Эта статья – продолжение темы ценообразования. Раньше я уже рассказал, как формируется цена на видеосъёмку (коротко - здесь, развёрнуто - здесь), и теперь нам осталось понять, зачем эта информация вообще была нужна и как всё-таки грамотно выбрать специалиста. А в конце я дам простую пошаговую инструкцию, которой пользуюсь сам.
Ключевой момент
Сходу мы упираемся в главный вопрос: а как понять, кто хороший, а кто плохой? Как оценить работу видеографа? Я предлагаю порассуждать.
Известно, что мы не можем разбираться во всём на свете (если только это не спорт, политика и автомобили). Бывает даже такое, что мы в своей непосредственной работе плохо разбираемся )
Поэтому часто приходится доверять профильным специалистам (врачам, строителям, автомеханикам и т.д.). Но у нас всегда есть и свои глаза, верно?
Допустим, вы можете оценить на свой вкус портфолио видеографа и сделать выбор. Тогда такой вопрос: а в чём состоит его работа? Что конкретно вы должны оценить? Какой конечный продукт (как результат работы) вы получите? Ответ: в большинстве случаев это фильм и клип.
Я считаю, что фильм – это основная и более сложная часть работы видеографа. Да, приоритеты у всех могут быть разные, но в целом это так.
Тогда следующий вопрос: где можно посмотреть свадебные фильмы? За редким исключением, нигде. Мы не выкладываем фильмы, намеренно фокусируя внимание на клипах, потому что они производят более яркое впечатление, да и полные фильмы (пусть даже на 15 минут) мало кто станет смотреть до конца.
Получается, что жених и невеста не видят основную часть нашей работы, принимая решение. Это как если бы мы покупали машину, только посмотрев на кузов.
Чем же так отличаются фильмы от клипов, зачем я подробно на них останавливаюсь и советую обязательно смотреть?
Фильм – это главный продукт, который вы получаете, там есть звук, слова и всё, что происходило в течение дня. В то время как в клип идут только самые знаковые моменты. Только в фильме можно полностью увидеть работу видеографа такой, какая она есть.
На что смотреть?
Вот несколько моментов, на которые я всегда обращаю внимание в фильмах:
Достаточно ли ровная картинка?
Нет ли неоправданной тряски, передвижений оператора (которые надо было вырезать)? В целом при просмотре вам не хочется одни моменты перемотать, а другие вообще убрать?
Картинка должна быть в резкости, а перемещение фокуса проходить плавно и незаметно.
Как выглядит композиция кадра?
Правильная композиция – это такая, в которой нельзя ничего изменить, не сделав при этом хуже.
Не возникает желания что-то поправить, обрезать, приблизить?
Монтаж
Нет ли резких скачков в монтаже, которые подмечают глаза и уши (резко заканчивается одна сцена и начинается другая, быстро меняется музыка)?
В монтаже правило такое же: если вас ничего не раздражает – значит, всё сделано правильно.
Звук
Звук должен быть качественный. По-хорошему он берётся напрямую с микрофона и потом выравнивается, чтобы громкость тихих поздравлений не отличалась от криков ведущего во время весёлого конкурса. Когда неразборчивые слова перебиваются шумом окружающей обстановки – это верный признак плохой записи звука (как это делать правильно, я писал здесь).
Как вам подбор музыки?
Обратите внимание на цвет
Не должно быть большой разницы в цвете между кадрами одной сцены.
Например, снимали на две камеры, и картинка между ними заметно отличается. Это означает, что камеры «не сведены», т.е. не скорректированы по цвету. Это разница возникает при съемке (даже у разных объективов есть небольшие отклонения по цвету), но на монтаже она должна исправляться.
Итог
Ну и самое главное – общее впечатление. Если вам в целом всё понравилось, то не стоит докапываться не мелочей.
Короткий фильм я советую посмотреть полностью. Но длинный фильм на 1-2 часа, конечно, сложно высидеть даже мне )
Поэтому обратите внимание хотя бы на ключевые моменты: церемонию регистрации, прогулку, парочку поздравлений и первый танец. Этого будет вполне достаточно.
Важно понять главное: фильм – это основное видео. И ваш фильм будет точно таким же, каким он выглядит на примере. А возможно даже хуже, потому что в качестве примеров всегда показывают лучшие работы.
Ваш свадебный фильм будет таким же, как и другие фильмы видеографа. Если его фильмы вам не нравятся — не понравится и свой.
Пошаговая инструкция из 5 действий
С важностью фильма мы разобрались. Само собой, это не единственный критерий, поэтому вот как оцениваю видеографов лично я:
1. Посмотреть клипы
Наберите в поиске «свадебный видеограф НН», и первая десятка в выдаче будет как раз оно. Советую сразу отсекать «не свадебных» операторов, потому что узкий специалист всегда лучше, чем мастер на все руки.
На первом этапе я вообще не смотрю на цену, если только она не сильно выбивается из ожиданий. В статье про ценообразование я уже объяснял, что важна не конкретная стоимость, а выгодное предложение.
