В середине 60-х годов Банк Нидерландов принял решение обновить серию «Завещатели», с усиленными средствами защиты и улучшенным, более современным дизайном.
Новую серию билетов проектировал известный художник Роберт Оксенар (брат известного художника-графика Руди Оксенара). Его усилия оправдались: получилась очень красивая серия банкнот, где красиво выполненные портреты соседствуют с необычными сложными узорами, заполняющими поле билета. Идея использовать сложные орнаменты в оформлении банкнот существенно затруднила работу фальшивомонетчикам, в то время имитировать такие узоры было весьма непросто.
Заказ на изготовление денежных знаков был выдан типографии Йохана Энсхеде, которая уже на протяжении многих лет снабжала страну и её владения банкнотами.
Серию открыли в 1966 году выпуском банкноты в 5 гульденов. Это была первая купюра такого достоинства (если не считать выпущенных в конце войны серебряных сертификатов).
На лицевой стороне — портрет великого голландского писателя и поэта Йоста ван ден Вондела.
На обороте — стилизованное изображение театра в Амстердама, где часто шли представления по его пьесам.
Два года спустя появилась купюра в 10 гульденов — с автопортретом великого художника Франса Хальса,
а попозже — знак в 25 гульденов с портретом музыканта Яна Свелинка.
Билеты в 100 и 1 000 гульденов немного отличались по внешнему виду, но были выдержаны в общем стиле.
Билет в 100 гульденов прославляет память великого мореплавателя Михеля де Рёйтера (на обороте — морской компас),
а тысячный билет посвящён памяти великого философа Бенедикта Спинозы.
В середине 70-х серия подверглась изменениям. В 1973 году обновили билет в 5 гульденов: в общем его дизайн остался прежним, были только изменены некоторые детали, а портрет был обращён вправо и увеличен в размере.
А 1977 году отпечатали билеты в 100 гульденов совершенно нового образца: никаких портретов — их место на обеих сторонах билета заняли изображения весьма распространённых в лесах Голландии бекасов.
По такому же образцу были выполнены и появившиеся в середине 80-х годов билеты в 50 и 250 гульденов. Их печать заказали с целью снизить количество билетов в 25 и 100 гульденов, на которые приходилась основная масса расчётов.
Оформлением купюр в 50, 100 и 250 гульденов занимался художник Йоханнес Крёйт. Один из голландских журналистов, рассказывавший о новых деньгах, выразился так: «Я бы назвал их деньгами будущего». Ими, в частности, вдохновлялся Роберт Калина, создавший банкноты евро.
Темой оформления знаков в 50 гульденов Крёйт выбрал подсолнечник: на лицевой стороне изображён цветок крупным планом,
а на обороте — целое поле этих цветов и стилизованные фрагменты карты Нидерландов.
Для защиты этих купюр от подделок применили инновации — на обороте нанесли ряд вертикальных полос; если быстро провести по ним ногтем, то можно услышать жужжание пчелы.
Голландия — морская страна, и, чтобы выразить эту идею, художник для билетов в 250 гульденов использовал изображения маяков.
На лицевой стороне — это маяк Вест Схаувен (построенный в 1837 году близ посёлка Хамстед).
На обороте — маяк на острове Амеланд. Кроме того, для защиты банкноты от подделок применили микрошрифт: список маяков Голландии и их позывные.
см. также: