Музей Академии изящных искусств в Кракове является общеуниверситетской организационной единицей, целью которой является постоянная защита и повышение ценности культурных ценностей, произведенных и собранных Академией изящных искусств и связанных с ее деятельностью, а также формирование познавательных и художественных чувствительность. Музей преследует эти цели, собирая, охраняя, храня, каталогизируя и научно обрабатывая музейные предметы и делая их доступными для научных, выставочных и дидактических целей. Местонахождение Музея находится в главном, историческом здании Академии Художеств. Яна Матейко в Кракове, на пл. Яна Матейки 13.
Создание Музея Академии Художеств связано с 2002/2003 годами, когда решением ректора проф. Яна Памулы был назначен музейный совет Академии изящных искусств, а организация и управление музеем были поручены Малгожате Соколовской.Музей Академии художеств создан на базе уже существовавших при Училище исторических «Галереи» и «Коллекции», собранных с момента основания Академии, т.е. с 1818 года. Произведения искусства, оригиналы и копии картин, рисунков, скульптур и графиков, а также исторические памятные вещи По примеру других европейских художественных академий они играли роль незаменимого дидактического резервуара, а со временем приобрели значение самостоятельных музейных коллекций. Предметы, сохранившиеся до наших дней, уцелели, несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, во многом благодаря заботе и усилиям сменявших друг друга хранителей, которые по очереди заботились о них.
С периода первого века существования Академии - с момента ее основания в 1818 году примерно до 1918 года сохранились картины польских, итальянских и голландских живописцев XVII, XVIII и XIX веков, сегодня выставленные преимущественно в Сенатском зале. Они происходят из пожертвований в коллекцию и первых покупок, сделанных профессорами-основателями Академии: Юзефом Пешкой и Юзефом Бродовским – данные некоторых из них включены в архивную опись Ягеллонского университета. Это относится, например, к необычному набору картин первой половины XVIII века под названием «Атлас растений и животных». К самой ранней группе предметов относятся также многочисленные гипсовые копии античных скульптур из многочисленных европейских литейных мастерских, которые сегодня можно увидеть в монументальных пространствах коридоров здания Академии художеств на пл. Матейки, и которые были ввезены для школьной галереи вместе с картинами, гравюрами и другими образцами в дидактических целях. Отдельной группой по-прежнему являются произведения профессоров и собрание отличившихся студенческих работ: картины и рисунки, поступившие в собрание в соответствии с постановлениями Университетского сената 1838 г. и несколько позже о собрании отличившихся студенческих работает. Инициированные ими интересные коллекции продолжаются с разной, к сожалению, регулярностью. Несмотря на это, они являются свидетельством не только таланта авторов, но и методов и особенностей образования своего времени. Среди прочих есть и детские работы известных художников: Яцека Мальчевского, Станислава Выспяньского, Юзефа Мехоффера, Витольда Прушковского, Войцеха Вайса и многих других. В кабинете ректора и зале Сената выставлены живописные и скульптурные портреты и автопортреты директора и ректоров: от Яна Матейко, Юлиана Фалата, Яцека Мальчевского, Юзефа Мехоффера, Леона Вычулковского, Войцеха Вайса, Яна Станиславского, Теодора Аксентовича, до современники. О школе исторической живописи Матейко свидетельствует группа живописных реквизитов, которые сегодня разнообразно украшают кабинет ректора и Сенатский зал. Второй век Академии, совпавший с возникновением и развитием многочисленных направлений и течений в искусстве (в разной степени отразившихся в преподавании изобразительного искусства), с историей не менее бурной, чем предыдущий, отмечен большим количество студенческих, рисуночных и живописных работ в коллекции. Картины маслом на холсте включают в себя несколько примеров копий современной живописи, некоторые, вероятно, относятся к периоду Парижского отделения, которым руководил Юзеф Панкевич. Имеются также многочисленные студенческие работы, в том числе дипломные работы в области живописи, выполненные под руководством художников-профессоров Академии в последующие десятилетия. К сожалению, из-за бессистемного сбора или утраты ранг этого набора как исследовательского материала снижен. Тем не менее, они представляют собой неоценимую ценность как источник размышлений и уникальные примеры начала творческих поисков многих художников, таких как: Павел Дадлез, Павел Таранчевский, Станислав Родзинский, Чеслав Жепинский, Тадеуш Кантор, Тадеуш Бжозовский, Ежи Бересь, Анджей Вайда. , Збилут Гживач, Лешек Собоцкий, Мацей Беняш, многие, многие другие, представителям самого молодого поколения. Коллекция из около 300 студенческих работ 1970-х и 1980-х годов. в области художественного текстиля в различных техниках он представляет преподавание под руководством профессоров Рышарда Квеценя и Стефана Галковского.. Коллекция продолжает неуклонно пополняться, в основном благодаря щедрости дарителей. Юзеф Сенковский, Ежи Новаковский, Антоний Порчак, Богуш Сальвинский, Эва Янус и другие. Коллекция продолжает неуклонно пополняться, в основном благодаря щедрости дарителей. Юзеф Сенковский, Ежи Новаковский, Антоний Порчак, Богуш Сальвинский, Эва Янус и другие. Коллекция продолжает неуклонно пополняться, в основном благодаря щедрости дарителей.
В настоящее время в Музее Академии Художеств насчитывается более 5000 предметов, представляющих большинство традиционных художественных дисциплин, таких как: живопись, рисунок, скульптура, художественный текстиль, прикладное и дизайнерское искусство; в том числе часть наследия Технического и промышленного музея. В состав Музея Академии Художеств также входят Дом и Мастерская Ольги Бознаньской на ул. Ю. Пилсудского 21.
Выставки, организуемые в Музее Академии Художеств, раскрывают нить истории художественного образования в Академии Художеств, подчеркивая роль Музея как университетской единицы. По сей день неотъемлемая связь коллекций и преподавания, отчетливая с самого начала - их присутствие на виду, среди мастерских и еще новых поколений учащихся, служит воображению и творческой работе в процессе художественного воспитания.