КРЕСТ — слово это не русское, но слишком похоже на русское. И это не случайность — таков был план. Сразу оговорюсь, что человек я верующий и ничьих чувств задеть не хочу, однако те процессы, которые мы наблюдаем в языке хорошо отражают историю (которую по сотне раз переписывали), и то, что мы в результате с вами увидим может быть не так уж приятно глазу, увы... Мы можем жить в неведении (будем невеждами), а можем посмотреть правде в глаза. Это выбор.
Всё было бы «шито-крыто», если бы не слово ВОСКРЕСЕНИЕ, в котором нет никакого «креста». Да и в греческих текстах, с которых Библию переводили на русский, креста тоже нет — там «ставрос» («древо», «палка», «шест», «кол», но не «крест»). Да и Иоанн Креститель никого не «крестил», не было у него в руках креста, он Баптист — Погружатель в воду. Это до сих пор спорный вопрос: был ли вообще крест или Иисуса умертвили иначе. Нам, людям с крестом на шее, это может показаться богохульством, но так ли важно, как Его умертвили, если Он нёс нам Любовь?
ИИСУС (Иешуа) — это краткая форма от полного имени Йехошу́а (Иегова + спасение). Иегова/ Яхве — варианты прочтения древнееврейского имени Бога (יהוה, YHWH). Как произносилось на самом деле, мы не знаем. Значение приблизительно соответствует русскому «Сущий». ХРИСТОС — греческий перевод еврейского слова Машиях, Мессия, что подразумевает «духовный лидер», «идеальный царь». Слово было переведено на греческий как «помазанник», сегодня подразумевает «Спаситель». Имеет созвучие со словом χρήσιμος «полезный» и опять же с крес(т)ом (КРС/ХРС). Всё дело в том, что КРЕСТ очень похож на КРЕС, мощный и древний символ обновления жизни.
КРЕС, КРАСА, КРЕ́СЕНИЕ, КРАШЕНИЕ — это слова русские и очень для нас значимые. Сейчас многие считают, что «крес» = «огонь» (опираясь на слово «кресало»), но это не так. КРЕС — это «оживание через объединение». Это и весна, и восход Солнца, и новая Жизнь после смерти, и купальский Огонь (если кому интересно разложить слово на семантику букв — пишите, распишу в комментариях).
То есть у нас был КРЕС (а не крест) — ЖИВОТВОРЯЩИЙ, ЗНАМЕНИЕ — КРЕСНОЕ (не крестное), и ВЕСНА была КРАСНА, а КРАСИВАЯ, КРАСНАЯ — значило ЖИВАЯ, ИСКРИСТАЯ.
У нас остались ещё свидетельства того, что христиане поначалу народный символ не принимали. Например: «А се иная злоба в крестьянех - ножом крестят хлеб, а пиво крестят чашею та иным чем — а се поганьски творят» (из Чудовского списка «Слова об идолах», составленного в XIV веке; оригинал текста не нашла, но, если кто найдёт, буду признательна). Кстати, ранняя форма христианского креста — «криновидный» (он равносторонний).
Слово КРЕСТ в значении «установленный крес» теоретически могло быть образовано внутри русского языка, но он пришёл к нам из старославянского в единстве с христианством — появился при переводах с греческого на латинский, где было употреблено латинское Crux (англ. Cross, франц. Croix, нем. Kreuz), которое действительно переводится как «крест», но немного-немало восходит к нашему слову КРЮК «изогнутая палка, клюка». И крюк, и кол, и крест широко использовались в системе древних физических наказаний.
Из словаря Срезневского: крѣсъ - поворот солнечный, крѣсити - воскрешать, съвъскрьснути - воскреснуть вместе, крѣсъный - красивый, прекрасный, крьстъ - орудие римской казни и символ христианства.
КРЕСТ — это символ смерти, а КРЕС — символ вечной жизни. Их попытались соединить, а что из этого получилось — мы видим. Правда, каждый по-своему.
Что же тогда КРЕСЛО «удобное сидение» (если КРЕСАЛО — это «огниво»)? В диалектах оно обозначает «настил для убоя скота» (ритуальная семантика налицо). КРЕСЛО/КРЕСАЛО — изначально суть одно. Это «место/орудие ритуального крешения/кресения». Как известно, наши предки прощались с умершими, возлагая их на костёр, предполагая таким образом вознесение покойного на небо. Это и есть ВОСКРЕСЕНИЕ в полном смысле слова. А вот как КРЕСЛО у нас в гостиных комнатах оказалось, неизвестно.
Для любителей санскрита: многие уже подметили созвучие КРИШНА и КРЕСЕНЬ. И есть у меня стойкое подозрение, что ХАРЕ соотносится с ХОРС (бог славян, молодое Солнце), в основе которого обращение к РА (эфир, звук, изначальная энергия, белый свет).