Главное не общая стоимость, а выгодное соотношение цены и качества
Вполне может быть, что чуть бОльшая стоимость одного видеографа даст вам больше выгоды, чем вы за неё заплатите. Возможно и обратное – не каждый человек работает на все деньги :) Поэтому я и начал свой рассказ с фильмов, чтобы вы уже могли ориентироваться.
Итак, сначала я смотрю клипы в портфолио. На этом этапе составляю для себя список из тех, кто мне понравился, не обращая пока внимания на цены.
2. Посмотреть фильмы и выбрать свой формат
Дальше звоню или пишу всем из списка с просьбой показать полные фильмы (потому что в свободном доступе они бывают редко). Смотрю и составляю некий рейтинг кандидатов: этот лучше всех, потом вот этот, за ним третий и т.д.
Сразу скажу, что не все согласятся их скинуть в переписке, иногда фильмы демонстрируют только при встрече. Я бы не стал вычёркивать таких кандидатов, а просто переместил в конец списка.
На этом этапе уже нужно определиться, какой формат фильма вам подходит: длинный на 1-2 часа («репортажный») или короткий на 10-15 минут (его ещё называют «еврофильмом»)
От этого многое зависит, в том числе и цена.
Вообще монтаж короткого фильма, как ни парадоксально, дольше и сложнее монтажа длинного фильма. Поэтому при прочих равных короткий обойдется дороже.
Плюс почти у каждого видеографа есть специализация. Кто-то снимает только «еврофильмы», кто-то только «репортажные». Кто-то работает на оба формата, но первый получается хорошо, а второй — не очень. И наоборот.
Я, например, делаю фильмы любого формата.
3. Посмотреть на человека
У тех ребят, чьи работы меня устраивают, просматриваю личные странички. Поищите отзывы и другую полезную информацию, чтобы понимать, какой человек будет с вами весь день.
4. Сравнить цены
И только теперь я начинаю выяснять цены. Сейчас вы уже можете сравнивать осознанно, не руководствуясь только цифрами.
Важный момент: во многом общая стоимость будет зависеть от планирования свадьбы
Например, когда всё происходит в одном месте, мы не тратим время на перемещение между локациями, и полноценный свадебный день можно отснять за 10 часов. А если будет много разъездов, то вы просто переплатите за время в дороге.
Когда шорт-лист готов, можно знакомиться лично.
5. Встреча
Если её назначить сначала самому лучшему (с вашей точки зрения) кандидату, то остается, по сути, понять только одно: насколько вы по-человечески друг другу подходите. Когда всё в порядке, можно обсуждать детали и подписывать договор. Или провести ещё пару встреч с другими видеографами, чтобы утвердиться в выборе. Да, и приготовьте блокнот - информации будет много.
Можете ещё прислушаться к советам знакомых – но только тех, кто с человеком работал и видел результат (не забывайте про критерии выбора). По той же причине не советую сильно доверять советам других свадебщиков (ведущих, фотографов и т.д.) — в массе никто не копает глубоко, а формирует впечатление по клипам, как и все остальные. А личное знакомство с видеографом совершенно не означает, что человек разбирается в его работе.
Быстрый способ выбрать видеографа
Спросить меня.
Я много лет внимательно изучаю наш рынок: смотрю фильмы и детально разбираю работу всех достойных внимания коллег (сейчас накопилось около 60 человек), сравниваю услуги и цены, анализирую, выделяю самые выгодные предложения в разных категориях и ценовых сегментах, а по итогам составляю общий рейтинг — максимально объективный и компетентный. Понимание внутренней кухни позволяет мне видеть больше и глубже - то, что незаметно организаторам, фотографам, ведущим и посторонним людям.
Скажу без лишней скромности: в этом вопросе я понимаю больше всех, знаю «плюсы» и «минусы» каждого специалиста, и под индивидуальный запрос могу подобрать подходящего видеографа. И без проблем аргументирую свою позицию на конкретных примерах и цифрах.
Сразу скажу: никаких комиссий я не беру, поэтому мои советы ничего не будут вам стоить. Но будьте осторожны с людьми, которые настойчиво предлагают рекомендации: в большинстве случаев вы заплатите за них 10% сверху (в скрытой форме). Плюс предоставленный список будет ограничен только небольшим кругом тех, с кем у человека налажен контакт. Это даже не говоря о компетентности советчика.
Я не зарабатываю на комиссионных и не связан этой системой. Я подскажу вам не своих знакомых, а объективно лучших под ваш запрос.
Что делать — вкратце
- Посмотреть клипы, отобрав человек десять.
- Попросить полные фильмы и выбрать свой формат (длинный или короткий).
- Пройтись по личным страничкам.
- Узнать цены и набор услуг, входящих в стоимость.
Быстрый способ сократить этапы 1-4 — спросить меня.
Я уже провёл эту работу за вас и, поверьте, сделал её лучше.
5. Составить финальный рейтинг, исходя из важных для вас параметров, и встретиться с первым кандидатом в списке. При желании встретиться ещё с парочкой и сделать окончательный выбор.
_________________
Ваш Миша Белоь