О двух выставках 2013 и 2014 года, проходивших в Одессе и Белогорске, в своих видеоинтервью Кириллу Соколову («Студия бонсай», Москва) рассказали крымчане Александр Пожидаев и Михаил Грачев. Демонстрируя свои бонсай, мастера упоминали участие некоторых деревьев в этих выставках. Прошло почти 10 лет и стало интересно посмотреть, как изменились деревья. Мне удалось найти и сопоставить фотографии некоторых деревьев – участников выставок. В графической части статьи представляю вам несколько подборок «было-стало» деревьев, которые продолжают развивать и поддерживать эти мастера.
Александр Пожидаев - руководитель питомника декоративных растений «Добрый жук» (с. Донское). Начал заниматься бонсай с 2004 года. Профессиональный биолог-исследователь, работал в ландшафтной компании. Эта деятельность привела его к знакомству с А.А. Аннековым. Несколько лет назад Александр открыл питомник. На базе питомника создает площадку для общения людей, интересующихся бонсай. В питомнике в настоящее время хранится коллекция трех известных мастеров бонсай: А.А. Анненкова, М. Грачева. А. Пожидаева.
Слово «хранится» - не самое ходовое в бонсай. В этой культуре оно предполагает постоянную работу над десятками деревьями, которые, пройдя через ряд выставок, теперь уже имеют художественную и историческую ценность.
Михаил Грачев – пришел в бонсай в студенческие годы, в 2004 году, выращиванием комнатных растений занимается со школьных времен. Профессиональная деятельность не связана с растениями. Увлеченный любитель и пропагандист бонсай.
Анатолий Анатольевич Анненков – занимается бонсай с конца 1960-х годов. Его работы представлены во всемирном каталоге бонсай. Известный ландшафтный архитектор в Крыму, проживает в Ялте. Собрал большую коллекцию бонсай, которая многие годы демонстрировалась в парке «Айвазовское» (Партенит, Крым). Об этой постоянной выставке бонсай из коллекции А.А. Анненкова в интернете есть много публикаций. Мне удалось найти публикации 2011- 2013 годов.
Все три мастера представляли свои работы на обеих выставках 2013 и 2014 годов.
Международная выставка бонсай 2013 года проходила в Одессе, в мае 2013 года. Ее организатором выступала компания «Ваш сад». На выставке были продемонстрированы японские и китайские бонсай. Эти деревья создали особый колорит и обеспечили высокий уровень экспозиции в целом. Михаил Грачев и Александр Пожидаев провели мастер-класс по формированию белой сосны (pinus parviflora). Один из гостевых репортажей о выставке.
Ответная выставка 2014 года была организована в сентябре 2014 года в Белогорске. Особенностью обеих выставок, добавляющей сложность в организацию, являлось то, что это были сборные выставки. Время проведения и текущие события тоже играли роль. Подробный фотоотчет о выставке был опубликован на Форуме бонсай.
Михаил Грачев и Александр Пожидаев выступили организаторами выставки в Белогорске. В своем выступлении на Форуме бонсай Александр очень ярко сказал о важности проведения выставки:
«Считаю, что участие в подобных мероприятиях не только предоставляет возможность для живого общения, но и создает основу для личного роста мастера. Т.к. именно публичная демонстрация своих деревьев заставляет форсировать свои действия, собраться <…> и представить результат своей многолетней деятельности. Ведь ни одно искусство не заканчивается на мастере и его творении. Для каждого произведения необходим зритель, который является зеркалом для мастера, его обратной связью с внешним миром и зачастую мерилом самого произведения».
Прочитав о том, как готовилась выставка 2014 года, прослушав целиком прошлогодние интервью этих двух мастеров, я пришла к выводу, что своей осознанной деятельностью в области бонсай они становятся не только мастерами, на которых следует равняться. Они становятся философами «от бонсай», озвучивая свое представление и посильно приближая светлое будущее российского бонсай.
Приступая к работе в 2014 году, Александр говорил: «Сразу хочу сказать, выставка в Крыму будет, в каком бы формате ее не пришлось провести». Об организации разноуровневых регулярных выставок в России, думаю, задумываются многие бонсаисты. Многие верят, что «выставка будет». Видное место на этой выставке должны занять деревья трех мастеров, прошедших уже длинный путь в бонсай.
Блестящие слова А. Пожидаева из интервью:
«Нужно каждый раз подходить к бонсай как к некоторому материалу, из которого можно здесь и сейчас сделать нечто, произведение искусства на очень короткий этап. На следующий год, подходя к этому же бонсай, нужно его опять рассматривать как некоторый материал, который нужно здесь и сейчас улучшить с некоторой перспективой…»
Задачи понятны. А пока предлагаю окунуться в «воспоминания» о будущей выставке.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.