Материальной основой психики выступает головной мозг.
Большой вклад в разработку материалистического понимания психики внесли русские ученые-физиологи И.М. Сеченов, И.И. Павлов, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин.
2.1. Строение нервной системы.
Функциональные задачи нервной системы:
- Обеспечивать взаимосвязи и координацию органов тела и различных физиологических систем организма человека
- Взаимодействие организма как целостной системы со средой.
И.И.Павлов: "Деятельность нервной системы направляется, с одной стороны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма и, с другой - на связь организма с окружающей средой, на уравновешивание системы организма с внешними условиями."
Строение нервной системы человека:
1. Первичным элементом нервной системы является клетка (нейрон).
Она состоит из тела, ядра, одного длинного отростка (аксон), оканчивающегося разветвлениями, и одного или нескольких коротких отростков (дендритов), вьющихся у тела клетки. Общая протяженность аксонов самых больших клеток- 1.5м. Диаметр тела бывает от 7 до 50 микрон. Простейшие нервные элементы состоят, как минимум, из двух нервных клеток.
Места контактов нервных клеток называются синапсами. Приняв сигнал раздражителя, короткий отросток, находящийся в том или ином органе, передает возбуждение на тело клетки и далее через длинный отросток на другую нервную клетку или орган, в большинстве своем нейроны специализированы и решают следующие задачи:
- Проведение нервных импульсов от рецепторов к ЦНС ("сенсорные нейроны")
- Проведение нервных импульсов от одного участка ЦНС к органам движение ("двигательные нейроны")
- Проведения нервных импульсов от одного участка ЦНС к другому ("нейроны локальной сети").
2. По расположению и функциям нервная система делится на периферическую и центральную.
Периферическая нервная система:
- Состоит из отдельных нервных цепей и их групп
- Проникает во все участки нашего тела
- Выполняет проводниковую функцию
Центральная нервная система:
- Состоит из головного, промежуточного и спинного мозга.
Головной мозг:
- Состоит из переднего, среднего и заднего мозга.
- Основная функция-управляющая (обработка поступившей от периферии информации и выработка "команд" исполнительным органам.
В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг в котором сосредоточены центры управлением:
- Дыхания
- Сердечной деятельности
- Работой желудка
- Кишечного тракта
Еще находятся: ядра (5-12) черепно-мозгов нервов:
- управление слюноотделением
- мышцами лица
- пищеварением
- язакоглотательным и языкодвигательными движениями
Еще находится - четвертый желудочек головного мозга.
Продолговатый мозг переходит в средний. В нем расположены:
- Ядра зрения и слуха
- Координация работы этих органов чувств.
Средний мозг переходит в промежуточный. В нем находятся:
- Центры вегетативной нервной системы
- Центры желез внутренней секреции: гипоталамус-координация функций всех желез; гипофиз-обмен веществ
- Третий желудочек головного мозга
Конечный мозг:
- Два полушария
- Кора больших полушарий (неокортекс и кортекс, состоящие из тел нервных клеток - серое вещество),
- Подкорка и белое вещество - отростки нервных клеток.
- Два боковых желудочка головного мозга
- Мозжечок (координация движений, пластика тела, тонус организма).
Передний мозг:
- Кора головного мозга
- Подкорковые структуры
Осуществляют высшие психические функции.:
- Мышление
- Сознание
- Осознание своего "Я"
- Ценности бытия
2.2. Строение коры головного мозга.
Ведущую роль в формировании высших психических функций играет - кора головного мозга.
Она:
- Представляет собой серое вещество (состоящее более чем из 15 млрд тел нервных клеток
- Имеет 7 слоев
- Состоит из новой коры (новообразований головного мозга (неокортекса) и старой коры , старообразований (кортекса).
В ней выделяют:
1. лобные доли, поля головного мозга. В них находятся:
- двигательные центры,
- речевой центр ( имеется в обоих полушариях, но у правшей он развит в левом полушарии, а в правом не функционирует, у левшей- зеркально)
- представлены основные психические функции (целеполагания, воли, мотивы достижения, моральные мотивы, системы смыслов и ценностей человека)
- осуществляется аналитическая деятельность мозга
- моторика речи
Все это латеральная (наружная часть), поверхность мозга.
2. височные доли (поля) головного мозга. Здесь находятся:
- Центры слуха, вкуса, обоняния, понимания речи ( в понимании речи участвуют и лобные доли (поля)
- Экспрессивные функции речи.
