Найти тему

🔥 Государство и дети в СССР.

Сперва хотела сделать пост, но потом решила, что там страницы, возможно, будут видны недостаточно хорошо - и решила развернуть заметку в формат статьи.

Очень интересные иллюстрации из советского педагогического журнала 1948 года.

Журнал, по большому счету, был предназначен для педагогов. Ну или сильно интересующихся участием школы в детском воспитании.

И вот в нем была представлена такая подборка, в которой отражены разные варианты и стадии участия государства в деле воспитания подрастающего поколения. Цель подборки в этом журнале, честно говоря не вполне для меня понятна. Учителя, что, не знают где в стране детей учат и воспитывают с привлечением госресурсов?

Тем не менее, давайте посмотрим.

Главным образом, предлагаю посмотреть на то, что именно из функций того или иного заведения было отмечено. Видимо, эти моменты считались самыми главными.

1. Ясли.

-2

Что бросается в глаза?

  • Дети в ясли поступают в возрасте уже до года - значит мамы выходят на производства как можно раньше после родов (работница фабрики отдала сына в ясли уже в 6 месяцев).
  • Весь персонал в спецодежде - белые халаты, белые косынки на головах - волосы убраны. То есть намек на максимальную чистоту содержания деток.
  • При приеме каждого ребенка осматривают в присутствии родителей.
  • Детей регулярно взвешивают, следя за тем, чтобы ребенок неуклонно набирал вес.
  • Дети играют в игры разной направленности - развитие происходит как умственное, так и физическое.

2. Детский сад.

-3

Снимков мало, но насколько они информативные!

  • Дети взаимодействуют друг с другом, социализируясь и перенимая положительный опыт (фото в центре).
  • Дети живут в саду по расписанию. В котором, в том числе, предусмотрен, рекомендованный им по возрасту, дневной сон.
  • Детей в садике закаляют.
  • Детей приучают к дисциплине, ответственности и прививают им трудовые навыки.
  • Детей кормят. Заодно прививая им навыки правильного питания и обращения со столовыми приборами, и так же - культуру процесса приема пищи.
  • С детьми занимаются. Их развивают физически, умственно, а еще стимулируют их творческое самовыражение.
  • Всем этим занимаются профессионалы.

3. Школа.

-4
  • Здесь акцентируется внимание еще и на внешнем виде школьного здания - со всеми архитектурными наворотами того времени. То есть все лучшее детям - работает и в направлении архитектуры. В то время, действительно, именно такие школы и строились.
  • Обратите внимание на школьную столовую. Сервированные столы в большом, просторном отдельно стоящем здании с колоннами. Здесь по умолчанию надо вести себя красиво, и понятно, что кормят вкусно.
  • Показан холл школы - репродукции картин русских художников, взы, цветы - как холл дворца. Сама обстановка требует вести себя с достоинством.
  • Кабинеты оборудованы согласно предметной направленности. Для каждого предмета - свой, специально оборудованный кабинет.
  • Детей дополнительно поощряют к развитию устраивая выставки их работ (но или при школе есть активно работающий кружок, что тоже побуждает ребенка проводить с пользой свободное время).
  • Ну и наличие пионерской комнаты, в которой происходит некое обсуждение, намекает на вовлеченность детей в общественную работу с младых ногтей, так сказать, и в комфортных условиях под крышей той же школы.

4. Неожиданное. Детский дом.

-5
  • Послевоенное время. Сирот в стране очень много. И в их судьбе ключевую роль играет государство через систему детских домов.
  • Здесь в иллюстрациях нет дубляжа. Понятно, что дети ходят в школу и имеют там все, что и обычные дети, и все, что мы только что рассматривали на предыдущей странице.
  • Но детский дом - это не школа. Это единственный дом для детей, поэтому он учит их еще и тем навыкам, которые дети обычно получают в семье.
  • Обращает на себя внимание, что конкретный показанный детский дом был открыт на базе, видимо, достаточно успешного хозяйства. Так что участие в судьбе детей, возможно, принимают еще и сотрудники совхоза.
  • Дети много гуляют по красивым местам, на природе. Это полезно для здоровья и кругозора.
  • При детском доме есть огород. Там дети не просто проходят уроки труда, а получают серьезные трудовые навыки, заодно и обеспечивая детский дом некоторыми продуктами (все как в семье).
  • Старшие ученики пилят дрова, то есть выполняют по общему хозяйству полезные для всех функции. Это не никому не нужные дрова, это дрова, которыми все будут отапливаться, и на которых детям будут готовить еду. Так что это важная работа. И нелегкая. И, наверняка, это не единственная важная и нелегкая работа на общее дело общего дома, которую по силам выполняют его воспитанники. То есть они не некий барчата, которым принесли и поднесли.
  • Администрация детского дома не существует в отрыве от его воспитанников. В том числе - и она участвует в воспитании детей. Да вот просто поговорить, дать совет, разобрать какие-то ситуации, не как официальное лицо, а как заботливый человек. Как видим - и такая функция выполняется.

Как видим, буквально несколькими фотографиями было обрисовано практически всестороннее участие советского государства в воспитании детей и юношества.

Примеры приведены конкретные, но то, что они демонстрируют - относится ко всей системе в целом. Где-то лучше, где-то хуже, но есть определенные государственные стандарты, соблюдение которых требуется и контролируется.

Ну и еще о чем здесь можно подумать?

Мне кажется о том, что ни одна отдельно взятая семья не в состоянии обеспечить своих детей таким объемом разного полезного.

То есть государство не только берет, но и дает, вкладывает в будущие поколения много сил и средств, чтобы потом получить достойных граждан.

Вот так выглядела послевоенная советская воспитательная машина.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.

СССР
2461 интересуется