Рафаэль, уважаемый художник, покоривший культурную толпу ценителей искусства. К 20 годам Рафаэль Санцио да Урбино уже был звездой. На пике карьеры этот мастер итальянского Возрождения был приглашен папой в Рим, где ему предстояло провести остаток своих дней. Начиная с 1509 года он начал расписывать анфиладу из четырех помещений на третьем этаже Папского дворца. Станцы Рафаэля, наряду с Сикстинской капеллой Микеланджело, являются примером фресковой техники Высокого Возрождения.
В частности, фреска Рафаэля "Афинская школа" стала символом союза искусства, философии и науки, который был отличительной чертой итальянского Возрождения. Написанная между 1509 и 1511 годами, она расположена в первой из четырех комнат Станце делла Сеньятура.
Что же значила культовая Афинская школа для Рафаэля как художника и как она стала таким символом эпохи Возрождения? В то время заказ папы был вершиной карьеры любого художника, а для Рафаэля это было подтверждением уже зарождающейся карьеры.
Рафаэль был во Флоренции, когда получил известие от папы Юлия II, того самого человека, который попросил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы, с просьбой украсить комнаты на третьем этаже Ватиканского дворца. Он надеялся затмить работы раннего Возрождения, которые его предшественник, папа Александр VI, заказал для росписи комнат Борджиа, которые находились прямо под ним. Это можно было рассматривать как смелый выбор, поскольку молодой Рафаэль никогда не выполнял столь сложные фресковые работы, как того требовала комиссия. В то время он был в основном известен своими небольшими портретами и религиозными картинами на дереве, а также несколькими запрестольными образами. Некоторые считают, что его друг Браманте, который был архитектором собора Святого Петра, порекомендовал его на эту работу. Они оба выросли в Урбино и хорошо знали друг друга.
Рафаэль принял вызов, создав обширный каталог подготовительных эскизов для всех своих фресок. Позже они были воспроизведены в полном масштабе, чтобы перенести рисунок на мокрую штукатурку. Считается, что параллельная работа с Микеланджело подталкивала и вдохновляла Рафаэля, стимулируя его соревновательный характер.
СТАНЦЕ ДЕЛАЛА СЕНЬЯТУРА И ЧЕТЫРЕ ВЕТВИ ЗНАНИЯ
Афинская школа — одна из четырех настенных фресок Станцы делла Сеньятура. Каждая стена представляет собой одну из четырех ветвей знаний эпохи Возрождения: теологию, литературу, справедливость и философию. Комната предназначалась для библиотеки Юлия, и поэтому общая концепция Рафаэля уравновешивает содержание того, что должно было находиться в кабинете папы.
В 15 веке была распространена традиция украшать частные библиотеки портретами великих мыслителей. Рафаэль поднял эту идею на совершенно новый уровень, создав массивные композиции, отражающие четыре ветви. В целом они сразу передавали интеллект папы и вызвали бы дискуссию между умами, которым посчастливилось войти в это личное пространство.
"Афинская школа" была третьей фреской, завершенной Рафаэлем, после Диспута (олицетворяющей теологию) и Парнаса (олицетворяющей литературу), она расположена напротив Диспута и символизирует философию, создавая контраст между религиозными и мирскими верованиями.
АФИНСКАЯ ШКОЛА
Огромная архитектурная иллюзия, шедевр, в котором визуально прослеживается четкая интеллектуальная концепция. Художник расположил фигуры группами, чтобы изобразить сложный урок по истории философии и различным верованиям, которые были развиты великими греческими философами.
Рафаэль, безусловно, был причастен к частным показам Сикстинской капеллы в процессе росписи, которые устраивал Браманте. Хотя работы Рафаэля во многих отношениях можно было бы рассматривать как более сложные из-за количества фигур, помещенных в одну сцену, он, безусловно, находился под влиянием творчества великого художника. Это особенно заметно по фигуре на переднем плане.
КТО ИЗОБРАЖЕН НА ФРЕСКЕ "АФИНСКАЯ ШКОЛА"?
ПЛАТОН И АРИСТОТЕЛЬ
Две ключевые фигуры расположены прямо под аркой и в точке схода фрески — композиционный прием, призванный привлечь внимание зрителя к самой важной части картины. Здесь мы видим двух мужчин, представляющих разные философские школы, — Платона и Аристотеля.
Пожилой Платон стоит слева, указывая пальцем на небо. Рядом с ним его ученик Аристотель. Демонстрируя превосходный ракурс, Аристотель протягивает правую руку прямо к зрителю. Каждый мужчина держит в левой руке по экземпляру своих книг — "Тимей" у Платона и "Никомахова этика" у Аристотеля.