В височных долях но в его медиальной (внутренней) поверхности находятся центры:
- радости
- горя
- удовольствия
- страха
- безопасности
- сексуального влечения.
На стыке височной, теменной и затылочной долей (полей) находится центр "веры" (но основная его часть в височном поле).
3. теменные поля обоих полушарий имеют:
- -центры чувствительности (боль, тепло, холод, острое, тактильное; развит у слепых и глухих)
- центр музыкального понимания.
4. Затылочные поля.
- анализ зрительной информации: свет, цвет.
Таким образом мозг состоит мз:
1. Из продолговатого, среднего, промежуточного, конечного мозга и мозжечка
2. Четырех желудочков: двух боковых и двух общих (в промежуточном и продолговатом мозге)
3. Функциональных полей: лобное, височные, теменное, затылочное
4. Серого вещества (тела нервных клеток), белого вещества (отростки нервных клеток) и мозговой жидкости (находится в желудочках головного мозга и стволе спинного мозга).
Другие классификации отделов нервной системы.
Часть центральной и периферической нервной системы, регулирующую деятельность внутренних органов и частей организма и осуществляющую так называемую низшую нервную деятельность, именуют - вегетативной нервной системой (или висцеральной (от ла. внутренности)).
Другая часть, обеспечивающая правильное взаимодействие организма со средой, осуществляющая ВНД (высшая нервная деятельность), называется анимальной.
2.3. Вертикальные структуры головного мозга.
Ведущий элемент нервной системы- головной мозг. Главным распорядителем головного мозга является его наиболее молодой отдел - кора больших полушарий.
Головной мозг имеет:
- сложное и вертикальное строение
- Системы устойчивых взаимосвязей коры с подкоркой и более глубинными структурами, объединяющимися для выполнения определенных жизненно важных функций и представляющими собой иерархизированные функциональные единицы мозга.
И.И. Павлов выделял целую группу таких образований-анализаторов, к которым относится:
- Зрительный
- Слуховой
- Обонятельный
- Осязательный
- Вкусовой
- Вестибулярный
- Двигательный (кинестезический)
- Химический (реагирующий на изменения состава крови и внутриклеточного вещества)
- Барорецептивный (приспособленный к раздражениям, связанным с изменением давления в полостях тела, сосудах)
- Речедвигательный
2.4. Функциональные структуры головного мозга.
В головном мозге выделяются важнейшие структуры, имеющие прямое отношение к его психическим процессам: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, миндалина, неокортекс (лобная кора), гиппокамп.
П.В.Симонов выделяет особую роль в генезисе поведения человека четырех мозговых структур:
-гипоталамус - источник и генератор энергии организма, которая определяет силу потребности, доминирующую в данное время
-миндалина- структура, распределяющая сиду доминантной потребности на разные другие потребности человека и обеспечивающая гибкость приспособления энергетического потенциала человека к меняющимся условиям среды;
-неокортекс (лобная кора)- его функция состоит в превращении информации, поступающей из органов чувств, через первую сигнальную систему в субъективно значимую, дифференцируя эту значимость
-гиппокамп-обеспечивает фильтрацию, сортировку поступающей информации и связь всесторонней информированности субъекта с его функционирующими потребностями.
Эти четыре структуры головного мозга выступают своеобразным "оперативным штабом желаний" потребности человека (П.М.Ершов).
2.5. Состояние нервной системы
Нервная система человека в целом ее отдельные части, отделы могут иметь три уровня функциональной активности: относительно физиологического покоя, возбуждения, торможения.
1. Состояние относительного функционального покоя характеризуется:
- отсутствием выраженных проявлений какой-то активности
- Протекают процессы обмена веществ на уровне, необходимом для поддержания жизнедеятельности и готовности реагировать в нужным момент
2. Возбуждение
- Повышенная активность в результате воздействия на любое нервное образование каких-то факторов (раздражителей). Они могут быть внешними или внутренними, по природе - химическими, механическими,, электрическими, температурными и т.д.
- Возбуждение ведет к образованию связей в нервной системе.
3. Торможение
- Процесс ослабления или прекращения функциональных отправлений нервной ткани и ведет к нарушению, угасанию связей в нервной системе.
- Особой формой торможения - запредельное торможение, вызываемой чрезмерной силой раздражителя. Это защитный механизм нервной системы, охраняющим ее от разрушения в гиперэкстремальных обстоятельствах.
