Весной в интервью Дудю Рома Либеров выделил «Жизнь - сапожок непарный» Тамары Петкевич как чуть ли не главное произведение о сталинских репрессиях…
Мы и прочитали, и прослушали «Сапожок» как аудиокнигу (31 час) ещё весной…
31 час мы видели на экране вот эту картинку:
И вот уже два месяца я никак не соберусь пересказать. Чтобы не забылось. И вдруг кому интересно. Хотя и сомневаюсь, что таких будет много.
В Хосте рядом с нашим гостевым домом был памятник героям Гражданской войны. Там в списке фамилий тоже есть Петкевич. И почти все фамилии с инициалами, а Петкевич без… Римме говорю, это напоминание, что нужно обязательно пересказать…
Тамара родилась в 1920. Родители познакомились на Гражданской войне. Воевали за красных. Папа был комиссаром, мама – машинистка при штабе…
Папа – поляк из Риги. Мамины родственники из-под Невеля, который Тамара относит к Белоруссии (до 1924г Невель относился к Витебской губернии). Крестьяне. Кого-то из них раскулачивали, высылали… И они присылали из Якутии и Соловков фотографии…
Жили в Ленинграде. Получили 6-комнатную квартиру с мебелью на Карповке.
Папа ведал золотыми запасами. Мама нигде не работала. У них была домработница.
Тамара была старшей в семье. Потом у неё родятся две сестрёнки…
Тамара помнит наводнение 1924-го года.
Ленинград стал многолюдным в 1926… В их квартиру стали подселять жильцов… Квартира станет коммунальной.
Папу кто-то принял за белого офицера и написал донос. Папа месяц провёл в тюрьме (на Шпалерной).
Выяснилось, что недоразумение… Но работу он потерял. Стал заниматься торфозаготовками. Его чуть не каждый год стали кидать на работу в разные города и области…
Семейных фото сохранилось всего 2… Ни отца, ни матери… но Тамара чётко, детально воспроизводит места папиной работы… Удивительно…
Отец был строгий. Часто бил кожаной плеткой, ставил в угол.
Тамару приучили обращаться к родителям «мамочка» и «папочка».
Отец не разрешал ставить рождественскую ёлку. Ёлку ставили в доме у её первой учительницы, жены генерала Баланина, перешедшего на сторону красных… Там она научится считать, писать, делать шкатулочки и реверансы. За реверансы в школе потом будут ругать (семья Баланина вскоре была сослана).
Мне запомнилось два эпизода, связанных с отцом.
Не пустил в школу на мероприятие. Она готовила костюмы и забежала домой. Отцу не понравилась фраза: «Дай что-нибудь скорее поесть», сказанная матери. И вот за это, он её решил наказать и не пустил в школу.
Второй эпизод связан с пьянкой. Отец вёз их с сёстрами по степи в телеге. Был пьян. Ударил мать кулаком, она выпала с телеги. Мать встала, взяла на руки младшую, и они пошли пешком. Отец уехал. Пришли, и тут выяснилось, что пьяный отец, пока ехал, обронил кошелек с казенными деньгами. В 4 утра мать послала Тамару искать этот кошёлек вдоль дороги… Нашла!
Летом на отдых несколько раз ездили с мамой к маминым родственникам в Белоруссию (вернее под Невель). Там играли в горелки. Папа похоже вообще не знал, что такое отпуск.
Папин друг стал директором завода, и взял папу к себе заместителем. Получили отдельную квартиру на 1-й линии Васильевского острова.
Мама что-то шила на зингеровской машинке.
В школе детям, которые ничего не знают, объясняли доменный процесс. Класс поделен на бригады, оценка одна на всю бригаду.
Школьниками колонной прошли у гроба Кирова (1 дек 1934).
При вступлении в комсомол, просили назвать фамилии наркомов.
7 ноября 1936 Тамара стояла на трибуне во время парада.
1 мая 1937 болела, поймала листовку, сброшенную с аэроплана «Кто не с нами, тот против нас».