Считается, что жест Платона указывает на его теорию форм. Эта теория говорит о том, что "реальный" мир — это не физический мир, а духовное царство идей, наполненное абстрактными понятиями и идеями. Физический мир для Платона — это просто материальные, несовершенные вещи, которые мы видим и с которыми взаимодействуем ежедневно. Интересно, что некоторые люди считают, что Рафаэль использовал лицо Леонардо да Винчи для изображения Платона, основываясь на сходстве с его автопортретом.
И наоборот, рука Аристотеля является визуальным представлением его веры в то, что знание приходит из опыта. Эмпиризм, как известно, предполагает, что люди должны иметь конкретные доказательства в поддержку своих идей, и в значительной степени основан на физическом мире.
Ученые утверждают, что это разделение философий, помещенное в центр Афинской школы, является основной темой картины.
СОКРАТ
Слева от Платона Сократ узнаваемый благодаря своим отличительным чертам. Говорят, что Рафаэль мог использовать древний портретный бюст философа в качестве ориентира. Его также можно узнать по жесту руки, на что указывает Джорджо Вазари в Жизнеописаниях художников. "Выражена даже манера рассуждения Сократа: он держит указательный палец левой руки между тем и большим пальцем правой руки и, кажется, говорит: "Дай мне то и это"."
Среди толпы, окружающей Сократа, есть его ученики, в том числе генерал Алкивиад и Эсхин из Сфетта.
ПИФАГОР
На переднем плане сидит Пифагор с книгой и чернильницей, также в окружении учеников. Хотя Пифагор хорошо известен своими математическими и научными открытиями, он также твердо верил в метемпсихоз. Эта философия утверждает, что каждая душа бессмертна и после смерти переходит в новое физическое тело. Логично предположить, что, исходя из этого, он размещен на фреске со стороны Платона.
ЕВКЛИД
Отражая положение Пифагора с другой стороны, Евклид склонился и демонстрирует что-то с помощью циркуля. Его молодые ученики жадно пытаются усвоить уроки, которые он им преподает. Греческий математик известен как отец геометрии, и его любовь к конкретным теоремам с точными ответами демонстрирует, почему он представляет аристотелевскую сторону Афинской школы. Специалисты считают, что Евклид — это портрет друга Рафаэля Браманте.
ПТОЛЕМЕЙ
Великий математик и астроном Птолемей изображен в жёлтой мантии рядом с Евклидом, стоит он спиной к зрителю и держит в руке земной шар. Считается, что бородатый мужчина, стоящий перед ним с небесным глобусом, — это астроном Зороастр.
Интересно, что молодой человек, стоящий рядом с Зороастром и выглядывающий на зрителя, не кто иной, как сам Рафаэль. Включение этого типа автопортрета не было чем-то необычным в то время, хотя для художника было смелым шагом подобное внедрение в произведение такой интеллектуальной сложности.
ДИОГЕН
Все согласны с тем, что пожилой мужчина, растянувшийся на ступеньках, — это Диоген. Яркий представитель философии киников, основной мыслью которой являлась не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни. В свое время он был неоднозначной фигурой, вел простую жизнь и критиковал культурные условности.
ГЕРАКЛИТ
Одной из самых ярких фигур композиции является задумчивый мужчина, сидящий на переднем плане, положив руку на голову в классической позе "мыслителя". Эта фигура отсутствует на эскизах Рафаэля, а анализ фрески показывает, что она была добавлена позже. Историки искусства Роджер Джонс и Николас Пенни пишут в своей книге "Рафаэль", что это "вероятно, первая попытка Рафаэля присвоить часть тяжеловесной силы Микеланджело Сикстинских пророков и сивилл".
Долгое время изображение Гераклита считалось портретом самого Микеланджело, так как задумчивая природа персонажа соответствовала характеру художника. В царстве философов Гераклит мудрец-самоучка, он был меланхоличным и не любил компанию других людей, что делало его одним из немногих изолированных персонажей на фреске.
СТАТУИ
Завершают фреску Рафаэля две большие статуи в нишах в задней части школы. Справа от Платона мы видим Аполлона, а слева от Аристотеля — Минерву. Минерва, богиня мудрости и справедливости, является подходящим представителем морально-философской стороны фрески. Интересно, что ее расположение также приближает ее к фреске Рафаэля о юриспруденции, которая разворачивается прямо слева от нее.
Аполлон, узнаваемый по его лире, представляет сторону натурфилософии. Как бог света, музыки, правды и исцеления, его положение ставит его рядом с фреской Рафаэля "Парнас", представляющей литературу и поэзию.
С момента своего создания "Афинская школа" имела успех, принеся Рафаэлю последующие заказы от папы и сделав его одним из самых востребованных художников в Риме. Хотя жизнь Рафаэля была короткой — он умер в 1520 году в возрасте 37 лет — его влияние на искусство сохраняется на протяжении веков и он до сих пор считается одним из величайших мастеров итальянского Возрождения.