Любая реакция организма возможна только тогда, когда в нервной системе возникает возбуждение, распространяющееся от рецепторов через ЦНС к исполнительным органам (эффекторам).
Возникающие в коре головного мозга очаги возбуждения и торможения находятся в движении. Динамика движения и взаимодействия этих процессов является основным механизмом ВНД и подчинена определенным законам.
2.6. Законы функционирования высшей нервной деятельности (ВНД).
-иррадиация- распространение, расширение охватываемой возбуждением или торможением зоны в коре головного мозга. Иррадиация возбуждения лежит в основе включения в активную работу всей психики, всего организма. Иррадиация торможения сужает деятельность нервной системы (например, состояние апатии, сна).
-индукция- возникнувший в определенном участке коры головного мозга процесс стимулирует возникновение обратного процесса в соседних зонах. (если человек ведет машину, не надо отвлекать его разговорами)
-концентрация возбуждения или торможения- как обратный иррадиации процесс. (Например: сосредоточение внимания на чем-либо связано с активизацией соответствующего участка коры головного мозга и возникновением, так называемого доминантного очага возбуждения (А.А.Ухтомский), временно господствующего и подчиняющего себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющего ее на определенный характер ответной реакции.
По закону индукции для доминантного очага возбуждения характерна высокая возбудимость за счет способности к суммированию энергии возбуждения из других отделов мозга.
2.7. Рефлексы головного мозга.
Основным механизмом ВНД является рефлекс, как ответная деятельность на воздействие внешней или внутренней среды при участии ЦНС.
Рефлексы делятся на:
- Безусловные (природообусловленные, постоянно действующие), обеспечивающие ритм дыхания, сердцебиение, терморегуляцию тела, сужение и расширение зрачка, кровенаполнение сосудов и т.д.
- Условные (сформированные как ответ на разные особенности жизнедеятельности человека). Условные рефлексы выступают физиологической основой знаний человека.
Система раздражителей более или менее устойчива. Соответственно этой системе у человека формируются условные рефлексы, связанные в одно целое - динамический стереотип. Это прочное образование, мало поддающееся изменениям и выступающее физиологической основой навыков, привычек и черт характера.
Система условных рефлексов, которая реагирует на непосредственные раздражители идущие через органы чувств называется- первой сигнальной системой.
Вторая сигнальная система сложилась позже, раздражителем для нее является "слово".
И.П.Павлов считал: "Слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие не идущие ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных"
Вторая сигнальная система связана с первой и работает на ее основе. Их различие не анатомическое, а функциональное.
2.8. Основные типы высшей нервной деятельности
Понятие свойств нервной системы было введено Павловым И.П., который выделил следующие свойства:
- Силу
- Подвижность
- Уравновешенность нервных процессов
Исследования Б.М.Теплова и В.Д.Небылицина позже дополнили и развили учение о свойствах нервной системы человека.
Основные процессы НС (нервной системы) (возбуждение и торможение) могут быть:
- Сильными и слабыми
- Подвижными и малоподвижными
- Уравновешенными и неуравновешенными.
Сила НС характеризуется:
- Высоким пределом работоспособности нервных клеток
- Устойчивость к раздражителям большой силы
-Сопротивляемость к действию посторонних раздражителей.
Слабость НС характеризуется:
- малая выраженность силы
- невысокая работоспособность
- повышенная утомляемость
- более высокая чувствительность.
Подвижность и малоподвижность процессов возбуждения и торможения проявляется в быстроте возникновения и прекращения этих процессов.
Уравновешенность и неуравновешенность характеризует соотношение силы возбуждения и торможения нервной системы. Если неуравновешенность имеет в основе возбуждение то будут активные реакции. Если преобладает торможение, то будут пассивные реакции. Равновесие процессов проявляется в спокойном ровном поведении.
Четыре основных типа ВНД:
- сильный - нервные процессы сильные, уравновешенные, подвижные. На основе такой НС развивается лингвистический вид характера.
-спокойный- нервные процессы сильные, уравновешенные, малоподвижные, инерциальные. Флегматический темперамент.
-безудержный- нервные процессы сильные, но неуравновешенные, подвижные. Холерический темперамент.
-слабый- нервные процессы слабые, неуравновешенные и малоподвижные. Меланхолический темперамент.
2.9. Специфические типы ВНД.
