Автор Олег Козырев
Памятка для начинающего сценариста, как разглядеть проекты, которые, скорее всего, займут больше времени на работу, чем обычно.
Хорошо, если вас берут сценаристом на стодесятую серию сериала. Все налажено. Все понятно. Формат вылизан. Сиди и пиши. В этом случае и стоимость работы и свои трудозатраты примерно понятны.
Но бывают проекты, которые могут занять больше времени у сценариста. Вот красные маячки таких проектов, после которых есть смысл закладывать большую стоимость работы и большее время работы.
- «У нас не снята пилотная серия»
Обычная картина. Вас пригласили на новый сериал. Вдохновили, что вы сможете написать для него много серий. Вы заходите в комнату, где собрались сценаристы. С ужасом обнаруживаете, что там десять сценаристов (а в сезоне 26 серий, например) – это значит, что вам в лучшем случае получится написать пару серий за весь сезон.
Затем вас брифуют и просят прислать логлайны. Во время брифинга выясняется, что вроде бы есть пилотный сценарий, но серия еще не снята. У создателей сериала по ходу брифинга обнаруживается куча вопросов. Они не додумали движок. Они не додумали характеры персонажей. Они не додумали, или сделали кондовыми и плохими, не живыми ключевые фразы героев.
Вы пишете логлайны. Вас опять собирают вместе. Еще раз перелопачивают логлайны, внезапно вводят новых персонажей и убирают старых. Меняют их внешний вид и имена…
И спустя полгода, если сериал не отменят, наконец делают пилотную серию.
Итак, что же случилось?
Поздравляю, сценаристы! Вы бесплатно поучаствовали в девелопменте. За гонорар за сценарий (которого вы еще и не получили, скорее всего), вы бесплатно поработали мозговой сценарной комнатой для анимационной студии. Отняли у себя много времени и, что еще ужаснее, оставили о себе плохие впечатления у студии. Ведь по мнению студии это вы, такой балбес и остолоп, не смогли предложить хороших идей (студия никогда не признается, что это у нее не было готово внятное ТЗ на старте сериала).
Что же делать?
Во-первых, берите выше оплату за пилотные серии или серии, когда еще не снят пилот (именно снят. Т.к. лишь снятая пилотная серия проверяет и движок и персонажей и вообще все).
Во-вторых, появляются студии, оплачивающие работу на мозговых штурмах – работайте охотнее с такими студиями.
В-третьих, выбор у нас у сценаристов пока еще не слишком большой, так что просто учитывайте все это и задавайте правильные вопросы на брифе. Не стесняйтесь дать понять студии, что у них ничего не готово, если у них ничего еще не придумано и не готово. Пусть студия осознает, что дает вам задачу не написать сценарий, а участвовать в девелопменте, разработке сериала. Студии не со зла это делают. Просто привыкли так работать.
2. «Никогда не делал анимационных сериалов, давайте сделаем?»
В самой по себе информации нет ничего плохого. Новые студии появляются год от года и не всегда ни создаются анимационными людьми.
Но все же, если вы работаете с человеком, который впервые начал анимационный проект, будьте готовы, что вам придется потратить время на обучение этого человека.
Он должен будет научиться различать жанры, понимать возрастную аудиторию, понимать ограничения возрастные и прочие индустриальные прелести.
В частности, конечно, он много узнает о стоимости анимационного производства и о том, насколько это рукодельный и дорогостоящий труд.
Что делать?
Постарайтесь на старте все честно прояснить человеку. И даже, почему бы и нет, отговорить его. Узнайте, что он делать планирует дальше – разовый ли это проект или он готов создавать полноценное анимационное производство.
Если после всех вводных он в деле – ну работайте. Но учитывайте, что на таких проектах еще не выработан пайплайн и будут рывки по линии проверки ваших работ, их обсуждения и формата их обсуждения. Это не страшно, просто закладывайте подобные лишние временные затраты в стоимость работ. Ведь в каком-то смысле вы будете здесь вкладывать время не только в создание сценария, но и в создание собственно анимационного производства.
3. «Мы делаем продолжение мультфильма!»
А что делать если вас позвали делать продолжение какого-то мультфильма тридцатилетней давности? Там-то уж точно все придумано, - думаете вы.
Нет. Все работает так же, как в пункте 1. Там скорее всего был один-два мультфильма. А вам надо будет сделать сериал.
Это значит, что вы опять находитесь в стадии девелопмента. Вы должны будете пересоздать движок сериала. Возможно, ввести новых персонажей, возможно, вывести каких-то старых или скорректировать их.
Не забываем, что в советское время персонажи могли пить, курить, драться и кусаться. В современной индустрии так много ограничений, что они могут повлиять не просто на некоторые привычки персонажа, но на саму его суть.
Условно говоря, персонаж, которых хотел съесть героев, в новые времена даже облизнуться в их сторону не может. А это, согласитесь, более чем затрагивает движок серии.
Плюс не стесняйтесь спросить, все ли норм по правам. А то проведете большую работу, а потом окажется, что права какие-то не урегулированы и вместо придуманной кем-то, например, летающей бегемотихи надо будет делать сериал про ползающего ястреба.
Итак, что делать?
Задаем все те же вопросы и действуем точно так же, как в пункте 1. Но добавляем вопросы про права.
4. «Вы сотый сценарист на фильме, просто поправьте диалоги»
Если до вас было несколько сценаристов на полнометражном фильме и вас поместили в середину процесса, чтобы просто дошутить, додокторить, доправить – это уже опасный маячок.
Возможно дело и правда в том, что сценаристы предыдущие не справились. Это бывает сплошь и рядом в полнометражном кино.
Но еще бывает, что продюсеры мечутся, что компания блуждает от одной идеи к другой и сценарий начинает расползаться. Добавляются идеи от новых сценаристов, сценарий превращается в рваное одеяло франкенштейна и все новые и новые сценаристы никак его не могут выправить во что-то внятное, т.к. создатели фильма уже запутались и заблудились.
Может вам повезёт и вы будете «финальным сценаристом». Мне доводилось пару раз таким быть на полнометражном кино. Но куда чаще попадал в тот самый ад середины процесса.
Что делать?
Не расстраиваться. Вы не сможете это изменить. Просто постарайтесь сделать свою часть работы максимально хорошо.
Но все же очень важно понять, кто принимает решение. Кто говорит «это хорошо», «это плохо». Бывает, что вас брифует один человек, дает обратную связь, что-то одобряет, а что-то нет. А финальное решение на самом деле за совсем другим человеком в кинокомпании, который и решает, плох сценарий или хорош.
(Очень важно для кинокомпаний такого человека включать в прямой контакт со сценаристом, чтобы он точно понимал, что надо менять).
Если получится, постарайтесь ориентироваться прежде всего на мнение того человека. Но все же, если вы «сотый сценарист», скорее всего вас через какое-то время выставят за дверь. Повторюсь, просто сделайте свою часть работы хорошо и не стыдно.
Наверное, было бы справедливо и про зеленые маячки написать, но это, наверное, в другой раз.
Удачи!
-------------------------------------------------------------------------------
Поддержать канал:
Любой разовой суммой на платформе ВК.
Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.
Подписаться на канал «Новости киноиндустрии» в Телеграмм.
Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества: