Народные промыслы России называются народными, потому что были созданы многими поколениями художников, резчиков по дереву, гончаров, кузнецов и других творческих людей из нашего многонационального и многоконфессионального народа проживающего на территории России.
В произведениях народных мастеров отражен быт, национальные особенности и культура народа создающего эти изделия. Дымковская игрушка, богородская резьба по дереву, мезенская и петриковская росписи, осетинские оружейные промыслы - это очень малая часть культурного наследия России. Не всегда доподлинно известно, когда появился тот или иной промысел, кто был родоначальником и основателем. Но то, что любой промысел рос и развивался благодаря неутомимым труженикам и творцам из народа - это неоспоримо.
Начиная с 18 века на выставках стали обозначать не только владельцев мастерских, участвующих в выставках, но и авторов тех или иных произведений, которые были ими созданы.
В России развитие авторского права на произведения получило после Октябрьской революции. С 1928 года признавались права за создателем творческих работ. Использование чужих трудов допускалось только по договору с создателем. Как и в досоветский период, защита авторских прав в СССР была автоматической - без необходимости регистрации.
В 1973 году СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве, что повлекло за собой усиление защиты авторского права на произведения независимо от их ценности.
С 2008 года в России действует часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закон, подвергшийся многочисленным правкам, объединил в себе наработки истории авторского права в России, а также международный опыт. На протяжении всей истории авторского права , защита интеллектуальной собственности была непростой задачей. В современных реалиях защита авторских прав в России стала проще и доступнее, независимо от того, насколько известен автор произведения и на сколько сложны и ценны его работы.
Однако, некоторые "творческие" люди и дизайнеры почему-то считают, что если мастер работает на промысле, то значит он не автор создаваемого им произведения. У мастеров воруют и присваивают себе произведения, используют для извлечения собственной выгоды путём тиражирования и продаж на стоковых сайтах "своих дизайнерских находок". При этом никого не интересует, что в результате обесценивается не только работа конкретного мастера, но и в целом значение народного искусства и соответственно культурного наследия России.
Очень много современных дизайнеров имеют неверное представление о народных промыслах и их мастерах. Считают, что если промысел народный, то произведения мастеров можно использовать в своих целях как угодно. И используют кто как хочет. Размещают на различных видах товаров уровня ширпотреба в виде принтов, продают на сайтах иностранных фотобанков фотографии произведений, заявляя, что являются авторами изображений.
Мастеру народного промысла, как человеку творческому и "заточенному" на создание уникальных и неповторимых изделий ручной работы очень трудно противостоять такому.
В заключение хочется сказать, что от нас самих и нашего отношения к произведениям народного творчества и мастерам их создавшим будет зависеть сможет ли наша страна сохранить самоидентичность и неповторимость в наше непростое время. Не станут ли наши потомки равнодушными ко всему исконно русскому, считая это всё очень простым и примитивным, не имеющим своих авторов.
Если понравилась статья, то пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь - поддержите мой канал.
#Жостово #авторскоеправо #народныепромыслы