И.П.Павлов дополнительно ввел в классификацию видов ВНД критерий особенностей взаимоотношений у конкретного человека перво и второй сигнальных систем и выделил три специфических типа:
- мыслительный- этот тип с преобладанием второй сигнальной системы в их жизни и деятельности, склонности к отвлеченному, абстрактному мышлению с помощью понятийного аппарата, слова. Такие люди: прагматики, рационалисты, способные к научному творчеству и прогнозированию. В современной терминологии - левополушарный психотип человека. Людей с таким мышлением -15%, но 4-5% создают научные теории.
-художественный- ведущая роль: первая сигнальная система. Образно-эмоциональное мышление, целостное восприятие картины. Характерна высокая острота, сила, яркость и полнота, целостность непосредственного восприятия действительности. Предрасположены к искусству . Людей с таким выраженным типом - 15%, но только 4-5% создают подлинные шедевры. Это правополушарный психотип.
-средний тип0 деятельность первой и второй сигнальных систем примерно уравновешенны. Около 70% людей принадлежат к данному типу.
2.10. Функциональная асимметрия головного мозга человека.
Головной мозг человека устроен - ассиметрично. И здесь необходимо учитывать два обстоятельства:
- Первое: Левое полушарие головного мозга управляет правой частью тела, а правое полушарие - левой.
- Второе: у подавляющего большинства людей (у правшей) левое полушарие отвечает за: анализ, синтез, сравнение, установление взаимосвязей между предметами и явлениями, отдельными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана с работой второй сигнальной системы (речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата). Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. Информация в это полушарие поступает дискретно, дискретна и его аналитическая деятельность. Актуальна проблема диалектики мышления, его логичности. Левое полушарие способно осуществлять аналитическую деятельность. Оно сориентировано на познание истины и приобретение объективных знаний.
- Правое полушарие у правшей : наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает с помощью первой сигнальной системы целостно и через подсознание. Когда происходит накопление информации в этом полушарии о окружающей действительности и о самом человеке, человек может неосознанно осуществлять правильное ориентирование в соответствующих обстоятельствах.
Соотношения в степени развитости правого и левого полушария мозга человека разное, поэтому у каждого человека свое восприятие мира.
По последним исследованиям: предрасположенность к право- или левополушарному развитию выявлено у 46% новорожденных.
Большинство людей имеет смешенный вид ВНД.
Вопросы и задания для самоконтроля.
1.Каково строение и функциональное предназначение нервной системы человека?
Нервная система делится согласно принципу расположения на:
- центральную (сокращенно ЦНС);
- периферическую.
Центральная нервная система — это головной и спинной мозг. Периферическая нервная система — это нервы, отходящие от головного и спинного мозга к тканям и органам (выделяют 12 пар черепно-мозговых и 31 пару спинномозговых нервов) и нервные узлы.
По своим функция нервная система делится на соматическую и вегетативную (автономную).
Соматическая нервная система отвечает за иннервацию опорно-двигательного аппарата и органов чувств, а вегетативная — за регуляцию работы всех внутренних органов и процессы обмена веществ.
Основная функция нервной системы — установить наиболее оптимальные взаимоотношения между отдельными частями организма и обеспечить адаптацию организма к меняющимся условиям внешней среды.
2.Дайте характеристику основных отделов, структур головного мозга и их функционального предназначения.
Серое вещество головного мозга находится на периферии, образуя кору больших полушарий и несколько подкорковых ядер (скоплений нервных клеток). Белое вещество находится в центральной части головного мозга.
В головном мозге различают пять отделов:
- продолговатый мозг;
- задний (мост и мозжечок);
- средний мозг;
- промежуточный мозг;
- конечный мозг (большие полушария).
Наряду с приведенным выше делением на отделы весь мозг разделяют на три большие части:
- ствол мозга;
- мозжечок;
- передний мозг (большие полушария (конечный мозг) и промежуточный мозг).
Ствол мозга
Состав:
- продолговатый мозг;
- мост;
- средний мозг;
Функции ствола мозга:
- рефлекторная: поведенческие рефлексы;
- проводниковая: восходящие и нисходящие нервные пути ЦНС;
- ассоциативная: обеспечивает взаимодействие спинного мозга, ствола и больших полушарий головного мозга.
Продолговатый мозг
Является продолжением спинного мозга. В отличие от спинного мозга он не имеет метамерного, повторяемого строения, серое вещество в нем расположено не в центре, а в периферических ядрах.
В продолговатом мозге находятся перекресты нисходящих и восходящих путей, ретикулярная формация.
