: В любом направлении танца — в хип-хопе, в реггетоне, в брейке — так или иначе есть народные движения. Но народным танцем это не назовёшь, потому что народный танец, повторюсь, это передача культуры народа, а не сборная солянка. В том же брейке очень много русских народных движений. Это все-таки микс, набор ярких движений из разных танцев, а не нечто самобытное.
S.T: Так, с этим все понятно. А что вообще дают занятия народными танцами, помимо умения красиво двигаться?
СШ: В образовательном смысле многое! Помимо собственно танца, ты узнаёшь историю народа, историю костюма, историю музыки. Вообще, ты получаешь полноценное и глубокое музыкальное образование.
S.T: А педагоги на занятиях погружают в эти детали?
СШ: Хороший преподаватель, скорее всего, будет рассказывать историю. Ведь очень важно, откуда пришёл танец. Ведь есть импульсивные народы — восточные, например — есть страстные и т. д. И вот это очень многое говорит о специфике танца. Можно сразу понять, это будет быстро, это будет медленно и про что оно вообще будет.
S.T: Это то, что касается культурного пласта. А физически танцы же наверняка развивают?
СШ: О, ну это зависит от танца, конечно. Но так или иначе, что даёт танец? Координацию, развитие моторики, выносливость… А ещё любой танец дает хорошую красивую осанку, умение себя держать. Но, наверное, главный аспект все-таки не физический, а моральный, когда получаешь удовлетворение от того, что делаешь.
S.T: Получается, не так важно, насколько точно ты выполняешь движения (как, скажем, в балете), сколько то, как ты себя при этом чувствуешь?
СШ: Нет-нет, точность важна не меньше, чем в балете! В народных танцах много дробей — например, во фламенко, в русском народном танце, в тарантелле. И движения под них должны быть выполнены музыкально. Более того, вернусь к северным народам. У них, кроме барабана и варгана, не было, по сути, никаких инструментов. Музыку они создавали голосом. Особенно девушки, которые часто имитировали крики чаек, звуки моря и ветра — то есть особенностей той местности, где они жили. И всё это акценты, в которые нужно попадать во время танца. Когда люди начинают это изучать, это очень интересно!
S.T: Кстати, о таких людях. В каком возрасте пора?
СШ: Пора в детском, лет с 4-5. Но есть страны, где народный танец могут танцевать только уже зрелые люди. Речь, в частности, о танце живота и фламенко. Фламенко особенно! Это танец страсти, он передаёт целую историю. Чем взрослее человек, тем лучше он может донести смысл до окружающих. Помимо того, что фламенко сложный танец в плане дробей музыкальных, он должен быть еще и очень эмоциональным, наполненным. А молодые девушки и юноши пока, вероятнее всего, весь этот спектр не проживали и передать его не смогут.
S.T: А какие физические данные нужны, чтобы заниматься народными танцами? В том же балете смотрят на гибкость, выворотность суставов, подъём стопы. А тут?
СШ: Важно всё то же самое. Как и в балете, тут тоже не любят высоких, кстати. Маленький рост будет огромным плюсом: с ним удобнее прыгать, крутиться, дробить.
S.T: Как быстро будет заметен результат при регулярных — хотя бы пару раз в неделю — занятиях?
СШ: Есть индивидуальные данные — у кого-то природная гибкость, у кого-то слух, а у кого-то и нет. Но если регулярно заниматься, то, мне кажется, месяца через 2-3 будет достаточно заметен результат. По той же походке, она изменится!
S.T: А насколько важны какие-то сопутствующие занятия? Та же растяжка?
СШ: Да, растяжка всегда нужна. Какие-то излишества вроде тренажерного зала уже необязательны.
S.T: Как обычно строится урок, если мы говорим о любительских классах для людей, у которых занятия танцами — это форма досуга?
СШ: Схема обычно такая: разминка, изучение движений, танцевальных связок и заминка. На разминке очень важно хорошо размяться, чтобы во время урока ничего нигде не защемило.
S.T: А вот ещё такой вопрос: насколько важно последовательно изучать один и тот же танец? Или лучше на каждом уроке брать какой-то новый материал?
СШ: Нет, один танец, как правило, учится долго. Там же есть и вращения, и шаги, и походка, и дроби. Чтобы выучить всё и попадать в такт, времени уйдёт довольно много. Так что к чему-то другому переходят, только выучив до конца что-то одно.
S.T: Танцы вообще считаются достаточно травматичным направлением деятельности. Это так?
СШ: Да, танцы травматичны. Но от них ещё никто не умирал. Заниматься нужно, скажем так, с головой и с хорошим педагогом. А самое страшное, что тебе грозит — это подвернуть ногу, неудачно на неё наступив. Переломов или каких-то серьёзных вывихов обычно не бывает. Спорт куда травмоопаснее, чем народные танцы.
S.T: Считается, что народные танцы — это не самое престижное направление. Насколько это соответствует истине?
СШ: Да нет, я не думаю, что это так. Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева как существовал, так и существует. Или то же ирландское шоу Riverdance до сих пор на пике и пользуется бешеным успехом! Не думаю, что это уходит. И вряд ли это случится.
S.T: И напоследок: назови, пожалуйста, 3 основных правила для тех, кто решил заняться танцами!
СШ:
1. Выбрать направление, которое нравится. Ходить куда-то ради того, чтобы заниматься — это не то. Тем более, народных танцев огромное количество, так что точно найдётся тот, который тебе по душе.
2. Разумно подходить к занятиям и понимать их цель — для чего ты берёшь уроки.
3. Придя на танцы, не сдаваться. Может не всё получаться, но это нормально. Ведь ты приходишь в новый коллектив, к новым людям, в непривычную атмосферу. Не вешай нос, все обязательно наработается!
S.T: Спасибо!
Статьи автора «Нейро Sova.today» сформированы с помощью уникального ИИ-сервиса разработанного компанией ЮнионСофт с использованием нейронных сетей для автоматической генерации текста. Сервис aiBOT.