В карате киокушин сейбукай в основу кихона (ки — энергия, хон — основа) входят разогрев тела физическими упражнениями — ататэмэру, которые состоят из упражнений сухожильного комплекса, разминки опорно-двигательного аппарата и дыхательных упражнений ко кю хо. Среди них особо большое значение придаётся кумбхаке. Кумбхака, или задержка дыхания, стабилизатор нервной системы, приводящей к очищению ума и остановке потока мыслей, открывающий глубины подсознания. Во время кумбхаки сознательное «Я» контролирует дыхательный центр и берёт «в свои руки» пульт управления всем организмом. Паузы между вдохом и выдохом — это моменты божественного откровения, объединяющие сознание и тело. Хотите ощутить божественное откровение? Глубоко вдохните носом и выдохните весь воздух из лёгких через рот. Теперь задержите дыхание на 10, а лучше на 20 секунд. Снова вдох, и снова задержка дыхания, уже на более длительное время. И так 7 раз, увеличивая время задержки дыхания.
Обозначив методы и практики, которые вбирает в себя будотерапия, я хочу привести слова японского мастера, основателя стиля карате киокушин сейбукай и ученика Сосая Оямы — Шихана Юкио Нишиды. Этот выдающийся мастер достиг высокого уровня в разных стилях воинского искусства Японии: карате киокушин сейбукай — чёрный пояс, 7 дан; дайто-рю айки-дзюдзюцу — чёрный пояс, 5 дан; рюкю кобудзюцу — чёрный пояс, 5 дан; Окинава годзю-рю карате ханси — чёрный пояс, 10 дан. В своём развитии он всегда ориентировался на изречение из кодекса Бусидо: «Думай только о цели, и для тебя не будет ничего невозможного».
В своём интервью журналу Российского союза боевых искусств «Додзё» в 2006 году Шихан Юкио Нишида сказал:
«Ещё одним понятием, характерным для школы Сейбукай, является «защита и забота». Обычно защиту понимают как защиту от внешней агрессии, в Сейбукай же главное — защита от болезней, лёгких и тяжёлых. Основа такой защиты — работа по созданию тела, которое, как правило, не поддаётся болезням, а если это всё-таки произошло, то быстро восстанавливается. Во время занятий карате как раз и формируется такое тело. Первая задача — изменение самих принципов функционирования тела и приобретение физической силы; вторая — защита от внешней агрессии. Главная проблема — как укрепить жизненную силу, которая у нас уже имеется. Это и есть «защита и забота», которые вырабатываются путём упорных тренировок. Все тренировки так или иначе способствуют возрастанию силы киноварного поля тандэн, однако поза «санчин» и ката на её основе непосредственно концентрируют в зоне танден кровь и энергию ки. Это источники жизненной энергии человека. Регулярно практикуя санчин можно замедлить процесс старения и значительно укрепить своё тело. И эта практика позволяет не только приобрести физическую силу, но и проявить «защиту и заботу» по отношению к своему телу. Тело, возникающее в результате практики санчин, никак напрямую не связано с исходными физическими данными. Это тело создаётся понемногу, в процессе регулярных тренировок, и не зависит ни от возраста, ни от индивидуальных физических особенностей. В какой-то момент становится ясно, что наибольшее преимуществ возникает у тех, кто тренируется постоянно и стабильно. У них появляется мастерство и физическая сила. Возвращаясь к теме идеала боевого искусства, которая, как мы уже говорили, являет собой «образ жизни, позволяющий постигнуть скрытую истину этого мира» — этот образ жизни прежде всего подразумевает здоровье — физическое и духовное. Занятия боевым искусством формируют физику, но вслед за ней меняется и психика. Иногда же человек полностью меняется только благодаря внутренним душевным процессам. В этом заключается «тренировка духа и тела».
Эти слова в очередной раз убедили меня в правильности выбора моего пути воинского искусства и здорового образа жизни. Комплексная методика будотерапии формировалась мной в ходе многочисленных поездок в Японию и участия там в тренировках и семинарах под руководством Шихана Юкио Нишиды.
По моему мнению, будотерапия состоит из физических упражнений, направленных на познание глубин сознания и пробуждение замороженной в теле энергии. Особое место в ней занимает восстановление свободного глубокого дыхания, нарушение которого приводит к развитию страха и множества болезней.
В основе самоуправления человека лежит дыхание. Кто управляет своим дыханием, тот управляет своей жизнью. Глубоко дышать — значит глубоко чувствовать и ощущать жизнь. Глубокое дыхание — это дар Бога, который вдохнул жизнь в наши тела.
Медицина как наука часто опирается не на понимание того, что такое здоровье человека, а на определённую область знания о болезнях. Практика будотерапии не разделяет психическое состояние человека от физического, ибо настоящее здоровье не может быть разделённым. Физический образ человека отображает его психику, а психика отражает особенности строения и физиологических функций тела. Будотерапия — это психофизический метод коррекции здоровья.
В международной организации Карате Киокушин Сейбукай Юкио Нишиды и его ученика из России, мастера Виктора Апарина (бранч-чиф Российского филиала, чёрный пояс — 6 дан, чемпион Москвы и России, кандидат педагогических наук) я получил представление не только об искусстве ведения поединков, но и о важнейших правилах самовосстановления.
После 23–х лет настойчивого обучения я приступил к ведению занятий по карате киокушин сейбукай с учениками художественной школы Москвы и частным урокам по основам будотерапии, постоянно дополняя их представлениями японской йоги.
Использование всего этого арсенала в ходе самовосстановления от COVID-19, и последующие уроки с пожилыми людьми в рамках программы «Московское долголетие», позволило мне создать авторский стиль будотерапии, о чём я сделал сообщения в Анапе и Минске на конференциях, проводимых Международной ассоциацией специалистов оздоровительных практик (МАСОП) в 2021–2022 годах. Желающих подробно ознакомиться с этой методикой я приглашаю на мастер-класс в рамках Международной конференции МАСОП, который пройдёт в Минске в августе этого года. Однако мы прекрасно понимаем, что для овладения восточной системой оздоровления требуется, как минимум, от 1 до 3 лет, при условии соблюдения режима регулярных занятий не менее 2–3 раз в неделю.
В сентябре этого года я набираю группу для обучения будотерапии, которая будет включать старшеклассников общеобразовательной школы, студентов, а также людей пожилого возраста. Начальный курс обучения рассчитан на один год с последующим присвоением звания «инструктор по будотерапии» и выдачей сертификата. С программой и условиями обучения можно будет ознакомиться на теоретических семинарах, проводимых во вторую декаду сентября в Москве.
Должен сделать важное дополнение к рассказу о своём «японском пути развития». По нему я иду последние 15 лет, а до того моя жизнь была наполнена искусством цирка. Первые 20 лет я отдал арене как артист–акробат ледового коллектива, затем ещё 20 — директор, продюсер и режиссёр коллектива «Российский цирк на льду», отработавшего
более чем в 35–и странах мира. И в своих зарубежных гастролях я не раз и подолгу бывал в Японии, и во многих странах мира.
Все эти годы мне часто приходилось встречаться с проблемами циркового травматизма и психофизических перегрузок, приводящих к необходимости услуг медиков. Среди тех врачей, что работали в цирке, на меня ещё в начале карьеры особое влияние оказал дирижёр пермского госцирка Виталий Александрович Буйлин. Он имел вторую и третью профессии — врача и преподавателя патофизиологии в Пермском медицинском институте. Параллельно с этим дирижёр цирка был одним их первых специалистов хатка-йоги, начавшей распространяться в СССР.
С самого начала создания своего циркового коллектива я уделял пристальное внимание контролю за состоянием здоровья его членов, приглашая для медицинского обеспечения артистов ведущих спортивных или военных врачей, владеющих самыми разными методиками оказания неотложной помощи и быстрого восстановления.
В последующем мой интерес был поддержан специалистами МАСОП, в контакте с которыми мне удалось представить на суд Европейской Академии Естественных Наук ряд методик, используемых в восстановлении артистов, детей-спортсменов и ветеранов спорта. Они в значительной степени коррелировали с подходами будотерапии и привносили в неё элементы русификации и европеизации. Эти элементы представляли собой дополнительные упражнения на растяжение и расслабление мышц, которыми пользовались акробаты и гимнасты, выступавшие в ведущих цирках мира. Включение этих упражнений в комплексы будотерапии совершались мной очень сдержанно и избирательно, но доказали свою эффективность в приложении к определённому недугу человеческого организма.
На сегодня я могу с уверенностью сделать вывод, что будотерапия — исторически сложившейся эффективный метод самовосстановления, дополняемый упражнениями из японских боевых искусств, дыхательных практик и элементами цирковой акробатики. Она способна улучшить состояние здоровья человека без привлечения других оздоровительных практик. Будотерапия способна оказать благоприятное влияние на человека посредством управления своим дыханием в сочетании с рациональной работой мышечного фасциального аппарата и концентрацией сознания.
Причины многих современных болезней лежат в потере автономной мудрости организма человека. Каждый из нас при определённых жизненных обстоятельствах способен создать личный метод решения проблемы здоровья, не копируя слепо чужой опыт, а корректируя его и учитывая свой собственный.
Человек обретает возможность самостоятельно нормализовать деятельность своей психики, улучшить работу нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Его эмоциональные и мыслительные процессы возвращаются к первоначальному естеству, пополняясь запасом жизненных сил и обретая условия для гармоничного взаимодействия всех систем организма. Это путь, приводящий к победе.
Сергей Рыжков
Москва, Россия