Функции продолговатого мозга:
- участвует в реализации вегетативных (слюноотделение), соматических, вкусовых, слуховых, вестибулярных рефлексов;
- обеспечивает выполнение сложных рефлексов, требующих последовательного включения разных мышечных групп, например при глотании и дыхании;
- дыхательный и сосудодвигательный центр;
- центр потоотделения;
- рецепторное восприятие сигналов внутренней среды;
- центр регуляции сердечной деятельности;
- координация движений, позные рефлексы.
Варолиев мост
Мост лежит выше продолговатого мозга. Это утолщенный валик с поперечно расположенными волокнами, которые образуют его белое вещество.
Между волокнами расположены скопления серого вещества, которое образует ядра моста. Продолжаясь до мозжечка, нервные волокна образуют его средние ножки.
Функции Варолиева моста:
- передача информации из спинного мозга в отделы головного мозга;
- сознательный контроль за движениями тела;
- восприятие положения тела в пространстве;
- чувствительность языковых сосочков, кожи лица, слизистой носа, конъюнктив глаз;
- мимика;
- акт принятия пищи.
Мозжечок
Мозжечок лежит на задней поверхности моста и продолговатого мозга в задней черепной ямке. Состоит из двух полушарий и червя, который соединяет полушария между собой. Белое вещество мозжечка покрыто корой из серого вещества. Поверхность мозжечка испещрена бороздами. Нервные ядра лежат внутри полушарий мозжечка, масса которых в основном представлена белым веществом.
Функции мозжечка:
- координация движений;
- поддержание мышечного тонуса.
Средний мозг
Средний мозг соединяет задний мозг с промежуточным.
На крыше среднего мозга находится четверохолмие:
2 зрительных холмика — центры ориентировочных рефлексов на зрительные раздражители;
2 слуховых холмика — центры ориентировочных рефлексов на звуковые раздражители.
Функции:
- сенсорная функция: проведение зрительной и слуховой информации; ориентировочные рефлексы;
- проводниковая функция: через него проходят все восходящие пути к вышележащим таламусу, большим полушариям и мозжечку. Нисходящие пути идут через средний мозг к продолговатому и спинному мозгу;
- двигательная функция: например движение глазных яблок.
3.Раскройте строение и функциональное предназначение коры головного мозга человека и ее отдельных полей.
Промежуточный мозг
Состав: гипоталамус, таламус, метаталамус, эпиталамус.
Метаталамус — подкорковый центр зрения и слуха.
Эпиталамус — надбугорная область промежуточного мозга.
К эпиталамусу относится эпифиз (шишковидная железа). Это эндокринная железа, функционально связанная с гипофизом и надпочечниками.
Функции эпифиза:
- развитие половых признаков (особенно в детском и пубертатном возрасте);
- регуляция гормональной функции надпочечников (управление выведением калия и натрия из организма);
- регуляция сна (синтез гормона мелатонина).
Таламус (зрительный бугор)
В таламусе можно выделить четыре основных ядра серого вещества:
- ядро, перераспределяющее зрительную информацию;
- ядро, перераспределяющее слуховую информацию;
- ядро, перераспределяющее тактильную информацию;
- ядро, перераспределяющее чувство равновесия и баланса.
После того как информация о каком-либо ощущении поступила в ядро таламуса, там происходит ее первичная обработка, то есть впервые осознается температура, зрительный образ и т. д.
Функции таламуса:
- первичная обработка зрительных, слуховых и вкусовых сигналов;
- запоминание;
- двигательные реакции: сосание, жевание, глотание, смех;
- центр организации и реализации инстинктов, влечений, эмоций.
Повреждение таламуса может привести к амнезии, вызвать тремор (непроизвольную дрожь конечностей в состоянии покоя).
С таламусом связано редкое заболевание, называемое фатальная семейная бессонница.
Гипоталамус
Особенности нейронов гипоталамуса:
- чувствительны к составу омывающей их крови;
- отсутствует гематоэнцефалический барьер между нейронами и кровью;
- способны к нейросекреции пептидов, нейромедиаторов и др.
Функции гипоталамуса:
- является главным подкорковым центром регуляции вегетативных функций организма;
- способен воздействовать на вегетативные функции организма с помощью гормонов и нервных импульсов;
- в гипоталамусе располагаются центры гомеостаза, теплорегуляции, голода и насыщения, жажды и ее удовлетворения, полового поведения, страха, ярости;
- является также центром регуляции цикла бодрствование — сон. При этом задний гипоталамус активизирует бодрствование; передний — сон. Повреждение заднего гипоталамуса может вызвать так называемый летаргический сон;
- регулирует деятельность гипофиза;
- в гипоталамусе и гипофизе образуются нейрорегуляторные пептиды — энкефалины и эндорфины, обладающие морфиноподобным действием и способствующие снижению стресса.
Гипофиз
Это нижний придаток мозга, расположенный в нижней части гипоталамуса.
Гипофиз является одной из важнейших эндокринных желез; в функциональном отношении он тесно связан с гипоталамусом.
В гипофизе различают переднюю долю (аденогипофиз), заднюю долю (нейрогипофиз).
Функции гипофиза:
- рост;
- обмен веществ;
- репродуктивная функция.
Конечный мозг
Конечный мозг составляет 80 % всей массы головного мозга и покрывает сверху все остальные отделы. Конечный мозг состоит из двух полушарий.
Полушария мозга разделены продольной щелью, в углублении которой содержится мозолистое тело, которое их соединяет.
Состав полушарий:
- серое вещество образует кору полушарий и подкорковые ядра;
- белое вещество образует проводящие нервные пути.
Левое полушарие головного мозга управляет правой половиной тела, а правое — левой. Два полушария дополняют друг друга. Общая поверхность коры головного мозга увеличивается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушария на доли.
Три главные борозды — центральная, боковая и теменно-затылочная — делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную.
Кора головного мозга функционально состоит из трех зон:
- сенсорная зона получает сигналы от рецепторов и передает в ассоциативную зону;
- моторная зона — управление двигательными актами, адекватными полученной информации;
- ассоциативная зона связывает поступающую сенсорную информацию с хранящейся в памяти; сравнивает информацию, получаемую от разных рецепторов. Сенсорные сигналы интерпретируются и передаются в связанную с ней двигательную зону.
АССОЦИАТИВНЫЕ ЗОНЫ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ
У человека ассоциативная зона занимает около 75 % коры головного мозга.
Ассоциативная зона получает и перерабатывает информацию из сенсорной зоны и инициирует целенаправленное осмысленное поведение.
Лобная доля:
- произвольные движения;
- речь (речедвигательный центр — зона Брока);
- регуляция сложных форм поведения;
- мышление.
Теменная доля:
- восприятие и анализ кожно-мышечных раздражений;
- пространственная ориентация;
- регуляция целенаправленных движений.
Височная доля:
- восприятие слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений;
- восприятие речи (центр Вернике);
- память.
Островок (закрытая долька) (расположен в глубине латеральной борозды):
- восприятие вкуса.
Затылочная доля:
- восприятие и переработкой зрительной информации.
Гиппокамп (подкорковая зона) (парная структура, расположен в глубине височных долей):
- перекодировка информации краткосрочной памяти человека для ее последующей записи в долговременной памяти.
4.Проанализируйте основные уровни функциональной активности нервной системы человека.
Нервная система человека состоит из центральной и периферической нервоной системы. Центральная нервная система включает в себя головной и спинной мозг, а периферическая нервная система состоит из нервов и нервных узлов.
Функциональная активность нервной системы человека может быть разделена на следующие уровни:
1. Рефлекторный уровень - это уровень, на котором происходят автоматические реакции организма на внешние раздражители. Рефлексы могут быть простыми (например, отдергивание руки от горячего предмета) или сложными (например, реакция на опасность). Рефлекторные реакции контролируются спинным мозгом и периферическими нервными узлами.
2. Сенсорный уровень - это уровень, который отвечает за восприятие информации из внешней среды. Он включает в себя рецепторы, расположенные по всему телу, которые передают сигналы в спинной мозг и периферические нервы. Сенсорные реакции контролируют головной мозг, включая зрительный, слуховой, вкусовой и обонятельный центры.
3. Моторный уровень - это уровень, ответственный за двигательную активность организма. Он контролирует мышцы и суставы, а также регулирует их работу. Моторные реакции контролируются головным мозгом, включая моторную кору, мозжечок и ствол мозга.
4. Когнитивный уровень - это более высокий уровень функциональной активности нервной системы, который отвечает за более сложные функции, такие как мышление, память и язык. Он контролируется головным мозгом и включает в себя лобную, теменную, затылочную и височную доли.