Навещая родителей на торфозаготовках, научилась скакать на лошади. Играли в серсо. Играли в теннис на корте.
В ноябре 1937 отца арестовали. Его друзей начали арестовывать раньше.
Исключен из партии папа был до ареста. Это произошло после ареста папиного друга, директора завода, которого когда-то раньше приняли в партию по папиной рекомендации.
Ещё до папиного ареста Тамаре стал названивать непонятный работник органов Михал Михалыч. С непонятными просьбами. То назначал встречу, то велел не навещать родителей… Тамара заметит, что он следит за ней и знает её жизнь во всех мелочах…
В момент ареста отец был с сестрами 7 и 10 лет. Испуганных девчонок подобрала на улице незнакомая телефонистка.
После ареста мать никакая. Главной в доме стала 17-летняя Тамара.
Мать временами пила, продавала вещи. И просила у дочери разрешение привести в дом мужчину.
В школе Тамару отсадили на последнюю парту и не вызывали после ареста отца. Под портретами Сталина и Ежова требовали отречься от отца. Не отреклась. Забрали комсомольский билет.
Очень нехорошо поступили с бабушкой Тамариной (маминой мамой). Она вначале часто гостила, а потом, когда отца отправляли на постоянную работу в разные места торфозаготовок, Тамара жила в Ленинграде вдвоем с бабушкой… И вот эту бабушку её благодарная дочь, которой не было и 40 отправила в дом престарелых… И Тамара о бабушке потом и не вспоминает…
Информацию об арестованных получали в Справочном бюро Большого дома на Литейном проспекте. Отстаивали длинные очереди. Звенел звонок – сигнал приглашения в кабинет. Получается, входили в одну дверь. Выходили в другую.
Узнала, что отец в тюрьме на Шпалерной. Тем, чья фамилия на букву П, можно было передавать по 30р 2-го числа каждого месяца. Передавала кому-то в окошечко.
В очереди в Большом доме Тамара познакомится с будущим мужем Эриком и свекровью Барбарой Ионовной.
Мать Тамары по тюрьмам и кабинетам не ходила. И зятя и сватью никогда не видела…
Семью Тамары после ареста отца не тронули, оставили в Ленинграде.
Эрика с матерью сослали в Киргизию, во Фрунзе (место ссылки узнавали по прибытию в Москву). На освобождение квартиры Эрику дали 3 дня. Не тронули старшего брата Эрика, который отрекся от отца…
Отец Тамары погибнет в заключении. Ему придётся, стоя в воде, разгружать баржи и грузить камни в Охотском море в бухте НАГАЕВА в Магадане.
От него придёт только одна весточка. Письмо, написанное его рукой, привезёт тяжело больной освободившийся заключенный, с которым отец не был знаком. Просто на его освобождение – пришлась очередь Тамариного отца. И человек этот был не ленинградец, а житель Средней полосы. В конверте будет 100р. … В знак благодарности Тамара сводит этого человека в Александринку на «Таланты и поклонники».
Из рассказов этого товарища, Тамару поразит, что у заключенных нет имен, а только номера на бушлатах. И то, что бараки на ночь закрывают на замок.
В конце 1938-го Тамаре предложат получить назад свой комсомольский билет, она откажется.
Тамара нашла хорошую подработку рисовать батиком, устроилась надомницей в артель… Поступила на ин яз (анг язык).
У Тамары будет круг друзей из парней и девчонок…
Среди Тамариных поклонников будет известный чтец Владимир Яхонтов. Он будет звать в номер, заказывать шампанское и фрукты, но при первых прикосновениях Тамара будет убегать от него…
За Тамарой будут следить. Ей будет названивать некто Михал Михалыч Серебряков, который будет представляться другом отца. Её подруги будут осведомительницами.
Серебряков раз прислал зайца, в ответ его пригласят на зайчатину…
В органах будет известно досконально, что и когда и в каком платье она делала?
Случай в трамвае наверное побудил её круто изменить свою жизнь… Тамара в трамвае обронила рукавицу. Её поднял незнакомец со словами «Нельзя быть такой рассеянной, Тамара Владиславовна».
Всю книгу Тамара описывает огромное количество своих поклонников… Ей постоянно признавались в любви, делали предложение… Ещё в записках одноклассников мальчики называли её «мадонной» и «колдуньей»….
Но она выбрала малознакомого недоучившегося хирурга Эрика. И поехала к нему во Фрунзе. Он выслал деньги на дорогу.
Друг Давид на её отъезд подарил ей сумку с 50р и записку «Зачем ты это делаешь?».
Остановилась в Москве в гостинице «Националь» у Манежной площади. 2-х этажные автобусы в Москве!
Встретила Яхонтова в Москве. Он предложил выплачивать матери по 500р каждый месяц, только чтобы она не уезжала во Фрунзе. Некто Платон Романович на 5 суток пути принёс ей корзину с продуктами и конфетами…
Много туннелей по дороге во Фрунзе.
-Мама, она здесь! Где чемодан? (слова Эрика при встрече).
-Нууу, Тамара!
Барбара Ионовна оказалась очень неласковой свекровью… сразу поставила её за гранью того, что для неё дорого и ценно…
У Эрика свой кабинет с надписью «хирург».
Дома земляной пол. Тамара мажет его кизяком. Электрического света нет.
26 дек 1940г - свадьба. Тамаре 20, Эрику 22 года (У высланных нет паспортов. Каждые 10 дней должны отмечаться. Эрик еле получил временное удостоверение личности).
«Нууу поздравляем». Связку сушек на шею надела жена Валеры, старшего брата Эрика. (Валера всё равно был уволен, хоть и отрекся от отца). Поздравительные ТЛГ из Ленинграда.
Получила анонимку, что Эрик любит другую. Женился, что отомстить ей. Эрик скрывает письма, которые ему приходят до востребования.
Тамара едет на 2 недели в Ленинград. С попутчиками обсуждает фильм «Большой вальс» (1938). С кем останется Штраус?
В Оренбурге в поезде ей вручили ТЛГ от мужа: «Подтверди, что вернешься. Не переживу. Люблю»
Чтобы добыть денег, мама обменяла двухкомнатную квартиру на однокомнатную с доплатой.
В Москве Платон Романович просил назвать сына Серёжей.
Вернулась во Фрунзе. Стали жить отдельно от свекрови. Съехали с улицы Токтогула.
ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ - известный акын, комузист умер в 1933 (его преследовало царское правительство, в 1910 он бежал из Сибирской ссылки)
С мужем незаконно съездили в командировку в Ош. Ему как ссыльному не положено было… (но в описании об Оше только жара, основное – Ташкент: кривые улочки, орнаменты, фонтаны и розы)…
Началась война. Подруги перебрались кто в Биробиджан, кто в Новосибирскую обл. Мать не может выехать: мобилизовали на рытьё окопов.
Во Фрунзе много беженцев. Среди них Владимир Яхонтов.
Ночью в соседнем доме арестовывают шестерых.
Четверо мужчин у калитки.
-Вам кого?
Молчок. Ещё раз спрашиваю.
–Вас арестовывать пришли.
Тамара побледнела. Они, смеясь: «Значит, есть от чего. Мы к хозяйке».
В Ленинград ей ехать не разрешили. Пришло письмо, что мать умерла от голода (Сестры в больнице. Младшая сестра вскоре умрет, среднюю Валечку отправят в детдом в Углич).
В момент прочтения страшной новости к Тамаре пристал пьяный. Сказала ему, что мать умерла в блокадном Ленинграде.
-Простите, простите.
Тамара стала донором. Из донорского пайка перетапливает масло, ждет сестру.
Во Фрунзе Тамара поступила учиться в медицинский институт (Харьковский).
Созванивалась, списывалась, пересылала деньги, чтобы сестру из детдома отправили во Фрунзе…
Но Тамару вместе с мужем арестовали…
Продолжение следует.