И снова о подмене важных смыслов... Получилось немного длинно, но почитать стоит.
Сочетание ВР (вер-вир-вор) — одно из самых древних в языках мира. Почти всегда за этим сочетанием закреплена «вращательная» тематика (вертеть, ворочать и пр.), а вот ВЕРА как-то в стороне. Но вот так ли это? Сколько бы сочетаний мы не анализировали (мер-мир-мор/ дер-дир-дор/ тер-тир-тор и т.п.), мы всегда обнаруживали целостное смысловое поле. А тут и верить, и творить, и предварять, и варить, и вертеть-вращать. Где тут смысловое единство? Будем искать.
Вращательное ВР образовано соединением смыслов ВИ(ТЬ)+РА(ТЬ), то есть (ВИ) витиё, (РА) активное/силовое: вихрь, вираж, воронка. В переносном смысле «переворачивание» мы видим в словах вор, ворог, враг, врач, ворожба.
В случае с варить/варять/творить объединяются ВЪ+РА(ТЬ), то есть вхождение в поток РА. И мы сразу получаем не только «активное кипячение»: вар, сварить, повар, творог, но и более «творческие» корни. В творящих, предваряющих смыслах больше всё-таки ВА(ТЬ)+РА(ТЬ), но нам трудно осознавать эту комбинацию, так как ВА(ТЬ) почти утрачено в сердце слов (мы используем его только с усечённым значением в суффиксах). ВА(ТЬ) — это выстраивание целостного автономного энергоинформационного потока (веси), через вытягивание и сворачивание. Этот процесс выглядит как торсионное поле, образ буквы «В».
Сварог, варяг и враг — очень похожие слова. Понятия эти близки за счёт единства встроенных смыслов (ВР). И если бы не было таких масштабных искажений языковых процессов, то мы бы видели (ведали), что слова, образованные от «И»-корней (вирать—вор—ворог) имеют более низкие вибрации по сравнению с «А»-корнями (варять—варог/варяг). (Прим. «О» внутри корня традиционно используется для образования существительных, то есть мы обособляем объект и заполняем несомым смыслом благодаря «О»: стать — стол, брать — бор, крыть — кров и т.д.)
ВЕРА — это ВЕ(ТЬ)+РА(ТЬ). ВЕ(ТЬ) мы можем почувствовать в привете, ответе, завете, вещании, вести. ВЕ(ТЬ) встроено во все веду́щие, ве́дающие, вещающие смыслы. Это передача знаний (энергоинформационного потока). Широкое ВА(ТЬ) несёт себя через действующее ВЕ(ТЬ), и самое эффективное действующее лицо тут — ВОДА, именно она разносит по планете информацию любого уровня.
Значит, ВЕ-РА — это передача вести (слова) от РА (первоисточника силы и звука), то есть ВЕ-РА — это и есть Слово Божье.
Теперь уточним смысл слова ВЕРА через употребляемые слова. Все знают, что «Платон мне друг, но истина дороже» (Amicus Plato, sed magis amica veritas). И вот на месте латинской «истины» мы видим слово «веритас» (это «истина», если что))). То же самое находим в «ин вино веритас» (истина в вине), и все знают, что такое верификация. То есть и наша вера вполне может оказаться «истиной».
Проверяем (убеждаемся в истинности) на наших приставках: поверить (посчитать истинным), заверить (доказать истинность, подлинность), уверенность (несомненность), сверить (сличить с истинным), вверить (вручить и полностью положиться), выверить (досконально проверить на истинность). И кто такой верный друг, как не истинный?
Итак, ВЕРА — это истина, на которую можно положиться на 100%. Это значение лежит на поверхности, но мы его не видим. Сегодня мы путаем ВЕРУ с доверием, а верность — с преданностью.
Доверие — это «до веры», мы пока не успели убедиться в верности (правдивости, истинности), это «доправда», «доистинность», мы только готовимся к тому, чтобы поверить кому-то, поэтому доверяй, но проверяй. А уж когда поверил, тогда принял всем сердцем, полюбил.
Мы не видим разницы и между «верю тебе» и «доверяю тебе». А между тем «доверяю» — это предполагаю, что тебе можно верить, а «верю» — это не сомневаюсь в надёжности.