Каждый из этих уровней функциональной активности нервной системы имеет свои особенности и функции, и все они работают вместе для обеспечения нормального функционирования организма и поддержания здоровья человека.
5.Дайте характеристику основных законов функционирования
ВНД человека.
Нервная система (НС) – это совокупность нервов, нервных клеток, нейронов, находящихся в головном и спинном мозге.
НС обеспечивает связь организма с внешней средой, осуществляет регуляцию деятельности всех органов и систем организма, поддерживает постоянство внутренней среды организма.
Функционирование ВНД человека подчиняется ряду законов:
1. Закон раздражения. Согласно ему, под действием раздражителей в ЦНС возникает возбуждение, которое распространяется по нервным волокнам.
2. Закон доминанты. Этот закон был открыт русским физиологом А.А. Ухтомским. Согласно этому закону, в ЦНС доминирует возбуждение определенной группы нервных центров, которая определяет характер ответной реакции организма.
3. Закон иррадиации. Согласно этому закону возбуждение распространяется на соседние, но не на отдаленные нервные центры. Таким образом, возбуждение в ЦНС имеет определенную локализацию.
4. Закон концентрации возбуждения. Согласно этому закону в ответ на сильный раздражитель возникает концентрация возбуждения в одном нервного центре, что позволяет более эффективно реагировать на этот раздражитель.
5. Закон взаимной индукции. Согласно этому закону при одновременном действии нескольких раздражителей возникает взаимное влияние между ними. Например, при одновременном воздействии света и звука может возникнуть слуховая иллюзия.
6. Закон окклюзии. Согласно этому закону под действием сильного раздражителя слабый раздражитель может быть подавлен.
7. Закон отрицательной индукции. Согласно этому закону одновременное действие нескольких сильных раздражителей может привести к торможению одного из них.
8. Закон последействия. Согласно этому закону после прекращения действия раздражителя на нервную систему может сохраняться остаточное возбуждение.
9. Закон взаимодействия анализаторов. Согласно этому закону различные анализаторы взаимодействуют между собой, что позволяет человеку получать более полную информацию об окружающей среде.
10. Закон перекрытия. Согласно этому закону каждый анализатор обладает определенной зоной перекрытия с другими анализаторами.
6. Раскройте понимание рефлекса как основного механизма ВНД.
Нервный центр, где происходит переключение возбуждения с одного нейрона на другой, называется рефлекторной дугой. В рефлекторной дуге выделяют три звена: рецептор, проводящие пути, эффектор.
Рецепторы воспринимают раздражение, проводят возбуждение по чувствительным (афферентным) нервам к нервному центру, расположенному в спинном или головном мозге. В зависимости от характера раздражителя возникает определенный тип нервного возбуждения. Возбуждение передается по проводящим путям (центростремительным нервам) к нервным центрам, находящимся в спинном и головном мозге, где осуществляется переключение возбуждения. После переключения возбуждения по центробежным (эфферентным) нервным путям возбуждение передается к рабочему органу, мышце, железе и т.д. (эффектору). В эффекторе происходит ответная реакция, направленная на устранение причины, вызвавшей возбуждение. Таким образом происходит регуляция деятельности организма.
7.Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем человека.
Первая сигнальная система - это система, которая воспринимает внешние раздражители и отвечает на них рефлексами. Она включает в себя органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание), а также нервную систему.
Вторая сигнальная система - это система, которая отвечает за обработку информации, полученной от первой сигнальной системы. Она включает в себя головной мозг, который анализирует информацию и принимает решения на ее основе.
Первая и вторая сигнальные системы работают вместе, чтобы обеспечить нормальное функционирование организма. Первая система отвечает за реакцию на внешние раздражители, а вторая система обрабатывает полученную информацию и принимает решение на ее основе.
8.Раскройте понятие и особенности основных общих типов ВНД.
Основные типы ВНД:
Сильный тип - характеризуется высокой активностью нервной системы, быстрой реакцией на внешние раздражители, умением быстро принимать решения. Такие люди склонны к риску и авантюризму, они активны и энергичны.
Слабый тип - характеризуется низкой активностью нервной системы, медленной реакцией на внешние раздражители, неуверенностью в себе и своих действиях. Такие люди часто испытывают трудности в принятии решений, им требуется больше времени на обдумывание своих действий.
Средний тип - характеризуется средней активностью нервной системы и реакцией на внешние раздражители. Такие люди обычно уравновешены, спокойны и способны принимать решения в зависимости от ситуации.
Также выделяют еще несколько типов ВНД, таких как инертный, подвижный, инертно-подвижный и др. Каждый из этих типов имеет свои особенности, которые могут проявляться в различных сферах жизни человека.
9.Дайте характеристику специфическим типам ВНД человека.
- - мыслительный - это тип людей с преобладанием роли второй сигнальной системы в их жизни и деятельности, склонности к отвлеченному, абстрактному мышлению с помощью понятийного аппарата, слова. Нередко это люди-прагматики, рационалисты, способные к научному творчеству и прогнозированию. В современной терминологии это так называемый левополушарный психотип человека. Людей с выраженными мыслительными функциями около 15%, но лишь 4-5% таких людей создают научные теории, являются движителями научного прогресса человечества;
- - художественный - присущ людям, у которых ведущую роль в жизни и деятельности играет первая сигнальная система. Это выражается в склонности к образно-эмоциональному мышлению, более целостному, чем у мыслителя, восприятию картины мира, окружающей действительности. Для них характерны высокая острота, сила, яркость и полнота, целостность непосредственного восприятия действительности. Они в большей степени предрасположены к творчеству в области искусства. Людей с выраженным художественным типом ВНД также около 15%, но лишь 4-5% таких людей создают подлинные шедевры искусства (в живописи, музыке, поэзии и других видах художественного творчества). Это - правополушарный психотип человека: ведущую роль в жизнедеятельности играет правое полушарие головного мозга;
- - средний тип, в котором деятельность первой и второй сигнальных систем более или менее уравновешена и в тех или иных обстоятельствах на первый план может выйти любая из них. Большинство людей принадлежит к этому типу ВНД - около 70% населения.
10.Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга?
11.В чем состоят особенности лево- и правополушарных психотипов человека?
Головной мозг человека устроен - ассиметрично. И здесь необходимо учитывать два обстоятельства:
- Первое: Левое полушарие головного мозга управляет правой частью тела, а правое полушарие - левой.
- Второе: у подавляющего большинства людей (у правшей) левое полушарие отвечает за: анализ, синтез, сравнение, установление взаимосвязей между предметами и явлениями, отдельными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана с работой второй сигнальной системы (речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата). Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. Информация в это полушарие поступает дискретно, дискретна и его аналитическая деятельность. Актуальна проблема диалектики мышления, его логичности. Левое полушарие способно осуществлять аналитическую деятельность. Оно сориентировано на познание истины и приобретение объективных знаний.
- Правое полушарие у правшей : наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает с помощью первой сигнальной системы целостно и через подсознание. Когда происходит накопление информации в этом полушарии о окружающей действительности и о самом человеке, человек может неосознанно осуществлять правильное ориентирование в соответствующих обстоятельствах.
Соотношения в степени развитости правого и левого полушария мозга человека разное, поэтому у каждого человека свое восприятие мира.
По последним исследованиям: предрасположенность к право- или левополушарному развитию выявлено у 46% новорожденных.
Большинство людей имеет смешенный вид ВНД.
12.Раскройте нейрофизиологические основы потребностей и эмоций человека (по П. В. Симонову).
Согласно теории П.В. Симонова, потребности человека формируются на основе двух основных факторов: физиологических и информационных потребностей.
Физиологические потребности связаны с необходимостью поддержания жизнедеятельности организма. Они включают в себя потребность в еде, воде, сне, дыхании, тепле и т.д. Эти потребности являются базовыми и необходимы для выживания человека.
Информационные потребности, с другой стороны, связаны с желанием получить информацию о мире и окружающем нас окружении. Это может быть связано с познавательными интересами, желанием узнать что-то новое и получить знания о мире. Информационные потребности могут быть удовлетворены через чтение книг, просмотр фильмов, участие в научных исследованиях и т.д.
В соответствии с теорией П.В. Симонова, эмоции человека также зависят от двух факторов: удовлетворения физиологических потребностей и информации, полученной из окружающего мира. Когда физиологические потребности удовлетворяются, человек испытывает положительные эмоции, такие как радость, удовлетворение и комфорт. Когда же информация, полученная из внешнего мира, не соответствует ожиданиям или не удовлетворяет потребности, человек может испытывать отрицательные эмоции, такие как грусть, гнев и страх.
Таким образом, нейрофизиологические основы потребностей и эмоций связаны с удовлетворением физиологических потребностей человека и получением информации из окружающего мира, что влияет на эмоциональное состояние человека.