Найти тему
Больше, чем ХАССП

Что лучше для записи информации, которая требуется системой безопасности пищевой продукции журнал или чек-лист?

Предлагаем разобраться вместе.

Начнем с привычного журнала.

В поисках нормативного документа, который устанавливает требования к ведению и оформлению журналов было найдено … ничего.

Единственное упоминание о журналах есть в ГОСТ 7.0.8.-2013

Регистрационно-учетная форма: документ (карточка или журнал), в том числе в электронном виде, используемый для записи сведений о документе в целях учета, поиска, контроля

Остальная информация была найдена на просторах интерната и больше относится к охране труда. Данные требования относятся к журналам на бумажных носителях.

У журнала должны быть:

-2

Что касается журналов, которые ведутся в электронном виде, что допускается и приветствуется аудиторами, но при соблюдении следующих правил:

  • журнал должен быть идентифицирован: наименование, создатель, ответственный за заполнение, дата создания, ссылочный номер и др.;
  • журнал должен быть защищен от ненадлежащего использования или заполнения;
  • место хранения журнала на электронном носителе должно быть определено, например Яндекс диск «папка журналы»;
  • доступ к журналу должен быть ограничен. Необходимо указать кто имеет доступ на просмотр, кто на редактирование формы, кто на заполнение;
  • порядок изменения версии, формы, архивирования должен быть определен;
  • журнал на электронном носителе должен быть защищен от утери данных, например путем создания резервной копии, с установленной периодичностью.

Теперь переходим к обожаемым мной чек -листам и авиации.

Чек-листы (в русском языке «карты контрольных проверок») подарила миру авиация. Из-за усложнения операционных действий при пилотировании были созданы отдельные карты на запуск двигателей, руление, взлёт и так далее, что обеспечивает сохранности человеческих жизней в полете.

Чек-лист — это список пунктов, составленный в определенном или произвольном порядке в блокноте, на смартфоне или маркерной доске. Обычно чек-листы содержат, два поля:

  • словесное описание процедуры;
  • отметка «сделано».

По мере выполнения задач или проверки условий из списка, вы отмечаете пункты удобным для себя знаком, свидетельствующим о том, что проверка пройдена, действие совершено.

Чек-листы нужны для того, чтобы:

  • зафиксировать все задачи;
  • выполнить их в срок;
  • отслеживать результат или прогресс в задаче.

Именно потому, что чек-лист ускоряет процесс заполнения документов и содержит в себе памятку о том, что нужно сделать они имеют преимущества перед журналами. Тем более, что в отличие от журналов их не надо прошивать, создавать обложку и т.д.

Но требования к управлению чек-листами никто не отменял, и они идентичны требованиям к журналам.

К тому же не всегда можно заменить журнал чек-листом, например Журнал входного контроля требует заполнения большого объема информации, и отметку «сделано» тут не поставишь. Но хорошая практика вести данный журнал в электронном виде. Особенно с использованием систем 1С и др.

-3

В следующей статье мы подробнее поговорим об оформлении чек-листов https://dzen.ru/a/ZMJsYGzDQCL_Lg0m?share_to=link

А что вы предпочитаете и почему?