43,6K подписчиков

«Почти семь лет в море. Доводилось и гореть, и тонуть». Минчанин рассказал о службе на флоте

1,6K прочитали
На момент окончания школы Валерию Холодилину было 16 лет. Для поступления в военно-морское училище не хватало каких-то трех месяцев. Тогда по совету военкома он написал письмо министру обороны СССР.

На момент окончания школы Валерию Холодилину было 16 лет. Для поступления в военно-морское училище не хватало каких-то трех месяцев. Тогда по совету военкома он написал письмо министру обороны СССР. Огромное желание белорусского паренька служить на море услышали в Москве. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Морские вехи

На момент окончания школы Валерию Холодилину было 16 лет. Для поступления в военно-морское училище не хватало каких-то трех месяцев. Тогда по совету военкома он написал письмо министру обороны СССР.-2

Экзамены по физике и математике сдал соответственно на хорошо и отлично, — вспоминает капитан второго ранга в отставке Валерий Холодилин. — А вот диктант написал не очень хорошо. Но в комиссии, видимо, посчитали, что если человек соображает в точных науках, то отличное знание языка для будущего инженера не столь уж важно. В итоге 21 июля 1972 года меня зачислили в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. А 8 сентября принял военную присягу. С этого времени начался мой трудовой стаж, и я начал отмечать свои морские вехи.

В 1977-м после выпуска молодого лейтенанта направили в распоряжение штаба Краснознаменного Тихоокеанского флота во Владивостоке. Его назначили в головной экипаж многоцелевого атомного подводного крейсера К-247.

Наша субмарина по техническим характеристикам превосходила американские образцы, — акцентирует собеседник. — Рекорды скорости (42 узла в час), глубины погружения (на 1 040 м) принадлежат СССР.

Экипажу В. Холодилина предстояло провести государственные ходовые испытания подводного крейсера, построенного на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Как летчик-испытатель осваивает самолет, так и моряки в течение четырех месяцев проверяли субмарину на предельных скоростях и глубинах. Разгоняли ее на максимальной скорости и мощности реактора, создавали искусственные неисправности. Понимали, что заняты очень нужным делом. Благодаря их стараниям создавалось «Наставление по боевому использованию технических средств» — документ, на основании которого подводники действуют в аварийных и нештатных ситуациях.

Испытания проходили без выходных, практически без отдыха, — продолжает собеседник. — Нам доводилось и гореть, и тонуть, и вручную опускать ядерный реактор. Пережили даже взрыв главного распределительного щита, когда лодка начала терять глубину — со 100 м «провалилась» до 250… Иногда в течение суток 20 раз и более подавали сигнал аварийной тревоги. Жили все эти месяцы на лодке. Однажды кто-то пожаловался на сложности. Услышав это, мичман Василий Еременко заметил: «Ребята, помяните мои слова. Потом будете вспоминать и думать, что для многих из вас это было самым большим делом в жизни». Специфика нашей службы такова: случись что в море — гибнут либо побеждают все, независимо от того, офицер ты или матрос. У тех, кто прошел все эти испытания, остаются флотская закалка и те навыки, которые они приобрели.

Лучший контролер — жизнь

Капитану второго ранга в отставке как-то попали в руки интересные сведения. Оказалось, что за время службы он провел в море шесть лет и восемь месяцев! При этом отмечает: на флоте очень важно четко и строго выполнять свои обязанности. Причем делать это, не боясь ответственности и наказания за допущенные ошибки. Контролера на корабле нет. Лучший контролер — твоя жизнь.

На флоте Валерий Иванович прослужил 25 лет. Все это время его поддерживала супруга Наталья Евгеньевна.

Женился на четвертом курсе, — продолжает собеседник. — 29 апреля отметили 47 лет совместной жизни. Я бесконечно благодарен своей Наталье за прожитые годы. Наши жены в полной мере испытали все тяготы и лишения офицерской службы. Бывало, за месяц меняли по несколько квартир. Сейчас трудно представить, как жена с грудным и ребенком чуть постарше с чемоданами и сумками, преодолевая не одну тысячу километров, пересекает всю страну, чтобы попасть к месту службы мужа. Иногда мы вспоминаем нашу нелегкую жизнь на Дальнем Востоке. Приехали туда с двумя огромными чемоданами, где уместились военная форма, одежда супруги и бытовые вещи. Поразила уникальная природа в Приморье с огромными просторами, необычайными растениями, прекрасным подводным миром. Но зимы там суровые — бесснежные, морозные и ветреные. А вот в августе и сентябре особенно красиво и отдыхать хорошо. Мы купались в море и гуляли по Владику. Здесь я впервые попробовал дальневосточную экзотику — кальмаров, чилимов (креветки), ананасы. Не менее прекрасна и Камчатка. Там, к слову, родились наши дети — Иван и Александра.

Самому юному — за 50

Сегодня В. Холодилин возглавляет Белорусский союз военных моряков. В организации состоит более 1 400 человек, в том числе представители морской пехоты и авиации, члены их семей. Это не только офицеры, но и мичманы, старшины, матросы. Все в разные годы проходили службу в военно-морском флоте и очень гордятся этим. Их объединяет любовь к морю и преданность флотским традициям.

Белорусские парни отличались высоким уровнем образования и моральной устойчивостью, хорошей подготовленностью в техническом плане, — отмечает собеседник. — Поэтому и были востребованы во флотах Советского Союза. К сожалению, ряды нашей организации не пополняются новыми именами, потому что на море граждане Беларуси сегодня не служат, как раньше. Вот и получается, что самому юному моряку, который принимал военную присягу в СССР и попал на флот, сегодня за пятьдесят.

Фото автора и из личного архива героя публикации