Найти в Дзене
Эстетика бонсай

Мы в музей, кто с нами?

Оглавление

На протяжении нескольких лет я очень много читаю о культуре бонсай и ее распространении по миру. Обращаясь к истории бонсай в России, я крайне осторожно публикую информацию – очень много прекрасно пишущих, великолепно говорящих и регулярно создающих интересные видеоматериалы людей выступают на этом поле. Только недавно войдя в современное российской сообщество бонсай, я еще долго буду испытывать робость при публикации таких материалов. Но все чаще информационные поводы дают сами создатели бонсай.

Однако, начав общаться с представителями российского сообщества бонсай, прочитав, просмотрев, осмыслив многие моменты развития бонсай на территории Российской Империи, бывшего СССР, современной России и всего русскоязычного сообщества в целом, я вижу возможность создания некоего виртуального музея бонсай.

Бонсай  кедр из питомника, расположенного в селе Курлек,  томского ученого Сергея Горошкевича на выставке 2019 года в Краеведческом музее Томска.  Источник:  https://www.tvtomsk.ru/news/52075-bonsaj-iz-kedra-tomichi-mogut-uvidet-na-vystavke-v-kraevedcheskom-muzee.html
Бонсай кедр из питомника, расположенного в селе Курлек, томского ученого Сергея Горошкевича на выставке 2019 года в Краеведческом музее Томска. Источник: https://www.tvtomsk.ru/news/52075-bonsaj-iz-kedra-tomichi-mogut-uvidet-na-vystavke-v-kraevedcheskom-muzee.html

Виртуальность этого музея обусловлена тем, что большинство исторических коллекций бонсай по самым разным, часто вполне объяснимым причинам практически утрачено. Удалось прочитать, что в России насчитывается около 80 ботанических садов, в недрах которых, конечно, тоже могут сохраняться деревья в плошках. Но сейчас известны единицы экземпляров в Москве (Ботанический сад МГУ - «Аптекарский огород»), Санкт-Петербурге (несохранившаяся коллекция С.П. и П.П. Дурново, представленная на выставках 1903-1908 гг.), а позднее – сохранившиеся до наших дней несколько деревьев в Ботаническом саду БИН РАН, привезенных после 1945 года с острова Сахалин.

Эти сохранившиеся деревья - образцы флоры того или иного региона планеты и представляют огромную ценность в первую очередь с этой стороны. Однако, произрастая в контейнерах, эти деревья нуждаются в специфическом уходе. Во вторую, но не менее важную очередь они – аутентичные образцы японской культуры, связанной в определенные периоды с историей нашей страны. Изучение и демонстрация этой стороны их пребывания в России – одна из задач современного сообщества бонсай.

Я не вижу никакой возможности и необходимости собирать воедино те несколько, возможно, десятков образцов исторических бонсай. Напротив, считаю распределенность их по территории России полезной. Думаю, что возможно изучить и представить, взаимодействуя с организациями, которые содержат эти деревья, их историю появления. Каждое такое растение может «рассказать» о множестве людей, которые обязательно ежедневно присутствовали в их жизни.

Изучению и популяризации могут подлежать авторские коллекции, которые создавались во второй половине XX века. Сад бонсай, отдельным экземплярам которого уже около 40 лет, созданный Ю.В. Овчинниковым (Новосибирск), на сегодняшний день, очевидно, один из самых успешных примеров коллекций. Сегодня в надежных руках историческая часть коллекции бонсай А.А. Анненкова, которая находится в питомнике растений «Добрый Жук» (Крым). Руководит питомником Александр Пожидаев, имеющий также собственную коллекцию деревьев. Все деревья демонстрируются в питомнике и поддерживают интерес к бонсай у жителей и гостей региона.

С особым пиететом следует отнестись к изучению деятельности Клуба «Бонсай» под руководством Т.П. Белоусовой, который был организован после и благодаря получению коллекции японских бонсай, переданных в Фондовую оранжерею БИН РАН (Москва) в 1976 году. Благодаря деятельности Клуба «Бонсай» в этот период к распространению бонсай в России были причастны многие и многие международные общественные организации, музеи, специалисты по культуре Японии, представители смежных искусств.

Не буду пока перечислять имена всех современных деятелей бонсай в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Крыму, Хабаровске, Старом Осколе, Томске, других городах России, которые под влиянием ряда самых разных причин начали самостоятельное путешествие в этом искусстве. Думаю, все еще впереди. К ним следует отнести и специалистов по керамике, которые освоили производство контейнеров для бонсай, отдельные страницы виртуального музея, несомненно, должны быть посвящены каждому из них.

Современные художники и их коллекции могут быть представлены через ряд физических выставок, примеров которых на самом деле очень много на протяжении всей истории развития бонсай в России и в бывшем СССР. Но знакомство с ними может происходить и в виртуальном пространстве. Не всегда на реальной выставке вам удастся поговорить с мастером и задать нужные вопросы. Знакомиться с экспонатами в виртуальном пространстве, отнюдь не хуже, хотя, согласна, что деревья нужно смотреть не в плоскости экрана. Виртуальное представление коллекций может дать ретроспективу развития деревьев, изображение их в различные сезоны года, историю их взаимодействия с тем или иным мастером, участие дерева в различных мероприятиях – это и есть «история» дерева. Здесь же можно будет приводить примеры совместного творчества.

Некий виртуальный (интернет -, аудио - , видео - ?) ресурс может объединять рассказы обо всех известных деревьях, историях их появлениях и художниках бонсай, а доступ к нему может осуществляться из любой точки мира. В интернете сейчас очень много информации о современном бонсай, но бонсай – это продукт времени, он «историчен» по сути. Еще одно преимущество виртуального ресурса в том, что он может предоставлять структурированную информацию, позволяя пользователю с помощью навигации выбрать собственную траекторию просмотра материалов. Рассказы, события и изображения должны быть связаны между собой. Это может быть история конкретного дерева, рассказы о деятельности определенного художника, возможность выбора ближайшего мероприятия или точки, где можно познакомиться с той или иной коллекцией и т.д., и т.п. А порталом (входом) в это собрание материалов могут служить пресловутые QR-коды у тех немногих образцов бонсай, которые стационарно расположены в оранжереях перечисленных выше ботанических садов или местах расположения частных коллекций, доступных для посещения.

Конечно, возможные виртуальные ресурсы могут быть созданы и для знакомства с определенной коллекцией (впрочем, они также могут быть объединены в общем портале). Но существуют «экспонаты», которые, хотя и связаны с конкретными событиями, но значимы для всей истории бонсай в России. Не раскрывая пока интриги авторства идеи, скажу, например, что я озадачилась поиском некоего номера журнала «Наука и жизнь» (физического экземпляра, выходных данных или скана страниц хорошего качества). Журнал, очевидно, был выпущен в 1976 году (но не позднее начала 1980-х) и посвящен, вероятнее всего, передаче в СССР исторической коллекции японских бонсай, которые были размещены в Фондовой оранжерее Главного ботанического сада в Москве. Предполагаемая ценность этого журнала в рассказе о факте передачи коллекции, нескольких впечатляющих фотографиях деревьев и самого события, официальном перечне людей, причастных к нему. И главное в том влиянии, которое журнал оказал на автора этого сообщения.

Может быть, кто-то сможет поделиться этой информацией, сделав один из первых вкладов в будущий виртуальный музей бонсай?

Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.

Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.

Смотрите на канале

«Эстетика бонсай» ВКонтакте