Что есть начало профессионального музыканта?
Когда и каким образом происходит его «генетическое» формирование, определяя весь его жизненный путь «сквозной» темой посвящения Высшей школе музыки?
Начало профессионального музыканта в его учителях. Как родители и предшествующие поколения семьи каждого человека обуславливают его происхождение на уровне генетики – биологии, физиологии, психики и т.д. – так и Учитель в жизни пианиста, композитора, и какого бы то ни было музыканта-профессионала определяет его личностное формирование, как профессиональное так и чисто человеческое, и к тому же не в меньшей степени влияет на психическое и физиологическое развитие ученика.
- Таким образом, каждый музыкант является уникальным «творением» своих учителей и в дальнейшем самого себя, заключая в своих профессиональных данных, принципах и взглядах значительную часть наработок предшествующих школ.
В одной из бесед с А. В. Вицинским, рассказывая о своём обучении у Михаловского в Варшаве, В. В. Софроницкий отметил: «Михаловский был учеником Мошелеса, а Мошелес – ученик Бетховена, так что я могу считать себя «правнуком» Бетховена» [1].
Это своего рода «формула происхождения» каждого пианиста. И у каждого она своя. И очень важно осознать, что это невероятная ответственность и залог огромной двигающей мотивационной силы в постижении и совершенствовании знаний и умений в области своей профессии. Это осознание приходит, рано или поздно. Если не приходит, говорить об этом бесполезно.
Для того, чтобы осветить тему пианистических школ, в которых происходило моё профессиональное формирование, нужно обладать хоть каплей уверенности в том, что это обоснованно некоторым итогом моего формального пути обучения. Формального в дипломном смысле, так как учиться музыканту приходится всю жизнь. И как только он получает диплом – вот здесь и начинается глубинное познание профессии, ответственность за которое уже целиком лежит на нём самом.
Мой ученический путь
Так сложилось, что моими профессиональными «родителями» в области пианизма стали одни из лучших воспитанников выдающихся представителей нескольких фортепианных школ внутри Высшей Советской школы фортепианного искусства, традиции которой происходят из империалистических, можно сказать, вековых культурных ценностей отечества.
Для меня это оказалось определяющим фактором в осознанном выборе моей профессии в области академического искусства. Но это невероятно трудная задача – лаконично сформироваться пианистически в условиях переадаптации и постоянного поиска оптимальной «амплитуды» развития в то время, когда оно обуславливается преодолением себя и дальнейшим углублением своих представлений о профессии. Это поистине уникальный опыт и невероятная честь. При этом и сложная ученическая судьба, которая предоставила мне возможность учиться гораздо дольше, чем обычно приходится кому-либо. В шутку сказать, бывает со стороны людей не знающих, зачем этому учиться вообще, иногда слышу невинный, довольно интересный непосредственный вопрос: «Неужели с тобой всё было так «плохо», что тебе пришлось так долго учиться?»
Наряду с моим пианистическим формированием, мне также посчастливилось в течение тринадцати лет обучаться композиции в классе российского композитора, заслуженного деятеля искусств, профессора В. С. Ходоша, учителя которого – один из основателей сибирской композиторской школы, профессор А. Ф. Муров и в дальнейшем Б. И. Зейдман, окончивший Ленинградскую консерваторию по классу композиции М. О. Штейнберга, как и Д. Д. Шостакович.
В возрасте 11 лет началась профессиональная часть моего образовательного пути как в сфере композиции, так и в фортепианной школе.
Шесть лет я провела в классе заслуженной артистки РФ, профессора С. Б. Арабкерцевой, два года в классе заслуженного деятеля искусств РФ, профессора С. И. Осипенко, восемь лет в классе Заслуженного работника высшей школы, профессора Н. Н. Симоновой – следовательно, в классах одних из лучших учеников Я. В. Флиера, Б. М. Давидович, Л. Н. Оборина, Д. А. Башкирова, Г. М. Бузе, которые являются знаменитыми фигурами в истории формирования Российской исполнительской - педагогической школы, восходящей к таким её родоначальникам как В. И. Сафонов и К. Н. Игумнов (московская фортепианная школа), и А. Н. Есипова (петербургская, в дальнейшем ленинградская фортепианная школа), одним из знаменитых учеников которой является С. С. Прокофьев.
Здесь можно упомянуть ещё много значимых фамилий, придя к тому, что К. Н. Игумнов обучался фортепианному искусству у Н. С. Зверева, учениками которого были так же С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин. В дальнейшем К. Н. Игумнов обучался фортепианному искусству у А. И. Зилоти вместе с В. Рахманиновым и с ним же, а также Н. Скрябиным, по классу композиции и контрапункта у С. И. Танеева и А. С. Аренского.
Таким образом, ценностный потенциал академической школы музыки из века в век продолжается в людях, посвятивших этому свою жизнь.
- Именно люди являются бесценным ресурсом, источником внутренней силы отечественной культуры и её традиций через свои сердца и сознание, развивающихся и получающих право на жизнь вопреки условий тенденций массового сознания, постоянно меняющихся чуть ли не каждое десятилетие.
Как актуализировать эти ценности в рамках социума?
Где черпать силы, чтобы идти против течения с горящим сердцем, вырванным из груди во имя веры в свет, приносящий жизнь всем и всему вокруг?
Думаю, первое, что необходимо – осознать эти ценности, убедиться в своей преданности им без ощущения жертвенности, а с чувством благодарности. Осознать, что потенциал развития и сохранения культуры заложен в самом человеке. Что нужно безустанно очищать свою душу и совершенствовать мастерство, помня о том, сколько труда, времени и сил предшествующих поколений было вложено в профессионально-духовное развитие Российской школы.
Список литературы:
1. В. Софроницкий. О своей работе. Из беседы с А. Вицинским. // Пианисты рассказывают. М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1979. – С. 104 / Ред. - сост. М. Соколов.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
О моих уроках в статье: