Здравствуйте, друзья! Работая над статьёй, посвящённой продукции фирмы Братьев Корниловых, в желании найти фотографии с наиболее эффектными предметами фирмы периода АР-НУВО, я зарылся в иноязычных сайтах, поскольку посуда от Братьев Корниловых именно в стиле РУССКОГО МОДЕРНА , как отдельного, и наверное, самого яркого ответвления большого общемирового стиля АР-НУВО, родившегося на стыке XIX-го и XX-го веков, и остававшегося на пике мировой моды вплоть до начала I Мировой войны, и сейчас вызывает интерес во всём мире. Ну а Мировая война просто убила данный стиль. Это к вопросу о том, влияет ли политика на моду, эстетику, чередование стилей, в том числе и в фарфоре. Влияет, и ещё как! Так, что, пожалуйста, не пишите комментарии типа: "Не надо о политике! Мы просто хотим смотреть красивые картинки", и пр. и пр. Просто полюбоваться на "красивые картинки" - это не ко мне, это к поисковику.
До сих пор о "золотом" периоде фирмы на Западе знают гораздо больше, чем на Родине. К сожалению. Сам стиль АР-НУВО предполагает высокохудожественные изделия, вплоть до шедевров, созданные в единой эстетике, но на основе стилей и приёмов, разработанных и доведённых до совершенства в разных концах мира, представляющих разные культурные традиции. Это было первое синтетическое, космополитическое, как бы сейчас сказали "глобалистское" искусство, призванное нравится буквально всем. Я практически не встречал людей, которые бы сказали (честно, а не ради хайпа, не ради того, чтобы выделиться, лишь бы бросить "нет"), что РУССКИЙ МОДЕРН им не нравится. "Принципиально не нравится" (т.е. нравится, да, но принципиально - нет!) - это другое дело. Конечно, стиль получился чрезвычайно "буржуазным". Потому что каждое из изделий представляло из себя законченное произведение искусства, - будь то здание, будь то предмет интерьера (мебель, та же посуда) и пр., соответственно, такие вещи просто не получалось растиражировать в количествах, чтобы они стали доступными хотя бы для более-менее широких слоёв населения. Такие вещи оказались доступны только для очень и очень богатых людей. Например, в Москве в короткий срок купцы-миллионеры настроили для себя множество особняков в стиле МОДЕРН, сохранившихся благодаря тому, что после 1918-го года большинство из них были отданы под посольства. Кроме купцов такие вещи могли себе позволить разве что тогдашние "лидеры мнений", вроде модных писателей (А.П. Чехов, особняк в Ялте) и артистов из серии "и нашим и вашим и споём, и спляшем". Сплотившаяся вокруг трона "старая" аристократия предпочитала более традиционную "классику". Несмотря на сильный рывок в экономическом развитии начала XX-го века, Россия во многом отставала от таких стран, как Великобритания, Франция, Германия, и конечно же, США. Производство посуды (исключая ИФЗ) в России оставалось делом предпринимательским, соответственно, готовые изделия отправлялись туда, где за них готовы были больше заплатить. Посуду Братьев Корниловых покупали в Дании, во Франции, в Иране (что удивительно!)... А на североамериканский рынок (а это Канада и США) Братья Корниловы вышли через фирму Тиффани, известную по организации магазинов эксклюзивных сверхдорогих товаров, предназначенных для американских богачей. У Тиффани готовы были покупать модернистскую посуду Корниловых в любых количествах.
Образование нового общемирового стиля совпало по времени с расцветом всего русского изобразительного искусства. В этот период творили или созрели в своём индивидуальном почерке такие фигуры как И.Е. Репин, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, В.А. Серов, Н.К. Рерих, К.А. Сомов, И.Я. Билибин, и много-много других. Накопилась огромная художественная энергия, которая вылилась в создание особого ответвления АР-НУВО, названного впоследствии РУССКИМ МОДЕРНОМ. И в фарфоре от России стиль был представлен прежде всего Братьями Корниловыми. Но кто такие Корниловы? Всего лишь удачливые коммерсанты с железной хваткой. Чтобы создать в фарфоре произведения искусства, нужны были художники. Можно с уверенностью сказать, что без таких индивидуальностей, как Иван Андреевич Гальнбек, Николай Николаевич Каразин, Иван Яковлевич Билибин и Елизавета Меркурьевна Бём фирма Братьев Корниловых в начале XX-го века не взошла бы на Олимп мирового фарфорового дизайна. Итак, нынешняя статья посвящается И.А. Гальнбеку, и в частности, его сериям рисунков, по которым был выполнен декор посуды фирмы. Это серии "Рыбы", "Птицы", "Плоды" и "Медведи".
Характерной чертой РУССКОГО МОДЕРНА является обращение к эстетике Японии, как наиболее экзотичной, непохожей на Россию страны, и прежде всего, к японской многоцветной ксилографии (оттиск с гравированных деревянных досок). Японская тема настолько захватила умы русских модернистов стыка веков, что они в оформлении чуть ли не любого здания добавляли в декор цветок синего (голубого) ириса. Мгновенно появились шутники, назвавшие ирис цветком РУССКОГО МОДЕРНА. Хотя любование ирисом - чисто японская традиция, связана с т.н. Праздником мальчиков, который отмечается 5 мая, как раз во время цветения этих самых ирисов. Самое интересное, что даже проигранная Война с Японией 1904-1905 гг. почти не повлияла на предпочтения российских деятелей искусства. Достаточно вспомнить восхищение в строках гумилёвского "Саддо-Якко" от 1908-го года: "И когда Вы говорили, Мы далекое любили, Вы бросали в нас цветами Незнакомого искусства, Непонятными словами Опьяняя наши чувства, И мы верили, что солнце Только вымысел японца".
Иван Андреевич Гальнбек (1855-1934) по крови был прибалтийским немцем. Принял участие в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. (война за освобождение Болгарии). С 1881-го по 1929-й года бессменно заведовал библиотекой Училища технического рисования барона фон Штиглица. Всю жизнь собирал и пополнял коллекцию библиотеки Училища, в результате собрание библиотеки к 1917 году достигло прибл. 45 000 томов, 90 000 иллюстраций в виде рисунков, гравюр и пр. графических работ, среди которых были подлинники рисунков Рафаэля, гравюры Рембрандта и Дюрера, работы Буше, Гутьеро и Пино. Собрание в 1926-м году было признано национальным достоянием, и целиком передано на хранение в Эрмитаж. Об этом можно прочесть в Википедии. А ещё он был блестящим рисовальщиком, архитектором и скульптором. Без его модернистских, абсолютно ни на что не похожих фасонов посуды (которых хочется назвать архитектурными композициями) с аксессуарами-ручками в виде лошадиных голов, медведей, плетёных сложнейших узоров ни о каком фуроре посуды от Братьев Корниловых и речи бы не было.
В декоре от Гальнбека, кроме явных японских ассоциаций, прослеживаются также и рериховские мотивы - в виде обращения Н.К. Рериха к "корням" русской истории (такой период в его творчестве пришёлся как раз на стык веков). А узоры сложного плетения - это уже аллюзии на солнцевский дизайн дворцовых сервизов периода ИСТОРИЗМА. Посуда получилась одновременно модернистской и "русской". А по дизайну - сногсшибательной.
В дизайне серии блюд "Рыбы" просматриваются как раз японские и рериховские черты. Но они "сплавлены" в общий рисунок, и поэтому явно не видны. Изображения рыб немного карикатурны, как в целом немного карикатурна вся японская графика. Но рыбы "русские", смешные", и тем больше они "цепляют" зрителя. В галереях ниже представлено 12 работ: 6 - в одной, и 6 - в другой. Рисунки бордюра у Корниловых разрабатывались отдельно и шли по номерам. В данном собрании у большинства тарелок рисунок бордюра - №288, у двух тарелок - №289.
Переходим к серии "Птицы". Некоторых "птиц" от Гальбека можно было увидеть здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/posuda-bratev-kornilovyh-vizualnye-primery-produkcii-64b984aebeea2335648414dd. Ну а теперь взглянем на этих и прочих птиц поподробнее (см. две галерее ниже).
Возможно, не самый эффектный сет, но созданный в той же эстетике, с одинаковым декором по борту. Рисунки с тягой к АВАНГАРДУ даже! Серия "Плоды". 12 тарелок в одной галерее. Без данного сета статья о И.А. Гальнбеке получилась бы неполной. Смотрим...
Хочу заметить, что, несмотря на то, что серии были изготовлены для зарубежного, прежде всего, североамериканского рынка, во всех представленных выше примерах встроенные в рисунок подписи выполнены исключительно по-русски, без лебезения перед иностранцами. Хотят прочесть? Пусть учат русский! А не так, как в Московском метро, где после объявления на русском следом летит компрадорское "Next station is..." Клеймо на фирме вынуждены были оформить с англоязычными надписями в соответствии с американским Законом о тарифах. Ну а в серии "Медведи" прежде всего обыгрываются и высмеиваются Западные клише в отношении русских: и по улицам-то зимой в городах у нас медведи разгуливают, и ходят русские в лаптях от мала до велика, и злобные-то эти русские, а иногда и доверчивые, как медведи. И спят зимой - не добудишься... Вот только их берлоги ворошить лучше не стоит...
Парадное шествие по миру изделий фирмы Братьев Корниловых остановила Война. Прервались логистические цепочки. Даже очень богатых людей всё меньше волновали вещи-безделушки, пусть и в великолепном исполнении. Мир перешёл на "функциональность". К тому же в мутной воде военных заказов Братья Корниловы отхватили поистине "золотой билет" - заказ на изготовление керамических изоляторов для линий электричества и телеграфа. Возможная прибыль настолько превышала все самые фантастические мечты, что выпуск посуды решено было свернуть. Хотя бы на время Войны. Что было дальше - всем известно: революция Февральская буржуазная и революция Октябрьская антибуржуазная.
Троцкистско-ленинское руководство принимало столь "экзотические" меры для решения насущных, а иногда и чисто надуманных задач (как-то: отмена хождения денег в стране, помощь "мировому пролетариату", достижение "мировой революции" через погружение не только России (чего они добились!), но и всего мира в пучину гражданских войн "пролетариев против угнетателей" и пр., и пр.), что по окончании Гражданской войны в 1922-м году массы деятелей культуры ручейками и реками потекли в эмиграцию. Но не И.А. Гальнбек. Видимо, он посчитал невозможным покинуть Родину в тяжёлые времена только ради личного комфорта и удовлетворения собственных сиюминутных потребностей. Да, друзья, в стране во все времена существовали как "испуганные хорошие патриоты", которые при первом колыхании холодного ветерка сдристнут из страны куда угодно (но лучше - сразу "на родину предков"), и те, кто, смеясь, скажут: "Не волнуйтесь - я не уехал, и не надейтесь - я не уеду!"
Скончался Иван Андреевич Гальнбек (нем. Johannes Leopold von Gahlnbäck) в 1934-м году, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в тогдашнем Ленинграде.
Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.