В первые годы существования Петербурга жизнь в городе в значительной степени сосредотачивалась вокруг главной верфи – Адмиралтейства. Около Адмиралтейства возникла Морская слобода, в которой жили адмиралтейские служители. От этой слободы остались названия улиц – Большая и Малая Морские.
В 1743 году на берегу речки Кривуши, вскоре ставшей Екатерининским каналом (теперь канал Грибоедова) для жителей Морской слободы построили деревянную церковь Николая Чудотворца. А уже в 1753-1762 годах рядом с ней по проекту Саввы Ивановича Чевакинского возвели прекрасный каменный собор в стиле барокко. На некотором отдалении поставили колокольню. После освящения собора деревянную церковь разобрали.
Крюков канал между Мойкой и Фонтанкой прорыли только через двадцать лет после строительства собора, но Чевакинский, видимо, знал о предстоящем устройстве канала, и колокольня оказалась прямо на его берегу. В результате появился потрясающий вид на колокольню и канал, одна из визитных карточек Петербурга. Увы, мы не знаем, довелось ли Савве Ивановичу увидеть эту красоту. В 1767 году он ушёл в отставку, уехал в своё имение и исчез со страниц истории. Даже год его смерти достоверно не известен.
В соборе два храма: нижний Николая Чудотворца, и верхний Богоявления Господня. Нижний храм имеет низкие своды, темноват и кажется немного мрачным.
Зато верхний храм высокий, просторный и в хорошую погоду залит солнечным светом.
На освящении собора присутствовала императрица Екатерина II, которая повелела именовать церковь Морским собором. Это повеление определило судьбу храма и его неразрывную связь с российским флотом. В соборе торжественными богослужениями отмечали победы российского флота, поминали погибших моряков. В верхнем храме размещены мемориальные доски с именами погибших. 14 мая 1908 года в Никольском сквере рядом с собором открыт обелиск в память моряков Гвардейского экипажа, погибших в Цусимском сражении на эскадренном броненосце «Император Александр III» и других кораблях. К сожалению, в советское время памятник стоял заброшенным и обветшал, многие его детали были утрачены. При реставрации обелиску вернули изначальный вид лишь частично.
Увы, в XIX веке рядом с собором было построено несколько зданий, закрывших вид на собор со стороны Екатерининского канала (канала Грибоедова). Если первые постройки ещё были выдержаны в одном стиле с собором, то более поздние выглядят совершенно инородными сооружениями, явно искажающими архитектурный замысел Чевакинского.
В советское время собор избежал закрытия, но из него были изъяты многие церковные ценности. После высылки священников на север и в Среднюю Азию храм на некоторое время оказался в руках так называемых обновленцев (представителей течения в православной церкви, полностью лояльного советской власти).
10 марта 1966 года в нижнем храме собора отпевали Анну Андреевну Ахматову.
Рядом с собором пересекаются канал Грибоедова и Крюков канал. Это место очень известное и называется Семимостье, поскольку из этой точки видно сразу семь мостов. Но об этом я расскажу в другой раз.
Публикации моего канала перечислены здесь.