Чтобы привлечь дополнительное финансирование, многие российские компании выпускают облигации. Однако это не единственный способ решения вопроса. Новой альтернативой долговым ценным бумагам становятся цифровые финансовые активы (ЦФА). Ниже про плюсы и минусы каждого инструмента, а также сравнение финансовых и временных затрат эмитентов на их выпуск.
Облигации
На Московской бирже действуют три уровня листинга. Чем выше уровень, в который включена облигация, тем выше надежность инструмента и ниже риски при работе с ним. Для включения активов в каждый из этих уровней торговая площадка принимает во внимание целый набор условий. Проще всего выпустить облигации III уровня. Здесь самые лояльные требования к эмитентам. Помимо этого, в некоторых случаях закон разрешает не составлять и не регистрировать проспект ценных бумаг. Однако важно отметить, что облигации III уровня будут иметь ограниченный спрос, так как доступны узкому кругу инвесторов – только тем, кто имеет статус «квала» или прошел тестирование.
Подготовительный этап
Выпуск облигаций любого уровня листинга начинается с выбора организатора размещения. Он отвечает за юридическую и техническую часть подготовительной работы, консультирует по структуре и параметрам займа, по раскрытию информации, помогает в подготовке эмиссионных документов, а также проводит пре-маркетинговую кампанию будущего выпуска. Как правило, в роли организаторов размещений выступают брокеры и инвестиционные подразделения крупных банков. Кстати, они же могут взять на себя и функции андеррайтера – выставлять заявки на продажу в торговой системе и переводить средства от размещения эмитенту.
Не обязательным, но важным моментом для выпуска облигаций III уровня является получение кредитного рейтинга эмитента, чтобы подтвердить надежность компании и придать дополнительную уверенность инвесторам. В агентстве «Эксперт РА» услуга стоит от 800 тыс. до 6,5 млн рублей. Точная стоимость зависит от структуры активов компании и структуры долговой нагрузки, состояния отчетности, диверсификации бизнеса, а также скорости выполнения работ.
Третий шаг – консультация с биржей и прохождение процедуры KYC. Для этого потребуется:
· Подготовить презентацию о компании в соответствии с рекомендациями биржи.
· Подготовить документы о компании.
· Заполнить анкету компании-кандидата.
· Подготовить заверение о структуре владения.
· Провести встречу с представителями биржи.
Дождаться от биржи принятия решения о проведении листинга.
Выпуск биржевых облигаций
После выдачи положительного решения о проведении листинга, биржа должна включить облигации в список ценных бумаг, допущенных к торгам, зарегистрировать выпуск и присвоить ему идентификационный номер. Услуга стоит 300 тыс. рублей для годовых облигаций. В эту сумму также входит поддержание облигаций в течение года – мониторинг и контроль за соответствием ценных бумаг установленному законодательству, а также за отсутствием оснований для исключения из списка.
На этом этапе также необходимо заключить договор на обслуживание с Национальным расчетным депозитарием, а именно заключить договор эмиссионного счета, предоставить документы для обеспечения размещения облигаций и передать сертификат облигаций на хранение. НРД отвечает за проведение выплат купонов и погашение номинальной стоимости облигаций, а также обеспечивает процесс проведения эмитентом досрочного выкупа и погашения облигаций.
Для того, чтобы облигации смогли покупать инвесторы, осталось выбрать код расчетов (условия принятия заявки к исполнению, а также порядок и условия исполнения сделки) и согласовать с биржей дату начала обращения.
Итог
С одной стороны, даже небольшие компании могут выходить на биржу. С другой стороны, чем меньше объем эмиссии, тем ниже ликвидность ценных бумаг и выше риски, а значит ниже интерес инвесторов. Эксперты долгового рынка сходятся во мнении, что минимальный эффективный объем биржевой эмиссии составляет 250-300 млн рублей. Расходы на нее составят примерно 6,25 млн рублей или 2,5% от объема выпуска. При этом важно знать, что процесс выхода на облигационный рынок достаточно долгий и в среднем занимает от шести месяцев до года. Также выход на биржу требует от компании финансовой прозрачности и раскрытия существенных фактов. Небольшому бизнесу имеет смысл выпускать облигации если это необходимо для создания положительной кредитной истории и в планах есть проведение крупных эмиссий.