Кстати, такую же штуку провернули в нашем сознании с надеждой. Надежда — это тоже не про чаяния и предположения. Надежда, надёжа, надёжность — суть одно, это 100% прочность и уверенность в том, что не подведут. Любовь (широта души) — как раз и есть логическое раскрытие чувств на фоне веры и надежды (истины и надёжности), это та самая внутренняя безопасность, которую мы ищем теперь в кабинетах психотерапевтов.
Сама же истина идёт от слова истый, истовый (приверженный, преданный, стоящий на стороне), то есть верный, но не в настоящем смысле, а в том, в котором мы его сегодня понимаем (когда верный = лояльный). Согласитесь верный (лояльный, приверженный, доверившийся) и верный (истинный, правдивый, настоящий) — это две большие разницы, но в то же время верный друг и верная жена часто объединяют в себе эти качества.
Получается: ИСТИНА = приверженность, лояльность, а ВЕРА = надёжная правда, Слово Божье, то есть «истина» в современном смысле. Теперь понимаете, почему поиски истины так затянулись? Не то ищем. Ищем, к чему бы прислониться, чему бы довериться, и блуждаем, как котята. Именно поэтому тот, кто постиг ВЕРУ не нуждается в истине. Это знание, вошедшее прямо в сердце, в нём нельзя сомневаться. ВЕРА — источник надёжности и любви. Именно поэтому она стоит первой.
Зачем же смысл слова ВЕРА так спрятан от нас? Почему «правда (правота) у каждого своя»? Попробуем ответить на этот вопрос честно. Истинно верующих (истово доверяющих) очень прошу принять информацию к размышлению, а не в штыки. Величие Бога она не умаляет, да и автор человек искренне верующий.
Для начала вспомним смыслы, которые несёт словосочетание Вера Православная (это не про РПЦ):
ВЕРА = истина (надёжная правда, Слово Божье)
ПРАВЪ = первое вездесущее
СЛАВНАЯ = славящая (делающая слышимой через слово)
А теперь представьте. Живёт большой древний народ, славит первый вездесущий источник всего, несёт в сердце эту веру, надёжность и любовь тысячи лет. Из рода в род передаются духовные ценности и глубочайшие знания о мире, о способах этичного и экологичного, как сейчас говорят, взаимодействия с ним или, как говорили раньше, о мере.
И тут приходят люди с толстой книжкой, в которой на кривом русском (точнее на древнеболгарском, он же старославянский) написано, что есть другой (правильный) единосущный бог, который присылал своего сына, которого убили, и теперь надо славить их, иначе всем конец (или бог новый покарает, или его последователи вас прикончат). Вероломство, одним словом. Доверия точно не было.
Мы никогда не узнаем, сколько крови было пролито ради успеха этого проекта, называемого теперь христианством. Одной крови было мало, поэтому пришлось «адаптировать» новый стандарт под древнее православие: перенять кресное знамение (об этом в статье Русь воскресшая, ссылка ниже), подстроиться под старые праздники
(одни Спасы чего стоят), книжки старые пожечь, историю перекроить, в общем потихоньку, поколение за поколением, приучить к новой вере/истине.
Зачем это было нужно? Представляете, жил-был большой и древний народ, умом и сердцем которого никто кроме Бога не управлял? А теперь управляет. Но вот удивительное дело, почти каждый русский человек сердцем чувствует Бога и даже крест на шее носит, как символ. А вот воцерковляться далеко не все вприпрыжку бегут. Что-то останавливает. Это бесы, конечно (скажут воцерковлённые). Но вот где эти бесы, в ком?
Думаю, теперь понятно, почему между религиями идёт борьба за «истинную веру». Это борьба за приверженность своей правде, а ВЕРА в истинности и в борьбе не нуждается, она просто есть. Ищите в сердце (ссылка на статью про сердце ниже).
P.S. Даже в Википедии написано, что исходное значение слова «религия» — это «привязать» (если глубже, то «переложить»), то есть «религия» — это «под редакцией кого-то» с полным перекладыванием ответственности на приверженцев (истинно верующих/ истово доверяющих).