Найти в Дзене

На уроках композиции в Высшей школе музыки. Чему важно научиться в процессе становления композитором?

Оглавление

Немного приоткрывая двери в кабинеты консерваторской профессуры композиторской кафедры, хотелось бы рассказать о важном.

Автор на экзамене композиции в Ростовской государственной консерватории, 2013 год
Автор на экзамене композиции в Ростовской государственной консерватории, 2013 год

Что происходит на уроках композиции, каким образом учитель помогает ученику сформироваться независимой, настоящей творческой личностью?

Именно не создаёт ученика, а помогает ему создавать себя самостоятельно. Ведь это направление в музыкальном академическом искусстве требует ярко выраженного, индивидуального творчески-музыкального начала студента. Привнести его извне невероятно трудно и до конца не представляется возможным при его отсутствии.

Однако взрастить в себе композиторскую зрелость – не менее трудная задача.

Чему возможно научиться в консерваторском классе композиции?

Конкретно о «кухне»

Есть несколько общих, но основных принципов качественной, соответствующей профессиональным требованиям работы в области музыкальной композиции.

  • 1. Единство формы

Какая бы ни была избрана музыкальная форма для произведения, или же форма, в которую оно в итоге вошло в процессе работы – в ней должно быть единство, движение процесса и законченность на уровне ощущения времени и соотношения частей с целым в их естественной взаимосвязи (которая также проявляется контрастно).

Композиция в музыке – искусство создания музыки (звука) внутри её формы (времени).

  • 2. Ничего лишнего, ничего упущенного

Именно это ощущение должно возникать в процессе прослушивания музыки. Абсолютно точное попадание в его временную (с акцентом на «у») меру, то есть, как и говорилось выше – ощущение естественности времени, в котором происходит музыка.

При существующих правилах и разновидностях структуры музыкальной формы, нет точных рецептов, следуя которым можно этого добиться, ведь в этом случае вся музыка бы была идентична одна другой.

В этом заключается основная сложность, преодоление которой требует того самого «композиторского чутья».

И первый, и второй пункты требуют развитой музыкальной интуиции, знаний того, как её слышать и реализовывать. И, конечно, являются общими, но несущими, как внутренняя структура любого архитектурного построения, в котором помимо формы есть дизайн и ещё много-много чего.

Мой учитель – композитор

Как это влияет на мою жизнь?

При всём вышеописанном, первое о чём нужно помнить студенту, приходя на урок к своему мэтру – что это не просто его наставник и учитель – это его коллега, достойным которого быть предоставился шанс.

Анастасия Шляховая со своим учителем композиции Виталием Ходошем (1945 – 2016) — российским композитором, Заслуженным деятелем искусств России, профессором кафедры теории музыки и композиции Ростовской консерватории, членом Союза композиторов России, 2013 год
Анастасия Шляховая со своим учителем композиции Виталием Ходошем (1945 – 2016) — российским композитором, Заслуженным деятелем искусств России, профессором кафедры теории музыки и композиции Ростовской консерватории, членом Союза композиторов России, 2013 год

Важно думать о том, что учитель композиции – композитор, человек, который сам целиком и полностью погружён в процесс музыкального творения, и наверняка прямо сейчас работает над каким-то материалом, а может и прокручивает его в своей голове, сидя рядом со своим студентом.

Я говорю из личного опыта, из чистого понимания дела. Говорю об идеальном случае, который бывает не у всех и не всегда. Но мне повезло учиться у необыкновенного человека, работа с которым вдохновляла меня, позволяла мне выражать свою индивидуальность и дала возможность нарастить личные «крылья».

Такие люди встречаются в жизни лишь в самые её решающие, определяющие моменты, и оказывают на неё очень большое влияние. Если не сказать – определяют судьбу.

Из второй книги С. Хентовой «Молодые годы Шостаковича» 1980
Из второй книги С. Хентовой «Молодые годы Шостаковича» 1980

Поэтому, начиная учиться «на композитора», с самого первого дня нужно ощущать этот запрос, эту острую необходимость в полном взаимопонимании со своим преподавателем и помнить о том, что, принося на урок свои зарисовки и работы, не нужно ждать инструкций и просто быть готовому их выполнять. Важно чутко внимать своему духовному наставнику и перенимать его личный опыт.

При сохранении и возможности выражения своего ученического права на иное мнение и слышание – важно принимать рекомендации и наблюдения проницательного музыкального композиторского чутья своего учителя. В любом случае, у него оно сильнее, и когда-то он тоже был студентом...

Духовный наставник – не могу иначе назвать преподавателя композиции, как в принципе и любого другого судьбоносного учителя в жизни каждого музыканта...

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Подробнее о моей фортепианной и композиторской школе:

И о моём канале:

Также другие материалы о профессиональной жизни пианиста и композитора в разделе канала «О профессии»