Цифровые финансовые активы
Чтобы получить дополнительное финансирование, бизнесу куда выгоднее выпустить цифровые финансовые активы. Самые простые и дешевые ЦФА – на право денежного требования. По своей структуре они могут быть похожи на облигации и предполагать регулярную выплату денежных средств инвесторам. Конкретные условия – наличие выплат, их размер, периодичность, а также условия погашения каждый эмитент устанавливает самостоятельно.
Выпуск ЦФА происходит на цифровой платформе Токеон и начинается с консультации с представителями площадки. На этом этапе можно обсудить будущие параметры ЦФА и получить примерный расчет стоимости. Здесь, в отличие от биржи нет организатора размещения, андеррайтера, рейтингового агентства и НРД, поэтому траты на размещение будут значительно ниже – всего от 0,5% от объема выпуска. Эту сумму в качестве комиссии берет оператор информационной системы ООО «Токены», который обеспечивает бесперебойную работу платформы. Так, например, выпуск ЦФА объемом 250 млн рублей обойдется в сумму от 1,25 млн рублей.
Доступ к платформе
Чтобы выпустить ЦФА, сначала необходимо зарегистрироваться на платформе и пройти процедуру идентификации. Все, что для этого нужно – собрать минимальный пакет документов о компании и отправить его оператору. Наличие усиленной квалифицированной цифровой подписи позволит пройти процедуру полностью онлайн. Проверка документов занимает в среднем от пяти рабочих дней. После этого останется подписать пользовательское соглашение. Это откроет доступ к полной версии личного кабинета.
Выпуск ЦФА
После того, как вы зарегистрировались на платформе, можно переходить непосредственно к выпуску цифровых активов. Для этого необходимо передать оператору следующие документы:
· Решение о выпуске ЦФА, в котором будут подробно прописаны все параметры.
· Заявление о допуске ЦФА к выпуску.
· Устав компании.
Описание деятельности компании.
После того, как оператор проверит документы, вам останется подтвердить условия выпуска в личном кабинете платформы, и выпуск будет зарегистрирован.
Дополнительные услуги
Финансовые и временные затраты на выпуск ЦФА могут увеличиться, если потребуются дополнительные услуги. В частности, в Токеоне вы можете заказать выпуск ЦФА под ключ, куда входит формирование условий выпуска, а также полная проработка юридических и технических аспектов.
Еще одна платная услуга – разработка уникального смарт-контракта в случае, если типовой не подойдет для исполнения условий вашего выпуска. Напомним, смарт-контракты составляют основу каждого ЦФА и обеспечивают автоматизированное исполнение условий договорных отношений. Чем сложнее будет структура нового смарт-контракта, тем выше его цена.
Итог
ЦФА – это гибкий инструмент, который позволяет задать индивидуальные условия, соответствующие решению ваших бизнес-задач. При этом выпустить цифровые активы дешевле и проще, чем облигации. Также здесь не требуется участие большого количества финансовых посредников. Вы заключаете договор с оператором информационной системы и только ему платите комиссию. К некоторым ЦФА, как и к облигациям IIIуровня, доступ имеет ограниченный круг инвесторов: покупать их могут только «квалы». В этом случае выпуск цифровых активов будет особенно привлекателен для эмитентов с уже сформировавшимся кругом инвесторов. Однако если у вашей компании высокий кредитный рейтинг или вы уже выпустили ценные бумаги на бирже, которые входят в котировальные списки (I и II уровень листинга), то ваши ЦФА будут доступны всем инвесторам без ограничений.